«Мы не должны способствовать разобщению на национальной почве»

Законодательная коллизия депутатов Госдумы может привести к расколу в обществе.
Законодательная коллизия депутатов Госдумы может привести к расколу в обществе.

Группа депутатов внесла в Госдуму законопроект о поправках в закон «Об образовании в РФ», который вызвал резонанс не только в Татарстане, но и в других национальных республиках. Согласно этому документу, «преподавание, изучение государственных языков Российской Федерации осуществляется на добровольной основе и не может осуществляться в ущерб преподаванию, изучению государственного языка Российской Федерации». Кроме того, изменения предполагают «изучение родных языков с учетом потребностей обучающихся и их родителей».


Читайте также: «Кто придумал, что татарский язык у нас преподается насильственно?»


О позиции депутатов российского парламента от Татарстана по законопроекту, который предполагает добровольное изучение родных и государственных языков народов России, KazanFirst рассказал депутат Госдумы от республики Равиль Хуснулин

«Мы не должны способствовать разобщению на национальной почве»

— Равиль Камильевич, на каком этапе рассмотрения новый закон «Об образовании в РФ», который уже наделал столько шума в Татарстане?

— Насколько я знаю, законопроект только внесен. И, честно вам скажу, единого мнения депутатов, в том числе из комитета по образованию и науки, относительно этого проекта нет. Я знаю, что депутаты, представляющие национальные регионы, категорически против этого законопроекта и не собираются к нему присоединяться. И на мой взгляд, сейчас, конечно же, нужны дополнительные консультации. Потому что получается абсурдная ситуация. Там ведь речь идет о родных языках. Значит, русский язык, имеющий статус родного, тоже можно изучать факультативно. Так ведь? Но русский как государственный должен изучаться в полном объеме. И возникает некая коллизия: один родной язык изучается в обязательном порядке, а другие родные языки — факультативно. Это, конечно, может вносить определенный дискомфорт и конфликтную ситуацию. Особенно в таких регионах, как Дагестан, где говорят на 14 языках. Понятно, что они не могут быть все государственными, но они могут быть родными. В общем, очень много вопросов. 

На сегодняшний день есть настрой у ряда депутатов инициировать дополнительные консультации в правительстве. Тем более мы пока не знаем, какой будет состав правительства. Идут разговоры, что Министерство образования и науки будет поделено на два — министерство образования и министерство науки и высшего образования. Но кто будет их возглавлять, кто будет законопроектом заниматься, пока не ясно. Одно ясно, что законопроект в таком виде, в каком он сейчас есть, носит конфликтогенный характер. 

— Тогда зачем этот законопроект вносили, если ничего не ясно? И почему среди инициаторов — представители национальных регионов? 

— Я видел фамилии этих людей, которые выступили авторами законопроекта. Да, там есть представители Чувашской Республики, Чеченской Республики. Но я не знаю, насколько избиратели дали полномочия депутатам по этому сложному вопросу.  Я говорил с депутатами, входящими в комитет по образованию и науке, в том числе с представляющими национальные республики, и они категорически не приемлют этот законопроект в таком виде. 

— То есть вы полагаете, что законопроект даже до комитетов не дойдет? 

— Он, может быть, и поступит в комитеты. Потому что раз поступил в Думу, он должен пройти обсуждение. У нас очень жесткая процедура рассмотрения законопроектов. Другое дело, комитет ведь может дать и отрицательное заключение. Мы часто сталкивались с тем, что не все законопроекты, которые даже правительство вносит, получают одобрение в комитетах. И бывают коллизии, бывают такие ситуации, когда на пленарном заседании разворачиваются жаркие дискуссии по тем или иным законопроектам, внесенным правительством. И не всегда они проходят в том виде, в котором вносятся. А здесь тем более — вносит не правительство, а депутаты. Поэтому, я думаю, будет очень много дискуссий и жарких споров. У нас пройдет первое заседание пленарной сессии 8 мая, потом 10-го, но насколько я знаю по повестке дня, на них обсуждение этого вопроса пока не вынесено, потому что профильный комитет — по образованию и науке — его даже не обсуждал. Понятно, что какие-то комитеты могут быть и соисполнителями. Например, наш комитет по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, который я представляю. Потому что вопрос этот касается как минимум ставки преподавателей, это касается бюджета школ, бюджета министерств образования. Если человек теряет официальные часы и получает факультативные, значит, он теряет в зарплате. Этих преподавателей нужно куда-то пристраивать, как-то их переквалифицировать. 

«Мы не должны способствовать разобщению на национальной почве»

Кроме того, такой статус государственного языка национальных регионов «нравится-не нравится» сам по себе некорректный. А кому-то не нравится, допустим, математика. Родители считают, что, мол, у меня сын — гуманитарий и будет поступать на филологический. Зачем ему математика? Так можно до чего угодно договориться. Поэтому я считаю, что законопроект «сырой», требует серьезного обсуждения и дополнительных консультаций. И здесь торопиться не надо, потому что национальный вопрос — очень тонкий вопрос. Мы же уже знаем, куда все зашло, когда осенью прошлого года прокуратура проверяла школы у нас, в Башкирии, Удмуртии, Чувашии и других национальных республиках. Мы должны способствовать консолидации общества, а никак не разобщению. Тем более на национальной почве. 

— И вам не кажется странным, что именно тогда, когда все эти страсти, связанные с проверками, улеглись и когда начался конструктивный диалог между Москвой и национальными регионами, возник этот законопроект? Как будто чтобы специально обострить ситуацию. 

— Мне трудно судить, насколько это странно. Но я сам узнал о нем из официальных источников, поскольку не вхожу в профильный комитет. И как только информация прошла, мы тут же с нашими коллегами — депутатами из Татарстана — обсудили эту инициативу. Мы считаем, что в таком виде законопроект даже вносить нельзя. Он может вызвать раскол в обществе, особенно в национальных республиках, где отношение к языкам очень трепетное. 

«Мы не должны способствовать разобщению на национальной почве»

И еще раз повторю — у нас русский язык параллельно имеет статус как родного, так и государственного. Это будет постоянно вносить раскол. Почему один родной и государственный язык должен изучаться в обязательном порядке, а другой — добровольно. Есть и другие вопросы. Например, в Тюменской области татары хотят изучать язык как родной. Но нет ни методики, ни нормативной базы, ни учебников, которые требуются и которые утверждены федеральным образовательным стандартом. Тут очень много всего. Моя позиция — мы будем рекомендовать пока не вносить проект о внесении изменений в закон об «Образовании в РФ» на обсуждение парламента. Я думаю, мои коллеги — депутаты от Татарстана — поддержат эту позицию.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *