«Даже охранник был заинтересован в том, чтобы музей отреставрировали правильно»

В Казани завершена реконструкция здания Литературного музея Габдуллы Тукая.

В центре столицы Татарстана завершились ремонтно-восстановительные работы объекта культурного наследия регионального значения, известного горожанам как «Дом Шамиля», где сегодня располагается Литературный музей Габдуллы Тукая. Пока музей представляет собой полностью отреставрированное здание с пустыми залами. Но уже осенью он примет первых посетителей.

Дорого - богато

Двухэтажный каменный особняк был построен в начале XX века по проекту казанского архитектора Федора Амлонга и принадлежал генерал-майору Мухаметшафи Шамилю - сыну известного борца за национальное освобождение народов Кавказа шейха Шамиля аль-Гали.

В советское время дом пережил несколько реконструкций, в частности, в период перестройки его отдали под коммунальные квартиры. По этой причине была выполнена частичная перепланировка внутренних помещений и проведено центральное отопление. Позже в здании хотели организовать дворец шахмат, но от этой идеи отказались.

В 80-е был разработан проект реставрации «Дома Шамиля», согласно которому здание должны были приспособить под литературный музей, посвященный творчеству выдающегося татарского поэта Габдуллы Тукая. Сегодня «Дом Шамиля» является одной из наиболее ярких достопримечательностей Старо-Татарской слободы - широко известным архитектурным памятником и объектом культурного наследия регионального значения.

Никакой самодеятельности

Весь объем ремонтных работ занял год, до этого создавалась проектная документация и его утверждение. Восстановлением объекта занималось Главное инвестиционно-строительное управление Татарстана, подрядчиком была выбрана компания «Восток С». Работы обошлись республиканскому бюджету в 140 млн рублей.

Так, специалистами был укреплен грунт основания и усилен фундамент, выполнены работы по реставрации кирпичной кладки стен, фасада и интерьера. Утраченные элементы восстановлены. 

Как рассказала заместитель министра культуры Татарстана Светлана Персова, исходную планировку сохранить не удалось, поскольку за время существования здания она менялась несколько раз.

- В советские годы дом пережил несколько реконструкций. Историческая планировка здесь не сохранилась, только частично, очень мало элементов интерьеров. Планировку восстанавливать не стали. Здесь большие залы, которые объединили в себе несколько парадных комнат. Такое решение было принято в связи с тем, что здесь все-таки будет музей и ему нужны свои пространства, - объяснила Персова.

Все остальное воссоздавали по сохранившимся архивным документам и фотографиям. Так, например, появился зал с обоями того времени и зал с кусочком старинного паркета.

Что касается «первозданных» элементов, то удалось сохранить практически доподлинно лишь лепнину на потолках и стенах, массивную входную дверь и главную бетонную лестницу при входе.

- На главной лестнице - подлинные ступени. Восстанавливались лишь краевые части, потому что при реставрационных работах в 1980 году края и галерки были отбиты, а сверху залиты дешевым мрамором. При разборке стало ясно, что за материал был использован изначально. Чтобы выяснить это, мы брали специальные анализы, - рассказала о работах начальник отдела реставрации ГИСУ РТ Майя Морозова

Некоторые части поручней и балясин, увы, прогнили, поэтому их приходилось воссоздавать заново.

- Вся отделка и архитектура говорит о том, что жил здесь очень богатый человек. Старались учесть даже те покраски, которые были раньше, - какие года, какие краски присутствовали.

«Дышащие» стены

Отдельного внимания заслуживают витражные окна. Их узоры - это не современные пожелания, а «отпечаток» времени. Правда, стекла и рамы пришлось заменить полностью из-за высокого износа, но технологии сборки и установки соблюдались досконально. Как объяснила Майя Морозова, они сделаны «в две нитки» (в два слоя. - Ред.) без современных уплотнителей. Так в залах поддерживается естественная вентиляция, как и было раньше.

1/0

- Здание само по себе «дышит» и уникально тем, что таких строений в Казани практически не осталось, - отметила представитель ГИСУ РТ.

Интересно, что полы в коридорах полностью заменили на мраморные, хотя раньше они были в плитке или деревянные.

- Есть нормы по пожарному проектированию в первую очередь для посетителей, которые будут приходить в музей. Согласно им, на полу должны быть негорючие материалы, - отметила Морозова. - Само же здание полностью деревянное, именно поэтому возникли некоторые трудности со стропильной системой. Пришлось «лечить» испорченные части, местами дополнять их бетонными элементами, сохраняя основу.

Как добавила спикер, работы проводились, что называется, всем миром. Подрядчики старались выполнять всё аккуратно, а сотрудники музея искали архивные документы.

- Даже охранник музея был заинтересован в том, чтобы все получись интересно, без ошибок, - не без гордости заметила Майя Морозова.

Ездили в Питер, чтобы найти архивные документы.

Пиала сестры и посмертная маска

Вместе с «оболочкой» поменяется и наполнение музея: появятся новые уникальные экспонаты.

- Раньше главная экспозиция была на втором этаже, а внизу - конференц-зал, выставочный зал, касса, гардероб и одна экспозиция, рассказывающая о жизни Камала. В новой схеме будут задействованы оба этажа. Начинается все сразу со входа, возле главной лестницы, - отметила заведующая Литературного музея Габдуллы Тукая Гузель Тухватова.

На первом этаже будет задействовано три зала, один из которых отведен для детей, где их будут встречать герои произведений известного поэта. Здесь же расположится конференц-зал для литературных вечеров и музейных мероприятий.

На втором этаже - шесть залов. Там экспозиция начнется с книг поэта на разных языках и разных периодов. Конечно, подлинниками будут не все, некоторые книги предстанут в электронном виде. Но особое значение имеют экспонаты, более подробно рассказывающие о родных Тукая.

- Например, у нас в фонде хранится кувшин, который принадлежал матери Тукая. Новый экспонат - пиала, из которой любила пить чай его сестра, - говорит Гузель Тухватова.

Сейчас строители заканчивают работу и привезли некоторую мебель - стулья, банкетки, столы для работы с посетителями.

Кстати, Литературный музей Габдуллы Тукая - это не единственный объект культурного наследия, который дождался реставрации. На очереди особняк, где находится музей-квартира писателя Шарифа Камала, музей Салиха Сайдашева на ул. Горького, 13. В самом разгаре работы в зданиях Музея ИЗО и в усадьбе Сандецкого, а также в доме-флигеле.

Понравился материал? Поделись в соцсетях
0 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite