«Национальные республики не в состоянии готовить педагогические кадры»

Регионы должны учиться развивать нацобразование. Тогда есть шанс сохранить родные языки.
Регионы должны учиться развивать нацобразование. Тогда есть шанс сохранить
родные языки.

Демократический конгресс народов России провел очередное заседание. С помощью видеоконференции участники из 12 регионов страны еще раз высказались относительно инициативы депутатов Госдумы, которые предлагают сделать изучение родных языков в школах добровольным. Трансляция велась в сообществе «Нет закону против родных языков!» во «ВКонтакте».

«Национальные республики не в состоянии готовить педагогические кадры»

Организаторы из Татарстана — политолог Руслан Айсин и зампред Всемирного форума татарской молодежи Айрат Файзрахманов — объединили активистов из Адыгеи, Алтая, Башкортостана, Дагестана, Кабардино-Балкарии, Коми, Марий Эл, Якутии, Северной Осетии-Алании, Татарстана, Чувашии и Москвы.


Суть вопроса

Группа депутатов Госдумы выступила с инициативой внести изменения в закон «Об образовании в РФ». Суть их заключалась в том, чтобы сделать изучение родных языков в школах добровольным. Однако это предложение вызвало несогласие в национальных республиках. Активисты из регионов стали направлять в нижнюю палату парламента свои замечания к законопроекту, проводить всевозможные акции в защиту языков народов России.  

В Госдуме прислушались к высказанному недовольству и исправили ряд формулировок. После этого в первом чтении парламентарии приняли законопроект, по которому определяются условия обучения и преподавания языков народов России в школах. Несмотря на то, что этот документ был принят в том виде, в котором поступил, многие депутаты заявляли о несовершенстве этой инициативы. В итоге вместе с законопроектом в пакете документов также шло специальное постановление Госдумы, в котором прописаны основные направления по доработке текста во втором чтении. Рассмотреть уже доработанный проект закона планируют во втором чтении в июле.


Основным докладчиком по ситуации вокруг законотворческой деятельности депутатов и первых шагов Министерства просвещения России во время видеоконференции Конгресса выступил старший научный сотрудник Института истории АН РТ Марат Лотфуллин

Нынешнее содержание законопроекта по родным языкам он назвал «противоречащим здравому смыслу». Активист рассказал, что хотя Госдума и приняла законопроект о родных языках в школьной программе только в первом чтении с условием значительных доработок ко второму, Минпросвещения РФ уже начало менять федеральные госстандарты. Ведомство разослало варианты учебных программ в структуры образования в национальных республиках.

— Сейчас начался этап сбора отзывов на учебную программу от научных структур. Мы должны направить наши силы — повлиять на наши научные структуры, чтобы они дали отрицательные заключения на эти ФГОС, — обратился Марат Лотфуллин к участникам обсуждения. 

По его словам, нынешние формулировки по вносимым изменениям в системе образования нельзя допустить. Так, обучение на родных языках ограничивается только преподаванием до 9-го класса. 

— Наша позиция — образование должно вестись до 11-го класса и ЕГЭ сдаваться на родных языках. Если мы будем изучать его только до 9-го класса, то у нас не останется учителей родного языка. Ведь им же для поступления в вузы нужен аттестат за 11 классов. Но обучение на родном языке приостановилось ещё в 9-м классе, — рассуждал специалист образования из Казани.

«Национальные республики не в состоянии готовить педагогические кадры»

Марат Лотфуллин отметил, что подобное положение касается и самого изучения родного языка, которое должно быть в рамках среднего образования. Сейчас же ведется речь только об основном образовании, по окончании которого выпускники могут поступать в училища. 

Необходимо добиться, чтобы в законе была закреплена ответственность федерального правительства в плане подготовки педагогических кадров и учебно-методических материалов. 

— На сегодня ни одна национальная республика и ни один народ не могут позволить себе подготовку педагогических кадров. Все вузы находятся в подчинении федеральных властей. По этой причине в регионах России, где проживает 3/4 всех татар, уже 20 лет не готовятся учителя по родному языку. В самом Татарстане таких кадров не выпускают уже четыре года, — сетовал Марат Лотфуллин. Он попросил активистов из регионов обратиться к своим представителям, заседающим в Госдуме, чтобы пролоббировать предложенные уточнения и формулировки в законопроект об образовании, который будет рассматриваться уже в осеннюю сессию. 

Представители из всех 12 регионов России согласились с доводами Марата Лотфуллина, поддержали его предложения. Тем не менее некоторые настаивали, чтобы законопроект вовсе был снят с рассмотрения.  

Активист из Адыгеи Заурби Чундышко, общественники из Алтая, Дагестана и многих других нацрегионов пожаловались, что местные органы власти и депутаты не хотят слышать и общаться с ними. К примеру, Али Камалов из Дагестана посетовал, что местные депутаты и народные избранники из Госдумы, несмотря на ряд проведенных совместно круглых столов и дискуссионных площадок, занимают двойную позицию. С одной стороны, они поддерживают общественников и подписывают обращения к президенту страны Владимиру Путину с просьбой защитить родные языки, с другой — в региональном и федеральном парламентах поддерживают законопроект.

«Национальные республики не в состоянии готовить педагогические кадры»

Большинство представителей регионов высказались в поддержку создаваемого Демократического конгресса народов Российской Федерации (ДКН РФ). О появлении организации было заявлено участниками круглого стола в Москве еще 21 мая. Активисты во время видеоконференции 30 июня заявили, что ДКН РФ должен взять на себя функцию координации работы всех национально-общественных объединений в регионах России.

— Мы не сможем противостоять закону отдельно из Алтая или Адыгеи, мы должны объединиться, — считают участники заседания. 

Активисты родительских сообществ из Башкортостана рассказали о своих предложениях. Так как в будущих ФГОС предлагается введение обязательного второго иностранного языка, то его следует убрать в вариативную часть учебного плана. 

— У кого есть желание, пусть он изучает второй иностранный язык из вариативной части. А за счет этого перемещения освободятся часы на наши, родные языки. Так мы хотя бы дополнительно один час получим, — заявила Эльвира Байназарова из Башкортостана. 

Представители из Кабардино-Балкарии настаивали на том, чтобы вовсе добиться отмены принятия этого законопроекта, хоть он и принят уже в первом чтении. 

«Национальные республики не в состоянии готовить педагогические кадры»

А якуты в свою очередь предлагают определить планку «не менее трех часов родного языка» в неделю в школах и настаивать на этой позиции. Кроме того, они же выступили с идеей изменить заявительный характер при выборе родного языка — заявление должны писать не те родители, которые выбирают предметом изучения родной язык, а те, кто отказывается от него, уверены они. 

В завершение видеотрансляции активисты из Якутии сообщили, что готовятся обратиться за экспертным отзывом в Конституционный суд РФ. Руслан Айсин в свою очередь рассказал, что в Татарстане уже есть прецедент, когда гражданин обратился в Верховный суд с жалобой, что ограничиваются права его ребенка на изучение родного языка.         

Также участники диалога заявили о необходимости проведения Съезда демократического конгресса народов РФ в сентябре этого года в Москве. А высказанные общественниками предложения станут основой для резолюции конгресса.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: