«Самолет хороший, и все, кто на нем летает, его хвалят»

В Казани представили бомбардировщик Ту-22М3М
В Казани представили бомбардировщик Ту-22М3М, но не все ему рады.

На территории авиационного завода имени Горбунова сотням сотрудников и первым лицам республики и страны показали переоснащенный Ту-22М3М. Это первая глубокая модернизация уникального ракетоносца-бомбардировщика.

«Самолет хороший, и все, кто на нем летает, его хвалят»

Презентация самолета на территории завода — это выкатка. Махину в 42 метра выкатывают и завозят обратно — внутренности ракетоносца увидеть нельзя, близко к нему подходить — тоже. Труд сотен рабочих, инженеров и конструкторов можно оценить только по словам.


Наша справка
 
Ту-22М3М — сверхзвуковой дальний многорежимный ракетоносец-бомбардировщик. Это модификация Ту-22М3 (Backfire или «изделия 45»), вооруженная управляемыми ракетами, свободнопадающими и управляемыми бомбами. Ту-22М3 был создан для разведки, нанесения ударов по целям на суше и воде при любых метеоусловиях и времени суток, а также постановки радиолокационных помех. Он может нести до 24 тонн боеприпасов на расстоянии до 7 тысяч километров. Ту-22М3М — это обновленная серия с продленным сроком службы бомбардировщика еще на 45-50 лет. Высота самолета составляет 11 метров, протяженность — более 42 метров, экипаж включает четыре человека.


«Республика всегда с вами»

Перед сценой у одного из заводских корпусов стоят сотрудники казанского филиала и сидят на офисных стульчиках ветераны. Для «туполевской семьи», как называет ее замглавы Минпромторга России Олег Бочаров, перед выкаткой самолета устроили концерт — передние ряды пританцовывают, пожилые томятся в ожидании бомбардировщика. В какой-то момент в пространство праздника вклиниваются СМИ, их кучкой проводят мимо зрителей — люди снимают журналистов на видео, поправляют прически, улыбаются. Взрослые женщины ведут себя как девочки — перешептываются, смеются, толкают друг друга перед камерами и весело танцуют, размахивая руками под попсовую песню.

Казанский завод в 1990-х стал одним из немногих авиационных предприятий России, сумевших сохранить производство.

«Самолет хороший, и все, кто на нем летает, его хвалят»

 — Были времена, когда мы посещали завод для решения тех или иных очень сложных проблем, связанных с перспективой [развития] предприятия, — обращается к толпе лидер республики Рустам Минниханов. — Сегодня мы можем с уверенностью сказать, что не только этот ракетоносец проходит глубокую модернизацию, но и завод. Я должен поблагодарить руководство страны, «Туполева», других поставщиков и военных — заказчиков продукции, а также президента страны Владимира Путина, который обращает особое внимание на обороноспособность государства.

Он обещает, что республика всегда будет с заводчанами. В свое время предприятие спасли именно при участии местных властей.

Авиационная демография

Замминистра промышленности и торговли России Олег Бочаров в Казани за август уже второй раз. До этого он приезжал на выставку авиакосмической техники, где говорил о проблемах в КБ, о необходимости переориентироваться на гражданские самолеты и призывал думать о трансформации отрасли.
 
— Каждый из нас знает, что это не просто слова, мы понимаем, какой труд стоял за этой работой, какую надежду на ваши достижения возлагает страна, какое доверие вызывает у всех российских граждан каждый ваш успех, — говорит он, вспоминая, что ровно девять месяцев назад на этом же месте проходила выкатка возрожденного Ту-160. — Я вдруг понял, что есть тень иронии в той силе, которую мы демонстрируем. Я хочу, чтобы в этой многодетной «туполевской семье» рождались каждые девять месяцев новые достижения.

«Самолет хороший, и все, кто на нем летает, его хвалят»

В перерывах между речами правительственной делегации награждают работников завода. На сцену поднимаются люди старшего поколения — инженеры, сварщики, конструкторы. Они скромно одеты, смущенно принимают свои медали и значки, приостанавливаются для фото и уходят строго влево от сцены.  
 
— Все мы прекрасно помним, что для того, чтобы каждые девять месяцев рождался ребенок, надо достигнуть совершеннолетия, пройти сложный период, который начался после распада СССР. Предприятие [его] прошло с честью. Здесь заслуга не только коллектива, хотя основная нагрузка легла на него, но и региона, который даже в самый-самый трудный период, когда предприятие не приносило прибыли и нуждалось в поддержке, не на словах эту поддержку оказывал, — произносит глава Союза авиапроизводителей России Евгений Горбунов.
 
Глава Дальней авиации ВКС России Сергей Кобылаш следом за ним отмечает, что возможности Ту-22М3М впечатляют и «далеко превосходят» возможности всех имеющихся на вооружении иностранных государств аналогов. С его слов, «дальники» с нетерпением ждут, когда самолет займет место в строю. Кобылаш говорит о душе и сердце, которые вложены в производство машины.
 
Когда люди выходят за наградами, сотни их коллег аплодируют и присвистывают так, что сомнений во вложенной душе не остается.
 
— Это, конечно, не середина пути, а его начало, впереди предстоят многолетние испытания, — серьезно начинает спич глава Объединенной авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь. — Для нас с вами это новое дыхание завода, еще один продукт в нашей линейке. Уже со следующего года строевые самолеты начнут поступать на завод для параллельного начала глубокой модернизации, до 2021 года их нужно будет сдать. Это и загрузка, и, я надеюсь, улучшение экономических условий, и повышение зарплаты.
 
Он рассказывает об инвестициях, которые были вложены в завод в рамках модернизации, о том, что у завода уже есть заказы, и надеется, что продолжится программа технического перевооружения предприятия.

«Самолет хороший, и все, кто на нем летает, его хвалят»

Глава казанского филиала ПАО «Туполев» Александр Конюхов отмечает, что ради выпуска завод работал практически круглосуточно.
 
— Впереди еще много работы, и задачу про девять месяцев мы с вами услышали, — продолжает он заданный Бочаровым лейтмотив.
 
Около сцены стоят две женщины, техработники «Туполева».
 
— Это наш? — спрашивает одна, когда выходит Конюхов.
 
— Да вроде, — отвечает ей вторая.
 
А люди тихонечко начинают двигаться к ангару, из которого выкатят планер. Как только появится острый нос бомбардировщика, все начнут снимать. Для самих работников завода видеть, как собранное ими детище катится, отливая серебром на солнце, не менее важно, чем для «граждан, доверяющих им». Когда чиновники и военачальники уходят на брифинг или кучками рассасываются по площадке, заводчане начинают фотографироваться на фоне планера. 

«Самолет хороший, летает»

— Я плакала от радости, когда его вывозили! Говорю, Васил Ерофеевич, не грусти, — рассказывает бывший конструктор завода Тамара Лагутина.
 
— А я от стыда, — вздыхает ее бывший начальник Васил Барганов

«Самолет хороший, и все, кто на нем летает, его хвалят»

Их имена не выпадают в поисковиках, как имена тысячи их бывших коллег, которые создают и создавали самолеты на «Туполеве» в Казани. Но они расходятся позже всех и беспрестанно говорят о заводе. Лагутина бережно придерживает Барганова.
 
— Мне очень стыдно смотреть на этот самолет, потому что ему 49 лет… Он первый полет совершил в 1969 году. Мне стыдно за фирму «Туполева», что нет новых самолетов. Это произошло из-за того… — не может от волнения договорить ветеран завода.
 
— Самолет хороший, и все, кто на нем летает, его хвалят. И наше правительство, — помогает ему Лагутина.
 
Барганов говорит, что казанскому заводу помогли выжить власти республики во главе с Минтимером Шариповичем Шаймиевым
 
— Нефть добывали, были деньги. И оставалось 60% от этих денег здесь, тогда строили 214-й самолет, его надо было сертифицировать, нужны были большие средства. Только благодаря этому завод выжил, если бы такого не было, умер бы, как многие другие. Сегодня вот говорили про коллектив, а это ведь четверть от того состава, что был. Больше 40 тысяч работало! — вспоминает Барганов.
 
— Специалисты высшего класса, сейчас таких нет, — добавляет Тамара Лагутина.
 
Говоря о развитии гражданской авиации, ветеран приводит в пример авиакатастрофу, в которой в 2011 году погибли игроки ярославского «Локомотива», летевшие на Як-42. 

— После этого мы создали Sukhoi Superjet 100. А построили бы свой, так уже бы штамповали. Вместо этого мы стали покупать иностранные самолеты. С таким отношением русская авиация и погибла. А гражданскую авиацию хорошо развивать… Я всегда говорил, что с такой территорией без собственной авиации нельзя.

«Самолет хороший, и все, кто на нем летает, его хвалят»

 Конструкторы вспоминают Ту-324 — региональный ближнемагистральный самолет, который остался только проектом. Говорят, что нужно было «штамповать» его. За это же в 2015 году ратовал и президент Татарстана Рустам Минниханов.
 
Тамара Лагутина хвалит Ту-160 и все достижения завода не преуменьшает. Однако считает, что конструкторы сегодня не отстаивают свое право на создание нового.
 
Мы идем мимо «свежего» корпуса, за которым скрывается ремонтируемый, старый — тот, в котором в Великую Отечественную производили пикирующий бомбардировщик Пе-2. Барганов и Лагутина, являясь старожилами, знают здесь каждый сантиметр. Справа от них в ряд стоят бомбардировщики, протыкая воздух своими носами.
 
— Они летают, — улыбается женщина о планерах казанского завода. — И «туполевская семья» есть, конечно. Не волнуйтесь, все будет хорошо!

Comment section

Добавить комментарий

Войти: