Госсовет Татарстана запретил «кошмарить бизнес» инвесторов МСЗ

Вердикт парламентариев: «Права и свободы человека могут быть ограничены только федеральным законом».
Вердикт парламентариев: «Права и свободы человека могут быть ограничены только
федеральным законом».

Комитет парламента Татарстана по экологии, природопользованию, агропромышленной и продовольственной политике обсудил поправки в Экологический кодекс РТ, запрещающие строить мусоросжигательный завод на территории населенных пунктов и менее чем за 10 км от их границы.

Поправки поправили

Депутат Госсовета РТ от КПРФ Артем Прокофьев вынес на заседание профильного комитета окончательную редакцию законопроекта о поправках в Экологический кодекс РТ, который поступил в татарстанский парламент еще в прошлом году. А возникла такая законодательная инициатива в связи с решением на федеральном уровне построить в России, в том числе в Татарстане, мусоросжигательные заводы. Как сообщается в пояснительной записке, «проект (строительства МСЗ. — Ред.) вызвал больше всего нареканий со стороны экспертов и яростный протест жителей нашей республики и районов Подмосковья, где запланировано строительство».

Госсовет Татарстана запретил «кошмарить бизнес» инвесторов МСЗ

Автор поправок опирается на мнение некоторых экспертов, которые утверждают, что упор на мусоросжигание ставит крест на развитии в стране технологий раздельного сбора и последующей переработки отходов — самого перспективного пути, по которому идет весь развитый мир. Кроме того, технология, предлагаемая компанией-инвестором «РТ- Инвест», рассчитана на наличие в стране системы сортировки мусора. Противники строительства МСЗ опасаются, что отсутствие в России раздельного сбора, в том числе опасных отходов, и внятной системы предварительной сортировки может привести к тому, что в топку попадет то, что сжигать опасно или категорически нельзя. 

Значительный процент современного мусора составляют различные пластики, которые выделяют диоксины.

В декабре 2017 года комитет Госсовета РТ по экологии, природопользованию, агропромышленной и продовольственной политике вернул законопроект Прокофьева на доработку, а затем продлил срок представления его к первому чтению. 

В итоге автор сократил количество поправок и сегодня предложил лишь четко сформулировать, что такое твердые коммунальные отходы и мусоросжигательный завод, а также запретить строить МСЗ на территории населенных пунктов и на расстоянии менее чем 10 км от их границ.  

Госсовет Татарстана запретил «кошмарить бизнес» инвесторов МСЗ

Однако на законопроект Прокофьева уже поступили отрицательные отзывы из аппарата Госсовета, аппарата президента Татарстана и прокуратуры республики. По мнению юристов, регулировать правовые нормы в сфере охраны атмосферного воздуха в связи с проектированием объектов — прерогатива федерального законодательства. Кроме того, СанПиН устанавливает защитную зону для таких объектов в радиусе от 500 до 1 000 метров, в зависимости от класса их опасности.

«Почему у нас такое недоверие к правительству?»

— Позиция, которую мы получили по отзывам, это прежде всего отзыв прокуратуры — представителя федеральной структуры, которая считает, что это выход за пределы полномочий, — отметил депутат Прокофьев, представляя коллегам доработанный текст законопроекта. — Такая позиция для меня удивительна, потому что Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» прямо наделяет субъекты страны правом вводить дополнительные ограничения. Кстати, и по Конституции России экологический вопрос находится в совместном ведении регионов и федерального центра. Но, к сожалению, позиция такая, и она стала даже жестче, если мы посмотрим и сравним отзывы, которые были на первую версию законопроекта и на вторую.

Однако Артем Прокофьев все-таки выразил надежду, что законопроект может послужить первым шагом для выстраивания диалога и поможет найти приемлемое решение. 

— Почему у нас такое недоверие к правительству? — удивился депутат Мухаметвалей Хуснутдинов скептическим настроениям по поводу экологичности МСЗ. — Это современный завод. А вы приводите какие-то доводы. Вчера одни доводы, сегодня — другие. 

Госсовет Татарстана запретил «кошмарить бизнес» инвесторов МСЗ

Депутат Прокофьев возразил, что доводы одни и те же и что они не изменились. При этом законопроект не предусматривает полного запрета строительства МСЗ. Объяснил он и недоверие к правительству.

— Почему так получилось? Я вам скажу, — продолжил депутат. — Потому что в течение года, когда люди стали высказывать сомнения по поводу этого проекта, муниципальные власти Казани и Зеленодольска должны были четко свою позицию обозначить. Но фактически позиция была всегда одна и та же, мол, мы ничего не знаем. И потом вдруг объявляют, что не только решение принято, а уже, оказывается, и участок куплен. Это, естественно, вызвало у людей просто взрыв возмущения. Вполне обоснованного. И после этого вполне логично, что они не доверяют властям.

Причем, по информации Прокофьева, депутаты Госсовета с народом все-таки встречались и вели диалог по этой проблеме, а вот городские депутаты, кроме представителя КПРФ, устранились от общения с жителями. 

— Более того, один из казанских депутатов позвонил и выразил возмущение, что на территории его округа встречаются с людьми, — добавил Прокофьев. — Нет чтобы самому прийти и поговорить с людьми, так он еще и возмущается. То есть не было на самом деле нормального диалога. 

Старший помощник прокурора Татарстана Галина Синякова отметила, что при нормотворчестве депутаты региональных парламентов часто допускают ошибку — вводят ограничения, которые выходят за рамки полномочий регионального законодательства. А согласно Конституции России, права и свободы человека может ограничить только федеральный закон.

Госсовет Татарстана запретил «кошмарить бизнес» инвесторов МСЗ

И только лишь в специальных случаях — при угрозе целостности и безопасности государства.

— В настоящее время существуют все механизмы, которые могут минимизировать вред от такого объекта, — продолжила она. — Есть санитарная защитная зона — километр в радиусе. Если что-то не устраивает, есть механизмы изменения границ этой санитарной защитной зоны. Давайте действовать теми методами, которые допустимы, и не нарушать положения Конституции.

Представитель государственно-правового Управления аппарата президента РТ Роман Сидаков тоже констатировал, что предложенный депутатом Прокофьевым законопроект противоречит федеральному законодательству, которое уже отмерило границы санитарных зон вокруг промышленных объектов, и менять их на региональном уровне нельзя.

Главный советник правового Управления аппарата Госсовета Татарстана Вера Борисова согласилась с коллегой, что решение данного вопроса невозможно без изменения федерального законодательства. Что же касается утверждения автора законопроекта, что природоохранные нормы возможно изменить на региональном уровне, то это не касается норм в сфере охраны атмосферного воздуха. 

— Мы можем вводить ограничение на использование нефтепродуктов, а также регулировать движение транспортных средств на охраняемых территориях, — перечислила она полномочия субъекта. — А более мы не можем вводить никакие ограничения.

Госсовет Татарстана запретил «кошмарить бизнес» инвесторов МСЗ

«Если будет на то добрая воля исполнительной власти» 

МСЗ — объект первой категории опасности, и санитарная зона вокруг него должна быть установлена в радиусе одного километра — это максимальное расстояние. 

— Но прежде чем завод будет простроен, проект должен пройти экологическую экспертизу воздействия на окружающую среду и общественные слушания с участием населения, — напомнила начальник отдела государственной экологической экспертизы нормирования Управления Росприроднадзора по РТ Елена Попова. — Вы все прекрасно слышите, что население сейчас очень активно. Даже более чем активно принимает участие в рассмотрении этого вопроса. 

Попова также сообщила, что в 2019 году вступит в силу Федеральный закон, что все объекты, имеющие источники негативного воздействия на окружающую среду первой категории, обязаны оснастить эти самые источники датчиками автоматического контроля. Результаты этого контроля станут поступать «в определенном порядке» в надзорные государственные органы. 

— И если будут на то добрая воля и желание органов исполнительной власти республики, а я думаю, что будут (мы в Министерстве экологии и природных ресурсов тоже очень интенсивно обсуждали этот вопрос), результаты этого мониторинга могут размещаться в средствах массовой информации, в режиме онлайн на сайте министерства и на сайте исполкома Казани. Вообще, все будет зависеть от того, насколько окажется выстроена система такого контроля.

Госсовет Татарстана запретил «кошмарить бизнес» инвесторов МСЗ

Черту под дискуссией подвел председатель комитета Тахир Хадеев, который признал, что проблему мусора все равно придется так или иначе решать, потому что с каждым годом в республике увеличивается его количество на 6% и это мина замедленного действия. Он заявил, что согласен только с той частью изложенного в пояснительной записке к законопроекту, где говорится о внедрении раздельного сбора мусора. Но в остальном вынужден прислушиваться к мнению экспертов и юристов.

— Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право на свободное использование своих способностей, имущества для предпринимательской и иной незапрещенной законом экономической деятельности, — подчеркнул Хадеев. — Как сказал тут прокурор, права и свободы человека могут быть ограничены только федеральным законом. Таким образом, поскольку федеральный закон не установил запрет деятельности по обезвреживанию отходов на территории населенных пунктов, ограничение строительства мусоросжигательных заводов на их территории незаконно. 

В итоге члены комитета по экологии, природопользованию, агропромышленной и продовольственной политике проголосовали за то, чтобы рекомендовать Госсовету отклонить законопроект о поправках в Экологический кодекс РТ, внесенный депутатом Прокофьевым. 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *