«Какой бы ты ни был гениальный, нельзя ничего сделать в вакууме»

Бизнес не обращает внимания на санкции
Бизнес не обращает внимания на санкции, считая Татарстан привлекательной
площадкой для инвестиций.

Российский венчурный рынок претерпел значительные изменения за последнее время, причем Татарстан вышел в этом вопросе на передовую, но по мировым меркам развитость частного инвестирования в стартапы все еще низкая.

Марат Ахметов заинтересовался стартапом из Москвы с казанскими корнями

В Казани стартовал очередной Российский венчурный форум, который собрал экспертов и инвесторов со всего мира, чтобы на татарстанской площадке обменяться мнениями и поделиться опытом. Здесь же свои проекты представили около 50 разработчиков, отобранных среди 500 претендентов из 24 стран мира. Они претендуют на прохождение программы акселерации и инвестиции до 10 млн рублей.

Так, после торжественного открытия форума делегация во главе с президентом Татарстана Рустамом Миннихановым и помощником президента России Андреем Фурсенко отправилась в «рейд» по экспозиции с проектами. Возле одного стенда первые лица задержались, что-то увлеченно обсуждая.

— Марат Готович! — внезапно позвали они министра сельского хозяйства и продовольствия Татарстана Марата Ахметова. И вот уже вместе с ним они продолжили разговор.

Интерес вызвала московская компания «Модесто Групп», основателями которой являются три молодых парня — Ильдан Гиззатуллин (родом из Казани. — Ред.), Никита Бейгул и Сергей Мудрецов.

«Какой бы ты ни был гениальный, нельзя ничего сделать в вакууме»

— Мы разработали платформу, которая напрямую связывает оптового покупателя, производителя цветочной продукции и транспортного оператора. За счет этого покупатели могут экономить до 20 процентов. В первую очередь это достигается за счет того, что мы убираем посредников в лице брокера и крупного оптовика. Также за счет автоматизации основных процессов и подключения комплексного решения логистики, — рассказал о концепции проекта корреспонденту KazanFirst Никита Бейгул.

— На текущий момент платформа работает на рынке, к ней подключено более 20 производителей цветочной продукции. Распространяется на российский рынок, а производители из Эквадора, Голландии, Кении. Далее планируем развивать рынок маркетплейс — это интернет-магазины b2b, туда хотим интегрировать сельскохозяйственную продукцию, давать возможность выходить на экспорт, — подхватил его Ильдан Гиззатуллин

Именно последняя идея и заинтересовала Марата Ахметова — выход татарстанской продукции на внешние рынки с помощью платформы.

К слову, стороны обменялись контактами и договорились о будущей встрече в министерстве.

Санкции и инвестиции

Собравшиеся эксперты венчурного рынка в один голос отмечали, что санкции никак не повлияли ни на подготовку форума, ни на процесс инвестирования. Во всяком случае, глобально.

«Какой бы ты ни был гениальный, нельзя ничего сделать в вакууме»

— Потому что бизнес и политика — несколько разные сектора. Политики вершат свое, а предприниматели работают, зарабатывают деньги, хотя и вынуждены считаться с политическими аспектами, но, тем не менее, бизнес преобладает. Количество иностранных компаний, судей и спикеров показывает, что санкции не повлияли. Во всяком случае, для Татарстана, — считает исполнительный директор Российской ассоциации венчурного инвестирования Альбина Никконен.

Ее поддержала коллега из Силиконовой долины с русскими корнями -управляющий директор компании Global Tehnology Capital Александра Джонсон.

— Есть ли венчурный капитал в России? Да, есть. Потом каким-то образом случилось, что Казань стала сначала одним из центров, а теперь, по-моему, это одна из главных инвестиционных площадок, — заметила она. — Мы любим говорить, что предпринимательская деятельность границ не знает. Новейшие технологии всегда по своей природе глобальные. Да, правильнее было бы с моей стороны сказать, что «нет, санкции не повлияли». Но зная то, что я знаю, могу сказать, что процесс изменился. Нельзя ничего сделать в вакууме. И какой бы ты ни был гениальный, если нет обмена существующими технологиями, понимания того, что уже создано в мире, то каждый раз изобретать велосипед будет сложно. С этой точки зрения в это непростое время диалог должен остаться.

«Какой бы ты ни был гениальный, нельзя ничего сделать в вакууме»

Джонсон добавила, что после введенных санкций много компаний переехало в Силиконовую долину, потому что американский технологический рынок больше. Но достаточно компаний остались в России и продолжают работать на внешний рынок. А помогают обходить запреты технологии типа блокчейн.

— Я верю в то, что политические штормы пройдут, а предприниматели в любое время будут работать. Повлияло ли это (санкции. — Ред.)? Да, повлияло. Изменило ли в корне? Нет, не изменило.

Более того, эксперт из США подчеркнула, что сам Татарстан очень дружелюбен и ее делегацию так же дружелюбно встречают в Америке.

«Нет доверия к тем инновациям, которые произведены в России»

В ходе пленарного заседания Альбина Никконен привела статистику развития венчурного рынка в России за последние 10 лет. Даже несмотря на то, что цифры указывали на сокращение объема венчурных инвестиций в три раза за это время, она делала акцент на том, что все еще впереди, развитие не за горами и число венчурных фондов будет расти.

— Позитивным сигналом служит то, что практически все новые частные венчурные фонды, вышедшие на российский рынок в прошлом году, были запущены предпринимателями с российскими корнями. В свою очередь, примерно пятую часть составили венчурные фонды с государственным участием, — отметила спикер.

Кроме того, 2017 год показал стабильность, без резких скачков и изменений к 2016 году.

Так или иначе, инвесторы в России все-таки предпочитают проверенные, стабильные проекты, а стартапы так и не нашли своей ниши. Но разработчики стараются и становятся лучше.

— Раньше представляли то, что умели. «Мы умеем вот так, найдите этому применение», — высказался Андрей Фурсенко. Теперь же, по его мнению, люди, которые предлагают разработку, думают, как на ней можно заработать. В этом произошло существенное изменение. Надо подождать. Через два-три года об этом будут думать и те, кто будет использовать эти разработки, — уверил помощник президента России. 

Но куда грустнее обстоит ситуация с отношениями российских инвесторов и российских производителей. Он отметил, что предприниматели часто пытаются привлекать государственные деньги, при этом свои средства они не инвестируют.

«Какой бы ты ни был гениальный, нельзя ничего сделать в вакууме»

— Это связано с тем, что нет реальной заинтересованности в снижении издержек за счет инноваций. Нет мотивации. Может быть, нет доверия к тем инновациям, которые произведены в России. Проще закупить что-то за рубежом, сделанное под ключ, — объяснил проблему Фурсенко.

На все хвальбы в адрес Татарстана президент республики Рустам Минниханов ответил, что субъект хоть и продвинулся по части венчурного инвестирования, но еще не так далеко. Но при должном терпении и последовательности все получится. По его мнению, серьезные шаги по разработке инвестиционно привлекательных проектов делает Иннополис, а вот университеты не дорабатывают в этом вопросе.

— Здесь ректоры есть? Вы нам несколько проектов приносите, но от вас должен быть основной массив. Этого мы пока не видим. Есть у нас некие моменты. Если мы сумеем вас расшевелить, то наше дело пойдет еще лучше. Мы не должны закрываться, так как ничего секретного нет, — обратился Минниханов к залу. 

Он подчеркнул: чтобы чего-то добиться, нужно двигаться, искать инструменты и рынки.

— Вообще, рисковать могут молодые. Типа меня… -замолчал на секунду президент, вызвав аплодисменты в зале. — Но я уже не молодой. Нам есть что терять, у нас есть положение, активы. Молодой же человек не скован, ему надо двигаться.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: