«В Боровом Матюшино визгу будет выше крыши»

Тысячи участков в Татарстане оказались под угрозой уничтожения.
Тысячи участков в Татарстане оказались под угрозой уничтожения.

Жители прибрежных зон в Татарстане столкнулись с серьезной проблемой. По правилам, которые внесены в Водный кодекс России, на реках длиной более 10 километров создается береговая полоса глубиной 20 метров, доступ к которой должен быть открыт для всех. 

Но когда ставили на кадастровый учет береговую линию Куйбышевского водохранилища (р. Волга), почему-то не учли, что Куйбышевское водохранилище появилось на карте нашей страны в 1957 году, наполнившись, как ванна, после возведения ГЭС на территории современного города Тольятти. Земельные участки под дачное строительство выделялись начиная с тех времен, зачастую до уреза воды. 

«В Боровом Матюшино визгу будет выше крыши»

Прошло 60 лет, в течение которых берега активно размывались, а береговая линия была установлена Росводресурсами в соответствии с сегодняшним состоянием. По сведениям местных жителей, когда участки выделялись, то расстояние до воды у кого-то было 50 метров, у кого-то 30. За 60 лет Волга берег размыла. И у кого-то осталось 10 метров до уреза воды, а у кого-то два.

— По букве закона береговая общедоступная полоса составляет 20 метров и поэтому сейчас мы вынуждены составлять протоколы об административных правонарушениях за установку заборов по периметру земельных участков, ограничивающих доступ к береговой полосе водного объекта общего пользования, — рассказал KazanFirst начальник отдела надзора за водными и земельными ресурсами управления Росприроднадзора по РТ Михаил Круглов.

«В Боровом Матюшино визгу будет выше крыши»

По его словам, рейдовые проверки начались в 2017 году с Зеленодольского района, где расположены около 300 участков-нарушителей. Собственники 100 из них установлены и проходят процедуру привлечения к административной ответственности. По 15 делам Мировой суд и суд Зеленодольска уже вынесли свои решения.

— Собственников остальных 200 участков мы установим, вопрос времени. Тем более сейчас начинается дачный сезон и всех можно будет найти и опросить, — добавляет собеседник.

Что касается прошедших судебных заседаний, то суды констатировали, что заборы действительно ограничивают доступ к береговой полосе водного объекта. Сейчас люди, привлеченные к административной ответственности, заявляют, что Водный кодекс применяется ко всем отношениям, возникшим после его введения. Этот аргумент звучал и в суде. Но судья пояснил: «Мы же наказываем не только за действие, но и за бездействие. То есть как только закон вступил в законную силу, часть забора, расположенного на береговой полосе, собственник должен был убрать».

«В Боровом Матюшино визгу будет выше крыши»

Росреестр в прошлом году провел инструментальные замеры участков Зеленодольского района с учетом установленной береговой линии Куйбышевского водохранилища и пришел к выводу, что у кого-то полностью, у кого-то частично участок находится на береговой полосе. При этом прокуратура, имеющая полномочия на оспаривание правильности установки границ Куйбышевского водохранилища, в суд не обращалась и ждет результатов  работы Росприроднадзора, который фактически оказался в этой истории крайним.

Следует отметить, что по Водному кодексу дачники закон нарушают, а по Гражданскому кодексу — все в порядке, поскольку он защищает частную собственность и дает возможность построить на земельном участке, оформленном в собственность, хоть дом, хоть сарай, хоть забор.

— Если рассмотреть Гражданский кодекс и статью 262 «Доступ на земельные участки», но там есть разграничения: каждый гражданин вправе беспрепятственно находиться на земельном участке, который находится в государственной и муниципальной собственности. А если земельный участок в частной собственности, то никто не имеет права находиться на нем без разрешения хозяина. А согласно статье 6 Водного кодекса, в которой нет такого разграничения, мы можем заявиться хоть на береговую полосу Водоканала, Оргсинтеза, завода имени Горького, а туда не может быть свободного доступа по определению, — отметил Михаил Круглов.

«В Боровом Матюшино визгу будет выше крыши»

Содержи формулировка статьи 6 Водного кодекса РФ уточнение — «Каждый гражданин вправе пользоваться береговой полосой, находящейся в государственной и муниципальной собственности» или «Каждый гражданин может пользоваться береговой полосой, если это не противоречит иным федеральным законам», то в таком случае закон не спотыкался бы о противоречия.

Пока же под угрозой не только заборы, но, по сути, и дома, и любые хозпостройки, расположенные на береговой полосе. Утешает их владельцев то, что речи о сносе строений пока не идет. Только суд может постановить сровнять с землей застроенную территорию. При этом всегда есть возможность оспорить решение в высшей инстанции. 

— Если Верховный суд определит: «Да, нарушение есть, заборы на береговой полосе незаконны, их надо снести», то надзорные органы не ограничатся проверками только в Зеленодольском районе. У нас есть Адмиралтейская слобода, Зеленый Бор и т. д. В Боровых — там, сами знаете, какие коттеджи стоят, там визгу будет выше крыши, но перед законом все равны. Хотя по-человечески я людей понимаю, ведь у большинства участки приобретены и отстроены законным путем, — объяснил Михаил Круглов. — Недоработка действующего законодательства больно бьет по добросовестным приобретателям.

Проблемы с землями в прибрежной зоне уже получают общественный резонанс. В поселках создаются группы активистов, готовых отстаивать свое право на неприкосновенность частной собственности. По словам жительницы поселка Васильево Марины Даниловой, люди чувствуют себя зверями, загнанными в клетку.

«В Боровом Матюшино визгу будет выше крыши»

— Мы находимся меж двух стихий — административной и водной. С водной стихией гораздо сложнее. Берег подмывается. Никто за этим не следит, никто природоохранной зоной не занимается. Если береговую линию утвердили в 2016 году, почему никто об этом не знал? Сейчас создана административная комиссия в связи с тем, что мы якобы ограничиваем доступ к воде и на ту же самую береговую полосу, — сетует она.

Женщина рассказывает, что дом она купила в 2012 году с уже существующим участком и ограждением. Прошла все процедуры оформления в Регпалате, кадастровый надзор — никто никаких претензий ей не высказывал. 

— Потом пошла такая кампания, что нужно делать перерегистрацию земель в связи с обновлением данных каких-то. Тем не менее я это тоже провела и ждала оформления документов несколько месяцев. В 2016 году к нам приезжает специалист, делает замеры, все проверяет, отправляет в Зеленодольский исполком, потом в Казань, потом обратно, только после этого нам выдали разрешение на право собственности, никаких отказов не было, — продолжает Данилова.

И вот спустя два года после получения документов собственница участка столкнулась с тем, что под угрозой сноса оказался угол забора, где стоит баня. 

— Мы живем как на бомбе. Поэтому говорить о том, что у нас все хорошо, было бы неправильно. Потом к реке приезжает молодежь, они пьют, буянят до ночи. Мы постоянно с ней воюем. Да, есть граница водоохранная, но давайте сделаем ее только для пешеходов, а не для машин, — сетует жительница Васильево. 

«В Боровом Матюшино визгу будет выше крыши»

Она требует, чтобы власти занялись укреплением берега, иначе ее дом рано или поздно просто смоет в Волгу. Сама Марина не может провести эти работы, поскольку опасается преследований со стороны надзорных органов.

Данилова оказалась из числа тех 15 лиц, кого уже оштрафовал Росприроднадзор. Впрочем, она намерена обжаловать решение суда. И призывает это делать всех остальных. До августа через судебные процессы должны пройти ещё 85 собственников участков, расположенных вдоль береговой линии. Только массовость поможет обратить внимание на проблему, с которой могут в скором времени столкнуться тысячи татарстанцев, уверена собственница участка.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *