Цветущая стагнация: бюджет Татарстана трещит от лишних денег

Журналист Альберт Бикбов подводит экономические итоги республики в первом полугодии.
Журналист Альберт Бикбов подводит экономические итоги республики в первом
полугодии.

Прошло полгода 2018, подоспела статистика. Что произошло в нашей экономике? Главное — промышленность республики почти перестала расти. Сказывается выполнение Венских соглашений ОПЕК, удорожание нефтесырья и проклятый налоговый маневр в топливно-энергетическом комплексе. Да, рост находится в пределах статистической погрешности, но есть и положительные нотки: стали оживать потребительские расходы, а состояние республиканского бюджета вообще вызывает удивление — таким «жирным» он еще никогда не был. Наши финансы цветут, в отличие от физических объемов несчастной промышленности!

Цветущая стагнация: бюджет Татарстана трещит от лишних денег

Торнадо нефтяных цен

А ведь экономика должна была смотреться гораздо лучше, чем в прошлом году! Если сравнивать с прошлым годом, то нельзя не заметить огромную «нефтяную фору» — за первое полугодие 2018 года средняя цена на нефть сорта Urals выросла на 36,8%, по сравнению с тем же периодом прошлого года, и составила $68,83 за баррель. При этом повышение мировых цен на нефть не было существенно «испорчено» ослаблением рубля: средний номинальный курс доллара США за январь-июнь 2018 года вырос всего лишь на 2,3% по отношению к показателю 2017 года и составил 59,35 рубля за доллар. По евро ослабление рубля гораздо существеннее (+14,5%). К слову, большинство экспорта татарстанских производителей приходится на зону евро, так что для нас это существенно. Но весь этот негатив перекрывается просто бешеным ростом нефтяных цен. Казалось бы, для нефтеэкспортеров не жизнь, а сказка, но радости оказались смазаны обязательствами России по сокращению добычи нефти в рамках Венских соглашений ОПЕК. Напомним, что ОПЕК и ряд не входящих в организацию стран (ОПЕК+) договорились в конце 2016 года в Вене о сокращении добычи нефти на 1,8 млн баррелей в сутки с уровня октября 2016 года, из которых 300 тыс. приходятся на Россию.

За первое полугодие 2018-го, по отношению к такому же периоду прошлого года, индекс промышленного производства Татарстана вырос на 0,7%. Если посмотрите на график ниже, то увидите, что произошел возврат к вялым для Татарстана темпам роста 2013-2015 годов. И все это на фоне растущих цен на нефть и успешного 2016 года. По сравнению в целом по России, где индекс промышленного производства за первое полугодие 2018 года оказался лучше и вырос на 2,2%, сказывается более сильная перегруженность экономики республики топливно-энергетическим комплексом!

Цветущая стагнация: бюджет Татарстана трещит от лишних денег

Проклятие и польза Венских соглашений

Проклятые Венские соглашения не дали по возможности максимально нарастить физические объемы производства (добычи) и, соответственно, экспорта. Так, только по группе «Татнефть» за первое полугодие 2018 года было добыто 14,115 млн тонн нефти, что на 0,088 млн тонн меньше, чем в тот же период 2017 года. 

Цветущая стагнация: бюджет Татарстана трещит от лишних денег

Как видите, добыча полезных ископаемых в республике немного подсела. В России падение индекса добычи нефти примерно такое же, как и у нас (-0,4%). Ничего не поделаешь — договор дороже денег!

В России по Венским соглашениям начали сокращать добычу нефти последовательно с начала 2017 года. И да, «Татнефть» в результате тоже вынуждена сдерживать добычу. Посмотрите на график ниже. С самого начала 2017 года «Татнефть» железно выполняла условия Венских соглашений — не превышала уровень добычи октября 2016-го.

Цветущая стагнация: бюджет Татарстана трещит от лишних денег

Нетрудно подсчитать, что если бы не Венские соглашения, то «Татнефть» условно могла бы держать ежемесячную добычу не ниже октября 2016-го. По словам главы компании Наиля Маганова, максимальное сокращение, которое она может себе позволить, — 20 тыс. баррелей в сутки, что составляет 3,35% от уровня октября. Это несколько больше того, что требуется от компаний, — при пропорциональном сокращении добыча должна снизиться на 2,7%. В любом случае это очень много — в пересчете на год 20 тыс. баррелей в сутки эквивалентны потере примерно 1,0 млн тонн в год.

Потерять примерно 1,0 млн тонн нефтедобычи — это очень серьезно, поэтому неудивительно, что это сказалось в целом на замедлении физического роста в татарстанской промышленности. Хотя в финансовом плане нефтяники очень серьезно выиграли от бешеного роста цен на нефть. Чистая прибыль «Татнефти» по РСБУ в первом полугодии 2018 года выросла на 63,6% и составила 93,898 млрд рублей, по сравнению с 57,404 млрд рублей в январе-июне 2017 года. Выручка компании в первом полугодии выросла до 365,277 млрд рублей, что на 33% больше, чем годом ранее.

Но ничего страшного — пилюлю подсластило повышение цен на выходящую продукцию, например, на такие продукты нефтехимии, как пластики. Индекс PPI-ST, который показывает общую динамику изменения российских цен на девять крупнотоннажных полимеров (ПЭВД, ПЭНД, ЛПЭНП, ПП, ПС, УПС, ПВХ-С, ПЭТФ и ПС-В), в начале июля прошлого года держался в районе 87,115 тыс. рублей за тонну, а на начало июля 2018-го он уже был по цене около 107,509 тыс. за тонну. Как видим, прирост по ценам — примерно 23%.

Так что наши химики не остались в накладе, несмотря на снижение физических объемов. 

Цветущая стагнация: бюджет Татарстана трещит от лишних денег

Выглядит несколько странным бурный физический рост в нефтепереработке (+12,7%), которая традиционно выступает еще одним опорным «китом» нашей экономики, но все довольно банально — следует помнить про капитальный ремонт на ТАНЕКО с 15 апреля по 14 мая 2017 года. Как видите, в прошлом году из работы ТАНЕКО выпал почти целый месяц. Дополнительным стимулом для нефтепереработчиков явилось увеличение цен на нефтепродукты. Отсюда и высокие цифры. В России точно так же — падения нефтепереработки нет, там небольшой рост (+2,4%).

Цветущая стагнация: бюджет Татарстана трещит от лишних денег

Прогнозировать ситуацию по триаде — «добыча — переработка — нефтехимия» на ближайшее время можно только со знаком плюс: еще с начала 2016 года цены на нефть растут. А в последний месяц они уже на уровне $68,83 за баррель Urals. Каких-либо фундаментальных причин для крупного снижения нефтяных котировок не наблюдается, так что будет хорошо. А небольшие физические потери по нефтепереработке и нефтехимии закроются за счет отлично выросших цен на продукцию ТЭК.


Динамика цен на нефть сорта Brent:

Цветущая стагнация: бюджет Татарстана трещит от лишних денег

В обрабатывающих отраслях новости не столь хорошие — индекс по обрабатывающей промышленности находился в положительной зоне в январе-июне 2018 года с результатом в районе статистической погрешности (+0,9%)!

Так, ПАО «КАМАЗ» за шесть месяцев 2018 года на российском рынке реализовало 13 826 единиц грузовых автомобилей «КАМАЗ», что на 6,4% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Падение физических объемов на рынках обуви и одежды объясняется тяжелой ситуацией, связанной с крахом легкопромышленной империи из орбиты Татфондбанка («Спартак», «Адонис» и т. д.). 

Цветущая стагнация: бюджет Татарстана трещит от лишних денег

Индексы производства (январь-июнь 2018 г. к январю-июню 2017 г.)

Цветущая стагнация: бюджет Татарстана трещит от лишних денег

Хорошее явление — рост и стабилизация на приличных уровнях розничного товарооборота, строительства жилья: в целом видно закрепление на более высоких уровнях, нежели в аналогичные месяцы прошлого года.

Цветущая стагнация: бюджет Татарстана трещит от лишних денег
Цветущая стагнация: бюджет Татарстана трещит от лишних денег

Небольшой рост и стабилизация на хороших уровнях розницы — очень хороший признак, он во многом объясняется остановкой падения реальных денежных доходов и зарплат по отношению к такому же периоду прошлого года. Аномальный рост розницы в июне 2018-го — прямое следствие от прошедших в Казани матчей чемпионата мира по футболу.

Рост потребительских расходов констатируется в последнем докладе Центрального Банка РФ о денежно-кредитной политике, в котором прогноз увеличения расходов россиян повышен до 3,3-3,8%. У потребительской уверенности соотечественников несколько причин: стабильная ситуация на рынке труда, повышение доступности кредитов и плавный уход от сберегательной модели поведения. Такая стабилизация начинает подталкивать население к росту потребления, так что в ближайшее время проблемный розничный рынок будет продолжать оживать.

Бюджет опух от денег

Цветущая стагнация промышленности, про которую было сказано выше, привела к серьезному улучшению состояния консолидированного бюджета Татарстана. Можно сказать, что наш бюджет просто лопается от лишних денег!

Доходы консолидированного бюджета Татарстана за шесть месяцев 2018 года составили 140,5 млрд рублей, увеличившись по сравнению с тем же периодом 2017 года на 10 млрд рублей, или на 8%. Отличный рост! Как известно, доходы консолидированного бюджета Татарстана складываются из двух основных составляющих: собственные доходы бюджета РТ и межбюджетные трансферты (дотации, субсидии, субвенции) из бюджета Российской Федерации. Начнем с последних.

Даже проведение в Казани в июне 2017 года четырех футбольных матчей Кубка Конфедераций FIFA, а также из-за подготовки к проведению чемпионата мира по футболу 2018 года «ручеек» федеральных субсидий по линии спорта не удивил своими масштабами — основная спортивная инфраструктура уже была сформирована к казанской Универсиаде-2013. Так что бюджет республики рос за счет сугубо внутренних источников.

Собственные доходы консолидированного бюджета Татарстана (без межбюджетных трансфертов из Москвы) выросли, по сравнению с 6 месяцами 2017-го, аж на 9,9 млрд рублей, или на 8%. 

Основной налог консолидированного бюджета Татарстана — налог на прибыль — существенно вырос, по сравнению с прошлым годом, на 4,2 млрд руб. (+9%) и составил нарастающим итогом за шесть месяцев 2018-го 49,2 млрд рублей. Увеличение поступлений налога обусловлено ростом мировых цен на нефть, увеличением выручки от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, в том числе за счет увеличения объемов производства и роста цен на них. Кроме того, возросло поступление налога на прибыль с доходов, полученных в виде дивидендов.

Налицо и небольшая положительная динамика по акцизам. Здесь увеличение на 0,5 млрд рублей по сравнению с прошлым периодом (+4%). 

Фактические расходы бюджета за шесть месяцев 2018 года оказались меньше (-16%), чем в аналогичном периоде 2017-го, и составили 107,6 млрд рублей. Ряд крупных статей расходов оказался недофинансирован по сравнению с уровнем прошлого года. 

Так, по статье «Национальная экономика» финансирование, по сравнению с прошлогодним, оказалось на 50% меньше (но это объяснимо, ведь это расходы большей частью инфраструктурного характера и в течение года их выберут),  по статье «ЖКХ» финансирование, по сравнению с прошлогодним, оказалось на 49% меньше.

Наоборот, лучше, чем в прошлом году, были профинансированы статьи «Образование» (+9%) и «Здравоохранение» (+5%).

Понятно, что если доходы бюджета растут опережающими темпами (+8%), а расходы, наоборот, снижаются (-16%), то неизбежным следствием является профицит бюджета. Доходы, таким образом, превысили расходы.

Цветущая стагнация: бюджет Татарстана трещит от лишних денег

По итогам шести месяцев 2018 года профицит республиканского консолидированного бюджета составил 32,6 млрд рублей (!). Такого крупного профицита бюджета не было — это рекорд! Бюджет республики сейчас просто трещит от лишних денег. Это существенно больше по сравнению с тем же периодом 2017 года, когда по исполнению был зафиксирован профицит в размере 1,7 млрд рублей. Но не забывайте — бюджет считают по году, так что к концу года столь рекордный профицит здорово усохнет. Но нет никаких сомнений — этот финансовый год для республиканского бюджета будет очень и очень успешным.


Впервые материал был опубликован в Телеграм-канале Bikbov.guru


Comment section

Добавить комментарий

Войти: