«Эпатажная музыка помеха для мотивации создавать настоящее искусство»

Крутизна мешает творить. Чтобы джаз жил
Крутизна мешает творить. Чтобы джаз жил, нужно делать красоту.

Фронтмен группы Billy’s Band Билли Новик — знаковая персона в отечественной музыке. Манера исполнения песен человека в котелке с контрабасом стала чем-то новым для российской публики. В результате Billy’s Band прошли путь от питерских андеграундных клубов до большой сцены с собственным музыкальным спектаклем «Блюз в голове».

В Казань Билли Новик приехал, чтобы представить свой сольный проект — «Песни Егора Летова», где он исполняет композиции легендарного музыканта.

— Мое знакомство с Billy’s Band состоялось около 10 лет назад благодаря телеканалу альтернативной музыки A-One. Как считаете, независимым группам сейчас не хватает такого точечного продвижения или интернет расставляет все на свои места и артист все равно найдет своего зрителя?

— Тут двоякая ситуация — с одной стороны, сейчас альтернативный телеканал не нужен, потому что молодежь включает телевизор все реже и реже. Интернет действительно дает шансы каждому, но он перестраивает психологию восприятия творчества, музыки, в частности. Телеканал у тебя может идти фончиком, ты даже можешь не знать, как называется песня, которая играет. А когда ты находишься в интернете, начинают работать другие законы восприятия и фоновое прослушивание музыки не так актуально. Поэтому очень важно схватить внимание зрителя в первые 5-10 секунд. Это ведет к тому, что вопреки ожидаемому временем переходу к менее эпатажной музыке она, наоборот, стала более эпатажной, а это существенная помеха для того, чтобы люди имели мотивацию творить настоящее искусство. Сейчас больше хайп и кетч должны присутствовать.

— В свое время у вас были коллаборации с «Кастой». С тех пор рэп стал еще популярнее в России. Сейчас вам кто-то интересен из так называемой молодой школы?

— Взаимодействия с «Кастой» были как раз еще в дохайповую эпоху. Они строились на нашем взаимном стремлении к искусству, к поэзии, к совместной коллаборации, которая не являлась хайповой по сути. Наверное, нельзя так говорить, но если говорить правду, то сейчас интересного мало и я не могу найти для себя что-то новое. Я больше интересного нахожу, когда копаюсь в музыке 50-60-х. Есть такая штука, что мысли, чувства и сердечности в той музыке гораздо больше. Я не ретроград. Дело не в том, что мне нравится старомодный стиль. Дело во внутреннем содержании музыки. Я еще принадлежу к тому поколению, для которого музыка являлась душевной ценностью, а не показателем моды или крутизны.

«Эпатажная музыка помеха для мотивации создавать настоящее искусство»

— Billy’s Band как раз начинали с каверов на песни тех времен. И вот сейчас вы пришли к «Песням Егора Летова». Для вас они что значат?

— Для меня это совсем другое. Это не кавер-проект. Каверами мы занимались благодаря тому, что где-то были заказы, где-то нас на телевидении попросили к празднику подготовить, где-то это были сборные трибьюты. Песни Егора Летова — это то, на чем я вырос и чем я питался всю свою жизнь. Может быть, это не так явно для всех, но это моя прошивка. И теперь, когда я стал постарше и посмелее, раньше я скромничал, решился на этот дерзкий шаг — спеть для своих друзей и тех, кто по какому-то недоразумению не открыл для себя огромный пласт русской поэзии. Это мой сольный проект, и он не связан с Billy’s Band. Я пою свои любимые песни и не пытаюсь их переосмыслить. Я пытался поставить во главе угла песни Егора Летова без всяких личностных наложений. Хотел донести мелодию и текст песни — без джаза, концептуальностей.

— Почему врачи так часто уходят в творчество (Билли работал врачом-патологоанатомом в детской больнице и старшим лаборантом на кафедре военно-полевой хирургии в Военно-медицинской академии. — Ред.)?

— В российской медицине работают такие законы, что это должно быть полное самопожертвование, которое противоречит даже бизнесу. Врач — это профессия, которая подразумевает постоянный поиск и стремление к совершенствованию. Медицина — это попытка проникнуть в суть вопросов. Тем же самым занимается психология. Следующий шаг — музыка, лирика, тексты — как они действуют на тебя самого. Это способ взаимоотношений с реальностью. Среди других профессий это тоже есть, просто это менее акцентируется.

1/0

— В джазе еще можно что-то новое придумать?

— В джазе не надо ничего нового придумывать. Джаз — это музыка, которая предназначена передавать красоту, неоднозначность, легкость и изящность. Вот что такое для меня джаз. Можно придумать что-то в классике? Не надо. Нужно просто продолжать делать красоту. А это огромная проблема джаза, потому что в джазе тоже появилось много желания проявить крутизну и это противоречит музыке как таковой.

— Billy’s Band называли свой стиль алко-джаз. Теперь что-то поменялось?

— Сейчас мы все равно романтический алко-джаз из Петербурга. Благодаря тому, что у меня есть такие проекты, как Петербургский джазовый актив, где красота и традиции на первом месте, и «Песни Егора Летова» — это мои душа и все текстовые идеалы. 

Поэтому Billy’s Band остается в том реноме, в котором мы его привыкли видеть, и я не за то, чтобы оно видоизменялось. Пусть эта ниша будет занята Billy’s Band.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *