Казанцев научат «мусорить» правильно

Эксперты спорят, насколько удачным получится эксперимент по раздельному сбору отходов в Авиастроительном районе столицы Татарстана. 

С 1 августа в Казани начнется эксперимент по селективному сбору отходов в Авиастроительном районе. Жителям на 109 контейнерных площадках уже установили контейнеры для «сухого» и «мокрого» мусора. 

Пока мэрия и местная управляющая компания будут наблюдать, как жильцы разделяют отходы и какие у них при этом возникают сложности. Но к 2020 году, когда в Татарстане начнут работать региональные операторы по обращению с отходами, необходимость отбирать мусор коснется всех жителей. KazanFirst поговорил с экспертами о том, реально ли приучить людей распределять отходы самостоятельно за короткий срок. 

«За каждой бутылкой стоит отдельный человек»

Жителям Авиастроительного района установят контейнеры для двух видов мусора - подлежащего переработке и непригодного для нее. В некоторых странах таких контейнеров в разы больше. В Южной Корее, которая давно перешла на селективный сбор, есть отдельные емкости для пластика, стекла, еды, вещей, металлов. Корейцы вынуждены были перейти на такую схему, так как площадей для полигонов в стране просто нет, а плотность населения высокая. На то, чтобы научить людей «мусорить», Южная Корея потратила около 15 лет. Сколько понадобится Казани, предугадать невозможно.

Из вторсырья производятся различные товары - от одежды до автомобилей. В Японии, например, строят острова из переработанного пластика. В Европе полигоны и свалки тоже уходят в прошлое - большая часть мусора перерабатывается, а остальная сжигается.

В Казани история с раздельным сбором мусора не нова - еще во время Универсиады власти города устанавливали специальные контейнеры. Но тогда, считает активистка проекта «Экологично|Казань» Рената Насыбуллина, все происходило впопыхах. 

- Контейнеры поставили чуть ли не около дорог, людям ничего не объясняли. Нужно помогать жителям и рассказывать, зачем это делается, как важно беречь ресурсы, что все пойдет на переработку. Часто люди думают, что это «показуха». Но все это работает и будет внедряться по всей Казани. Крайне важно сейчас, чтобы не только власти со своей стороны, решившиеся на пилотный проект, не только эковолонтеры, но и люди поняли, что не так сложно держать два ведра дома. А когда контейнер во дворе, вообще никаких проблем нет, - отмечает Насыбуллина.

Волонтеры «Экологично|Казань» уже проводят с жителями «экодворы» и объясняют, как сортировать мусор. 

- Есть наклейки (на контейнерах размещены «плакаты», на которых написано, какой мусор куда выбрасывать. - Ред.), есть работа с управляющей компанией, со старшими по дому. Мы помогаем как можем - рассказываем, показываем. Все переработается - будет курсировать машина в два рейса. Сначала увозить не подлежащий переработке мусор, потом - вторсырье. Эксперимент в Авиастроительном районе покажет, насколько люди готовы жить экологично, - дополняет активистка. 

Контейнеры в районе заменили баками за счет перевозчика - казанского «ПЖКХ». Но такая замена не самая удачная, считает депутат гордумы Набережных Челнов, глава компании по переработке мусора «ПромИндустрия» Николай Атласов.

- Я считаю, что это ошибка со стороны закупщиков - то, что они [контейнеры] выглядят как мусорные баки. Если они будут выглядеть так, результата не будет. Надо наглядно демонстрировать, чтобы люди привыкли. Это должны быть либо сетки для тары - стекла и пластика, либо модульные секции, - говорит Атласов. 

При этом мотивировать людей можно - в Набережных Челнах, по словам собеседника KazanFirst, от 50 до 70 тысяч людей ежедневно сдают разделенный мусор добровольно. Такой эффект дала акция «Зеленая улица», которая впоследствии переросла в программу при поддержке местных властей. В городе уже установлено более 100 контейнеров, открыты пункты приема опасных отходов от населения. В июне туда ежедневно поступало 15-20 тысяч бутылок из термопластика.

- За каждой бутылкой стоит отдельный человек, семья. Людей стимулировать особо не надо - все понимают, что это благоприятно скажется на нашей среде. Мусор еще в СССР так собирали, ту же макулатуру, - дополняет он.

Депутат Атласов подчеркивает, что вводить штрафы на начальном этапе нет смысла. Он сравнивает это с курением: когда на пачках сигарет пишут, что они вредны, люди продолжают курить. Поэтому вместо любых рекомендаций и давления нужно просто добиться понимания.

- Мы еще не дошли до того периода, когда все сортируют, а некоторые не хотят, и вот их надо штрафовать. Это должно прийти эволюционно. Я бы штрафовал чиновников, которые говорят и ничего не делают. У нас появился закон о сортировке, который надо исполнять. Я понимаю, что это хлопотно. Но вот для челнинской мэрии это не хлопотно. Давайте будем включать такой показатель (сбор и сортировку мусора. - Ред.) в KPI работы мэров?! И штрафовать, и публиковать эти вещи. У нас же сравнивают социально-экономическое состояние районов. Вот и тут можно, - высказывает предложение Николай Атласов.

«Не все люди готовы сортировать»

А вот Рената Насыбуллина не согласна с мнением депутата о том, что контейнеры в Авиастроительном районе выбрали неудачно. Она ссылается на опыт Саранска, где баки несильно отличаются от обычных.

- Я не думаю, что это важнее, чем экопросветительская работа. Если сделать красивые контейнеры, с крышкой или формами, но не провести работу с населением, все это завершится так, как было во время Универсиады. Пусть будут такие, зато во дворах и охватят целый район. Это не ситуация, когда в пилотном проекте участвуют 15 дворов в разных районах и непонятно, кто вывозит. Здесь будет больше доверия. Все более логично, чем то, как было раньше, - отмечает активистка. 

Она добавляет, что в Сети уже публиковали пост, где рассказывали, что контейнеры в Авиастроительном районе перевернули. Но девушка уверена, что все должно получиться.

- Первые два месяца важно показать и объяснить людям, как это будет происходить. Вообще, по опыту других стран можно понять, что не все люди готовы сортировать мусор. В некоторых государствах вводятся штрафы. Методов, как достучаться, много, но надеюсь, что в нашем городе не дойдет до этого. Каждый человек в год в среднем собирает 400-500 килограммов мусора. Кто-то больше, кто-то меньше, но эта цифра все равно очень большая. Надо попробовать донести до людей, даже если им не очень хочется собирать мусор раздельно и непонятно, зачем это делать. Донести, что не сложно жить в экологически чистом городе, где не растут свалки, нет проблемы с вывозом и переполненностью полигонов. Мусор - это не что-то абстрактное, он образуется от нас. И когда видно, что можно классного из него сделать - одежду, велосипеды, предметы искусства, то сортировать его не тяжело, - говорит она.

Понятие чистоты и экологии - это не одно и то же

Николай Атласов убежден, что на то, чтобы люди привыкли сортировать мусор, уйдет от 10 до 15 лет, а затем уже вырастет поколение, которое просто не будет делать иначе. Но более насущная проблема - это то, что переработчикам мусора до сих пор сложно вклиниться в территориальную схему. Понятных механизмов для работы в ней не было и нет, подчеркивает депутат.

- Наша схема, на мой взгляд, ущербна. Вообще, 458-й закон был нацелен на то, чтобы продвигать переработку, уменьшая объемы захороненных отходов. Но власть пошла по самому простому пути. Вот есть полигон, мусоровоз, что нужно - вывезти. Понятие чистоты и экологии - это не одно и то же. В городе может быть чисто: мусор собрали, но негативное воздействие остается. Экологично - это когда население помогает в сортировке и отходы есть кому перерабатывать, - дополняет он.

В Инстаграме казанской мэрии перед установкой контейнеров замруководителя исполкома Искандер Гиниятуллин отвечал на вопросы подписчиков. Люди писали о том, что контейнеры не те - ожидали цветных баков. «Нашим людям сложнее, чем иностранцам, начинать раздельный сбор отходов (РСО)», - писали в соцсети. 

Но на деле это не так. В той же Южной Корее население приучали к РСО через штрафы и контроль. Так, рядом с контейнерами там сидят в будках старосты домов и следят за тем, чтобы жители правильно выкидывали мусор. Если этого не происходит, они сами распаковывают пакеты и рассортировывают отходы. 

Безусловно, свалки и полигоны наносят вред не больший, чем заводы и крупные производства. Но в перспективе, поясняют в мэрии, это позволит разгрузить места захоронения отходов. Другое дело, что нет поддержки переработчиков и непонятно, как будет отлажена схема. В настоящее время есть документ, который предусматривает увеличение объемов переработанного мусора и перевода его во вторсырье. Также к 2035 году планируется открыть 313 пунктов приема утильсырья вместо нынешних 15. Плюс, скорее всего, возникнет необходимость избавляться от мусоропроводов - фракции мусора должны быть сухими и не загрязненными пищевыми отходами.

Контейнеры в Авиастроительном районе постепенно устанавливали в течение недели до старта пилотного проекта. В местной управляющей компании пояснили, что в это время не следили за тем, начали ли люди сортировать отходы. 

С 1 августа эксперимент вступит в силу и, возможно, станет отправной точкой в понимании жителей и властей, как действовать в диктуемой временем необходимости заботиться об окружающей среде.

Понравился материал? Поделись в соцсетях
1 КОММЕНТАРИЙ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
наиль
Зачем придумать велосипед за ново . Вернуться на прошлое, советский опыт. От костей до тряпья собрали, за гроши. По деревням ходили ничего не сбрасывали сдавали или поменяли на свистульки и шарики
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite