«Если строить МСЗ по технологическому регламенту, то проблем не будет»

«Если строить МСЗ по технологическому регламенту
Эксперт рассказал, как сделать так, чтобы жители не боялись мусорного завода.

При каких условиях в Татарстане можно строить мусоросжигательный завод, рассказал KazanFirst председатель общественного совета при Минэкологии РТ старший научный сотрудник лаборатории прикладной экологии ИПЭН АН РТ Евгений Игонин

Строительство под Казанью мусоросжигательного завода — это часть федерального проекта «Энергия из отходов», согласно которому в России появятся четыре таких предприятия — три в Московской области и один в Татарстане. Общий объем финансирования — 150 млрд рублей: примерно по 30 млрд пойдет на каждый подмосковный МСЗ и около 28 млрд — на татарстанский. 

По словам представителя инвестора, заводы строятся по технологии швейцарско-японской фирмы Hitachi Zosen Inova. Сжигая ТБО, МСЗ будет вырабатывать электроэнергию и продавать ее потребителям. Заводы в Московской области рассчитаны на сжигание 700 000 тонн в год и выработку 70 МВт электроэнергии, а завод под Казанью — на 550 000 тонн и выдачу 55 МВт. 

Предполагается, что МСЗ в Татарстане начнут строить осенью нынешнего года, а заработает он в 2022-м. Несмотря на то, что рассчитанный срок окупаемости проекта 18 лет, инвесторы обещают, что тарифы не вырастут. Противники МСЗ заявляют, что строительство завода повлечет удорожание электроэнергии и рост тарифов за вывоз и утилизацию ТБО, а сжигание неразделенного мусора опасно для человека и окружающей среды. 

«Если строить МСЗ по технологическому регламенту, то проблем не будет»

— Евгений Иванович, все сейчас спорят, будет нам лучше с МСЗ или хуже. Вы как считаете?  

— Если все делать в соответствии с проектом и технологическим регламентом, то особых проблем не будет. Во-первых, предполагается, что мусор будут привозить на завод уже отсортированным. То есть он не будет содержать отходов, запрещенных для сжигания, например, батареек и тому подобных. Во-вторых, там используется система очистки отходящих газов, которая способна улавливать вредные вещества, образующиеся во время сгорания. При правильной эксплуатации воздействие на окружающую среду можно свести к минимуму. Но я считаю, что для Казани мусоросжигательный завод на 550 000 тонн — это избыточная мощность. Ведь по технологии он должен принимать отсортированные отходы, значит, определенная часть мусора, образованного в Казани и окрестностях, не будет до него доходить, а значит, он не сможет работать на полную мощность. 

— К чему это может привести? 

— Это может привести к тому, что завод станет нерентабельным, а это, в свою очередь, может привести к повышению тарифов для потребителей. Кроме того, чем мощнее завод, тем больше выбросов. Нужно еще раз внимательно посмотреть и просчитать. Существуют различные методики расчета вредных выбросов, с учетом того, какой вклад в загрязнение окружающей среды вносят уже действующие предприятия. 

— Представители инвестора на одной из пресс-конференций заявили, что через четыре года жители Татарстана будут мусорить больше, поэтому, мол, понадобится такая мощность. Они не правы? 

— Как специалисту мне видится, что сейчас наша главная задача — это уменьшение образования отходов, а не их увеличение. А для этого нужно выстроить всю цепочку — от раздельного сбора мусора и до его переработки. Начать надо с того, что принять закон, обязывающий производить только биоразлагаемую упаковку. В Европе уже отказываются от тех же пластиковых пакетов, а мы, наоборот, увеличиваем их производство. И от населения многое тоже зависит — его нужно приучить к раздельному сбору отходов. 

«Если строить МСЗ по технологическому регламенту, то проблем не будет»

— Как это сделать? 

— Нужно начать эту работу с каждого подъезда, и управляющие компании должны быть обязательно задействованы в этом процессе. То есть образование отходов, сбор, вывоз, размещение — вся эта цепочка должна быть выстроена. И раз мы живем в рыночных условиях, то для того, чтобы повысить заинтересованность населения в раздельном сборе отходов, необходимы тоже какие-то рыночные рычаги. Самое простое — уменьшить тариф на сбор и вывоз ТБО для тех, кто включился в эту программу. Но опять-таки, если даже мы это звено выстроим, то куда эти разделенные отходы девать? Нужны предприятия для переработки вторичного сырья. Необходима вся цепочка. А у нас получается что? Строим мусоросжигательный завод как панацею от всего. МСЗ может только уменьшить площади, занимаемые отходами, а саму проблему замусоривания территорий он ни в коей мере не решает.  

— Но ведь в Казани уже есть мусоросортировочный завод. Зачем нам еще какое-то звено? 

— На этот завод везут грязный мусор. И только там его разбирают. Но переработчики не заинтересованы в загрязненном вторсырье. Ведь ту же бутылку надо отмыть, отделить этикетку, пробки и так далее. И получается, что производителю стекла намного дешевле купить сырье, чем переработать вторичное. В советское время была система Госснаба, которая регулировала этот вопрос, а сейчас его некому регулировать. Мне кажется, что государство опять должно организовать управление процессом образования, размещения, обезвреживания и утилизации отходов прежде всего на муниципальном уровне. В этой цепочке должны быть все задействованы — производители, население, управляющие компании, городские власти и так далее. Без этого дело никак не пойдет. 

Единственная альтернатива свалкам — комплексное управление отходами. Конечно, нужно просчитать, насколько целесообразно строить все предприятия по переработке вторсырья в Казани и вообще в Татарстане. Может быть, выгоднее выводить его туда, где это уже много лет налажено и работает? Например, в Ульяновской области перерабатывают текстиль, ну давайте туда его вывозить. Если стекло в Удмуртии перерабатывают, можно его туда отправлять. А в Лениногорске есть предприятие по утилизации аккумуляторов. Не надо изобретать велосипед. Надо просто все просчитать и правильно выстроить логистику. А в Татарстане можно построить предприятие по переработке вторсырья, которое нам экономически выгодно перерабатывать. 

Причем создание всей этой цепочки должно быть направлено не на рост тарифов для населения, а на их снижение. Экологические и экономические интересы общества должны быть равноправными. И для населения, и для правительства, и для управляющих компаний, и для предприятий по переработке вторсырья. 

«Если строить МСЗ по технологическому регламенту, то проблем не будет»

— А если мы перешагиваем через всю эту цепочку и сразу будем сжигать все отходы? Чем обернется такая поспешность? 

— Нарушением технологического регламента. Естественно, в атмосферу будет больше выбрасываться вредных веществ, чем предусмотрено проектом. Насколько я знаю, инвестор МСЗ предполагает, что за четыре года, пока завод будет строиться, администрация Казани и прилегающих муниципалитетов успеет выстроить всю эту систему. Надо принять очень строгие меры, вплоть до того, что запретить вывоз на полигоны бумаги, пластика, текстиля и всего, что можно переработать. Понятно, что это не так-то просто. И не факт, что нам хватит четыре года. Но ведь и вопрос строительства МСЗ до сих пор открыт. По крайней мере определенную дату начала работ никто не называет. К слову, в Казани впервые заговорили о строительстве мусоросжигательного завода по швейцарской технологии в 1984 году. И, я думаю, еще пройдет лет 10, пока его построят. Так что время у нас есть. Но его не так много, и чем раньше мы начнем внедрять комплексную систему управления отходами с учетом всей цепочки, тем лучше. Только при таком условии мусоросжигательный завод будет наносить минимум ущерба окружающей среде. 

— Строители МСЗ в Татарстане уверяют, что на предприятии будут использоваться самые «чистые» технологии, по которым работают такие заводы в Европе. Насколько это возможно в наших условиях и как можно проконтролировать, соблюдается ли технология или нет? 

— Существует закон, который наделяет полномочиями общественных инспекторов. То есть для того, чтобы быть уверенным, что все выполнено в соответствии с проектом, можно создать общественную организацию, которая будет следить за ходом строительства этого завода и за эксплуатацией оборудования. Но ведь кроме уникальных технологий нужны уникальные специалисты, которые способны эксплуатировать это оборудование. Это не слесари с улицы, а работники высшей квалификации. Их нужно обучить соответствующим образом и повышать их квалификацию ежегодно. А это опять стоит денег. Поэтому экономическую составляющую проекта необходимо проработать должным образом. 

«Если строить МСЗ по технологическому регламенту, то проблем не будет»

Я был на крупном мусоросжигательном заводе в Швеции. Операторы, которые там работают, практически не видят мусора — там все автоматизировано. Даже предварительная сортировка отходов, если случайно попадаются такие, которые можно переработать. Все там оснащено контрольно-измерительными приборами. Все это требует огромных финансовых вложений. Но там другой уровень доходов населения. А в наших условиях, даже если все технологии будут соблюдаться и вреда для здоровья жителей соседних территорий не будет, есть риск, что тарифы на электроэнергию, которую будет вырабатывать МСЗ, станут неподъемными для потребителя, потому что себестоимость электроэнергии будет очень высокой. Именно поэтому нужно еще раз хорошо просчитать, насколько затраты на такой мощный мусоросжигательный завод в Татарстане экономически обоснованы. 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: