Одни противники МСЗ хотят собрать референдум, другие — мусор по разным контейнерам

Активисты собрались в исполкоме Казани для обсуждения «мусорного» вопроса.
Активисты собрались в исполкоме Казани для обсуждения «мусорного» вопроса.

В Казани провели вторую встречу рабочей группы по вопросу мусоросжигательного завода (МСЗ). После субботней дискуссии в Осиново с инвесторами МСЗ, а также воскресного митинга отношения между сторонниками и противниками проекта еще больше обострились. Однако собрание рабочей группы началось с песни, которую исполнил один из активистов движения против МСЗ. Он спросил у главы комитета ЖКХ исполкома Казани Искандера Гиниятуллина (встреча проходила в здании комитета), не против ли он песни о весне. Гиниятуллин попросил мужчину спеть. Активист песню спел, аккомпанируя себе на гитаре.

— Хочется, чтобы мы с любовью к своей земле решили этот вопрос, — заявил активист после того, как исполнил песню. 

— Неожиданное начало, — отметил Гиниятуллин, а после перешел к делу. — Сразу скажу, что все те вопросы, которые я получаю от вас, — через чат, по электронной почте и то, что мне передавали из рук в руки — все направлено на рассмотрение инвестору или в профильные ведомства для того, чтобы получить ответы. Ответы мы ждем. Я направил запрос в университет имени Арбузова о проведении мониторинга вокруг существующих объектов захоронения отходов поселка Осиново. Программу мониторинга по состоянию окружающего воздуха подготовил Росприроднадзор. Тут перечень из 26 наименований контролируемых веществ. Это все мы отправили, поговорил с директором, попросил сделать это бесплатно. И они эту работу проведут и предоставят результаты. В дальнейшем нам нужно будет найти экологов и передать это им, чтобы они сделали свои выводы, — рассказал глава комитета ЖКХ о проделанной работе.

На встречу пригласили профессора КФУ сотрудника кафедры природообустройства и водопользования Йусуфа Азимова. Активисты сразу высказали свои сомнения: «К заводу какое имеете отношение?!».

Одни противники МСЗ хотят собрать референдум, другие - мусор по разным контейнерам

— Никакого к заводу отношения не имею. Я гражданин, патриот, я хочу, чтобы в городе было чисто, чтобы мы перевели технологию обращения с отходами на более высокий уровень, который сегодня есть в Германии, Италии, — заявил ученый.

Азимова продолжали перебивать. Параллельно в нескольких частях зала активисты беседовали между собой.

— Не перебивайте, пожалуйста. Я же не сказал сжигать. Уже создана территориальная схема, но нет механизма управления. Разрешите, я расскажу об отходах. Самый мизерный процент отходов — 0,3-0,5% — это отходы первой и второй категории опасности, которые должны быть удалены. В отходах наших до 80% — нормальные вторичные ресурсы. В соответствии с законом за отходы отвечает его собственник. Нам с вами необходимо решить, кто собственник наших отходов. Ему и должны диктоваться условия — идет он на раздельный сбор отходов или на смешанный. Пока еще не все люди приучены собирать отходы раздельно, но давайте будем доверять нашим гражданам. Так мы обеспечим отбор вторичных ресурсов. За счет них определяется плотность. Когда мы отбираем и сортируем отходы по вторичным ресурсам, резко увеличивается плотность. Когда мы отберем до 50% отходов, на сортировку возле существующих полигонов они будут попадать в три-пять раз меньше. Мы пытались пойти на сортировочные станции, но нас не пускают. В Самосырово, например, лет семь назад ездил. Когда мусор сортируется, опасными для нас становятся загрязненные полимерные отходы. Имеются разработки, когда эти отходы подвергаются переработке и превращению в топливо. Технологии пиролиза, разработанные в КФУ, например, низкотемпературный пиролиз, лишают полимерные отходы молекулярной массы. И отходы в переработанном виде можно использовать при покрытии дорог или крыш, — рассказал профессор.

Одни противники МСЗ хотят собрать референдум, другие - мусор по разным контейнерам

Далее публика узнала, что при высокотемпературном пиролизе отходы превращаются в газ, который не содержит диоксины. Но одна мысль о сжигании мусора вызывала тревогу у слушателей. Люди в зале снова стали заявлять, что ни о каком сжигании речи идти не должно.

И снова прозвучали доводы — за границей делается все как полагается, а у нас завод строят только ради наживы для чиновников и ни о каких мерах безопасности речи идти не будет.

Вызывают недоверие у противников МСЗ не только эфемерные чиновники, но и обычные жители города. Активисты отметили, что приучить наше население к раздельному сбору мусора будет крайне сложно. Кто-то просто не будет обращать внимание на это, а кто-то при всем желании не сможет сдавать мусор раздельно — для этого в Казани повсеместно не создано условий.

— Это вопрос 15 минут. Мы в своей семье сели, поговорили, теперь собираем отходы раздельно. У меня дома специального контейнера нет, я на работу приношу пакет и выкидываю, — Искандер Гиниятуллин попытался развеять сомнения активистов в сознательности горожан. При этом чиновник отметил, что Казань остро нуждается в оснащении контейнерами для раздельного сбора мусора.

Одни противники МСЗ хотят собрать референдум, другие - мусор по разным контейнерам

Свои предложения по данной теме высказал активист Антон Голубков. Он отметил, что мощностей полигона «Восточный» не хватит на 10 лет, как полагают власти.

— Там четыре карты предполагается, пока построена только одна, — пояснил Гиниятуллин.

— У нас имеется большой автопарк техники, которая заточена под забор несортированного мусора, у нас нет автопарка, чтобы там было два бункера и собирали раздельно. Ужасное состояние контейнерных площадок по городу, у нас по-прежнему мало где встречаются контейнеры для раздельного сбора отходов. В казанских поселках вместо контейнеров бункеры, которые стоят абы где, без бетонированной площадки, и туда сваливается все подряд. У нас есть одна сортировочная станция в Левченко, якобы есть она на улице Родина, — обозначил проблемы активист.

Голубков предложил, чтобы в Казани появилась система раздельного сбора отходов, при том что в городе уже действует система обращения с отходами, которая не решает «мусорную» проблему. Активист призвал своих соратников принять участие в разработке системы раздельного сбора отходов, которая будет работать с заделом на будущее. Например, чтобы на контейнерных площадках появились отдельные баки для крупных отходов, пищевых отходов, для пластика и несортированного мусора.

Одни противники МСЗ хотят собрать референдум, другие - мусор по разным контейнерам

Также Антон Голубков выступил с предложением создать онлайн-сервис, который позволит контролировать работу мусоровозов. Поскольку в Казани эти машины оснащены системой ГЛОНАСС, горожане смогут следить, не поехал ли мусоровоз после сбора мусора на свалку, минуя сортировочную станцию. Активист предложил дополнить сервис возможностями измерения собранного мусора, чтобы пользователи видели, откуда, куда и сколько увезли отходов.

Один из участников встречи — житель «Салават Купере» сказал, что миновать мусоросжигательный завод не получится, если Казань не хочет повторить судьбу Волоколамска. При этом завод нужно строить не в Осиново, а далеко от жилых зон.

Между тем другие активисты выступили с инициативой организовать в Казани референдум, на котором жители сами определят — нужен городу завод или нет. Одна из активисток предложила проголосовать за эту инициативу, но рабочая группа не сразу смогла разобраться, кто за, кто против и нужно ли сейчас решать этот вопрос. Другие противники МСЗ задались вопросом: а кто будет считать голоса на референдуме?

Одни противники МСЗ хотят собрать референдум, другие - мусор по разным контейнерам

Так или иначе, противники строительства мусоросжигательного завода и власти города продолжают трудные переговоры по «мусорной» теме. Быть может, их дискуссии плавно перейдут в действия исполкома по оснащению Казани контейнерами для раздельного сбора отходов. Отменит ли это необходимость в мусоросжигательном заводе — вопрос остается открытым.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *