«В липецких селах маникюр и педикюр, а у нас навоз и галоши»

Фермеров Татарстана озадачили создать в каждом селе «маленькую Европу».
Фермеров Татарстана озадачили создать в каждом селе «маленькую Европу».

Президент Татарстана Рустам Минниханов дал задание министерству сельского хозяйства и продовольствия республики — все социальные учреждения — школы, детские сады и прочие — обеспечить собственной, татарстанской продукцией. То есть продукцией агропредприятий, фермерских, крестьянских и личных подсобных хозяйств. Об этом на прошедшей в набережночелнинском IT-парке конференции фермеров сообщил первый заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия РТ Николай Титов

«В липецких селах маникюр и педикюр, а у нас навоз и галоши»

Тема конференции — «Развитие кооперативных платформ Закамского региона» — говорила о том, с помощью чего фермерам и владельцам личных подсобных и крестьянских хозяйств предлагается выполнить задачу президента. И не только эту. 

— Мы очень сильно не дорабатываем в развитии сельхозкооперации на селе. Мы начинаем буксовать. Наша задача — «зажечь» всю республику. Татарстан должен быть в лидерах, — заявил первый замминистра. 

Титов и его коллега — заместитель министра сельского хозяйства Ришат Хабипов — принялись «зажигать». Они рассказали о своих впечатлениях от пребывания в одном из районов Липецкой области, куда делегация из Татарстана ездила два раза.

— Работа по организации кооперативов там поставлена «сверху» от губернатора. Каждый глава района имеет поручение создать у себя кооператив, — сообщил Хабипов и перешел к рассказу о том, чего достиг Усманский район, главой которого является Владимир Мазор

«В липецких селах маникюр и педикюр, а у нас навоз и галоши»

Впрочем, рассказывал Хабипов недолго, тему почти сразу перехватил Титов:

— Мазор — фанат, он «больной» человек, — в слово «больной» Титов вложил мощный позитивный смысл. — Мазор людей «зажигает» и дает им жить и зарабатывать достойно. Вы посмотрите, какая там культура сел, какие там дома, какие ухоженные социальные заведения: детские сады, школы! Как будто мы приехали в другой мир. И там на селе создаются кооперативы не только по производству сельхозпродукции. Там работают кооперативы по оказанию самых разных услуг. Парикмахерские, маникюр, педикюр, представляете?! Наши деревенские женщины красивее в десять раз, чем городские! А у нас понятие: колхоз, грязь, вечное говно, галоши, сапоги…  Нет! У нас во многих селах уже есть хорошая инфраструктура. Клубы строятся, вода, дороги, свет — все есть! А почему сельское население должно социально жить хуже, чем городское? Чем заманить в село людей? Это зарплата и социальное устройство. Все. Если хозяйство работает, то оно зарплату достойную платит. Таких примеров уже полно. А почему не хотим социалку подтянуть? Мы эту цель будем ставить. И это уже не смешно будет, а потом даже стыдно станет: почему в одном селе есть [маникюр-педикюр], а в другом нет? — несколько сбивчиво, но очень воодушевленно говорил Титов. — И все это зависит от одного человека. И таким человеком вы можете быть в каждом селе в любом направлении. Никто же не запрещает одним и тем же фермерам и хозяйствам не один, а два-три кооператива создать! — агитировал первый замминистра. 

Продолжая тему на такой же ноте, Хабипов из той же Липецкой области привел пример, который показывает, насколько мощной станет экономика кооператива, объединившего деньги, ресурсы, возможности нескольких хозяйств, число которых в кооперативе может быть от двух-трех до нескольких десятков.

«В липецких селах маникюр и педикюр, а у нас навоз и галоши»

— Там есть кооператив по производству клубники. Они привлекают очень много инвесторов. За 24 млрд рублей строят теплицы на 100 гектарах земли! В прошлом году строительство начали, в этом году уже на 70 гектарах теплицы ввели. Мощнейший завод по заморозке ягод поставили, — рассказал Хабипов, Титов снова подхватил:

— На сборке клубники за один день до 3 тысяч рублей один человек может заработать!

При этом Хабипов особо выделил, что у нас «гигантомания», а в Липецкой области в деревнях и селах работают в основном небольшие кооперативы, но обеспечивают они высокий уровень жизни.

В Татарстане с сельхозкооперацией крестьяне жульничают

Словом, жизнь в селах и деревнях в Татарстане должна быть не хуже, чем в Липецкой области, благодаря многообразной кооперации. 

Сельхозкооперация у нас тоже развивается, ей в помощь предусмотрено около 20 видов государственной поддержки. Но руководители Минсельхозпрода объяснили, почему радоваться рано. На бумаге создано 204 кооператива, а реально работают не более 50. Кроме того, уже выявлены мошеннические схемы, когда кооператив фермерами создается лишь на бумаге и для того, чтобы получить гранты из бюджета республики. Хабипов рассказал об уже открытых уголовных делах в Кукморском и других районах республики.

«В липецких селах маникюр и педикюр, а у нас навоз и галоши»

— Есть у фермеров и такой страх, что кооператив может начать работать на одного человека, превратиться в «ооошку». Чтобы такого не допустить, у нас при Ассоциации крестьянских и фермерских хозяйств республики создан ревизионный союз. Все кооперативы должны быть членами ревизионного союза. После года освоения гранта ревсоюз выходит на проверку в этот сельхозкооператив. Если выяснится, что кооператив работает как ООО, средства гранта будут в принудительном порядке взысканы, — предупредил Хабипов.

Титов на протяжении всей конференции внимательно следил за тем, чтобы разговор не скатывался в негатив, он хотел «зажигать» людей на позитивных примерах. Поэтому иногда он вызывал к микрофону представителей местных кооперативов, чтобы они рассказали о своей работе, о достижениях. 

Представители оказались людьми очень немногословными («Они не говорят, они работают», — заметил по этому поводу Титов), но работу они все же показали.

Рядом с Акташем построят арендное жилье

Фирма «Индейка» в Зеленодольском районе объединила вокруг себя в кооператив 12 фермерских и прочих хозяйств. Фирма закупает в Канаде яйца, а в Германии цыплят индеек. 45-дневных цыплят раздает членам кооператива на выращивание. Дает корма и обеспечивает ветеринарное обслуживание подрастающего молодняка. Затем из каждого хозяйства забирает половину выросших индюков и индеек на переработку. Оставшуюся половину каждый член кооператива реализует сам. В итоге кооператив выращивает и производит уже 4 700 тонн мяса индейки, строит планы обзавестись собственным комбикормовым заводом, а главное — маточным поголовьем. Чтобы не возить цыплят и яйца из-за рубежа. 

«В липецких селах маникюр и педикюр, а у нас навоз и галоши»

— Мы объединились в 2017 году. Выиграли грант на строительство овощехранилища, имеем 400 гектаров земли, подвели орошение. Выращиваем овощи. Пекинскую капусту, морковь, укроп, кинзу, петрушку, лук. Есть теплицы. Ставим парники. Сейчас в кооперативе 18 фермеров, — это мелкие фермеры, — рассказала председатель сельхозкооператива, возникшего в селе Старый Акташ. 

Судя по отзывам чиновников Минсельхозпрода, кооперация дала быстрый и мощный эффект. «Там уже маленькая Европа возле Акташа!» — восхитился Титов. А Хабипов сообщил практически сенсационную новость:

— Принято решение на этом участке за счет бюджета построить арендное жилье для фермерских хозяйств, чтобы закрепить специалистов. 15 квартир рядом с Акташем. 

Возвращаясь к поручению президента Минниханова обеспечивать все социальные учреждения собственной продукцией, Титов рассказал, как планируется выполнить эту задачу.

— В Арском районе глава устраивает торги на поставки в социальные учреждения. А местные фермеры и крестьянские хозяйства эти торги выигрывают только потому, что объемы поставок там слишком малы, крупные производители туда не лезут — им не нужно. И бюджетные деньги работают на местного производителя. Вот и все. И такую модель мы будем предлагать президенту. Зачем в Бугульму возить молоко из Зеленого Дола, когда в Бугульме есть собственный завод?!

«В липецких селах маникюр и педикюр, а у нас навоз и галоши»

Другими словами, в Татарстане хотят сделать так, чтобы предусмотренные федеральным законодательством тендеры на поставку продукции в школы и детсады выигрывали не «варяги», а соседние с этими учреждениями небольшие сельские хозяйства. А фермеры и крестьяне тем более смогут стать надежными поставщиками в школы и детсады, если объединятся в кооперативы.

«Челны-хлеб» попал на «территорию убытков»

Еще одним мощным стимулом для развития сельского хозяйства может стать кооперация фермеров с крупными торговыми сетями. Попасть на полки «брендовых» магазинов — мечта любого производителя сельской продукции, а тем более владельца мелкого крестьянского или фермерского хозяйства. «Киты» торговли начали поворачиваться от зарубежных поставщиков в сторону местных фермеров. Фермерский отдел хочет создавать в своих гипермаркетах «Лента». А торговый дом «Челны-хлеб» два года назад вообще избрал стратегией кооперацию с крестьянами. «Челны-хлеб» поставил своей целью заменить дешевой фермерской дорогую импортную продукцию. 

Выяснилось, однако, что в торговых сетях пока еще не до конца понимают, как им следует кооперироваться с фермерами и крестьянами. Взяв слово, генеральный директор ТД «Челны-хлеб» Эдуард Юнусов сразу пожаловался на то, что сотрудничество с местными небольшими производителями убыточно. 

«В липецких селах маникюр и педикюр, а у нас навоз и галоши»

Например, на раскрутку продукции фермера Агаповой (буклеты и прочее) потратили более 500 тысяч рублей и полгода времени, а все равно пришлось с ней «обняться и расстаться». Продукцию не покупали, до 70 процентов приходилось выкидывать. В итоге Юнусов предложил следующее. Государство должно взять на себя контроль за объемами производства продукции фермерами и хозяйствами. Чтобы у торговой сети был гарантированный сбыт, тогда она сможет гарантировать фермерам закупки. Еще должен быть государственный человек «со всеми компетенциями в голове», который бы помогал торговой сети выстраивать отношения с фермерами. Это нужно для того, чтобы торговая сеть вместе с фермерами как можно быстрее преодолели проблемную «территорию». Предложения Юнусова отвергли как чиновники, так и фермеры. Ведь получалось, что торговая сеть хочет переложить на государство задачу построения взаимоотношений с аграриями.      

— Я знаю Агапову. В Казани у нее за три часа весь товар улетает. Но там она сама торгует за прилавком и сама презентует свой товар. У нее там по сто человек собирается. Вы сеть, у вас в руках очень много ниточек маркетинговых. Вы можете предугадать некоторый спрос. Тот, что не можете предугадать, вы можете создать. Цена на фермерскую продукцию в магазине должна быть более низкой. Если фермер хочет стоимость выше, то он должен вместе с вами участвовать в маркетинге, совместном продвижении товара, — подсказала Юнусову фермер Елена Белоглазова. 

— Вам надо садиться с каждым фермером обо всем договариваться и выстраивать отношения на перспективу, — резюмировал Титов. 

После конференции фермеры поехали осматривать склады и те производственные мощности, которые предлагаются им для предпродажной подготовки и хранения их продукции.  

Comment section

Добавить комментарий

Войти: