«Казанский кинофестиваль помогает диалогу культур по всему миру»

Главными картинами нынешнего форума стали «Мулла» и «Сироты».
Главными картинами нынешнего форума стали «Мулла» и «Сироты».

Завершил работу 14-й Казанский международный фестиваль мусульманского кино. Его итоги журналист KazanFirst подводит вместе с организаторами и авторами фильмов, а также зрителями. 

А итоги эти любопытны. Во-первых, на нынешнем фестивале действительно было огромное число кинопроектов, сделанных в Татарстане. Во-вторых, аудитория фильмов становится шире, а степень её осознанности и понимания картин — глубже. При этом зрители прохладно отнеслись к заигрыванию организаторов с голливудскими звездами, в частности, с сыном известного американского режиссера Оливера Стоуна Шоном. Местная публика ходила на показы, чтобы посмотреть фильмы татарстанского производства. 

«Казанский кинофестиваль помогает диалогу культур по всему миру»

Зиля Валеева — значимая в прошлом фигура для политической жизни Татарстана. Она в первое десятилетие «нулевых» занимала пост вице-премьера республики, была министром культуры. Сейчас — директор музея-заповедника «Казанский Кремль». Именно Зиля Валеева стоит у истоков организации и проведения в Казани мусульманского кинофорума. 

— Фестиваль развивается. Понятно, что в этом развитии есть разные сюжеты. Самое главное, мне кажется, что у фестиваля уже появилось свое имя и он привлекательный. Главная задача, которую мы решали с самого начала, — сделать площадку, которая поддерживала бы разнообразие в мире, — объясняет в разговоре с журналистом KazanFirst, с чего начинался фестиваль, Зиля Валеева. 

«Казанский кинофестиваль помогает диалогу культур по всему миру»

По её словам, для организаторов всегда было и продолжает оставаться желанным приглашение кинозвезд мирового значения. Ранее в Казани были Катрин Денёв, Изабель Аджани и Эдриан Броуди. Все они встречались с местной публикой, с кинематографистами и делились опытом и видением того, как и в какую сторону развивается индустрия. 

Больше всего Зилю Валееву впечатлил на фестивале фильм «Бисмилла» итальянского режиссера Алессандро Гранде. Дело в том, что она участвовала в работе жюри по номинации «Лучший короткометражный игровой фильм». С её слов, картина, снятая европейцем об исламе и мусульманах, лучше всего выразила главный тезис кинофорума — «Через диалог культур — к культуре диалога».

Собеседница также объяснила, в чем причина успеха и ажиотажа вокруг татарстанского фильма «Мулла». 

«Казанский кинофестиваль помогает диалогу культур по всему миру»

— Мне кажется, что любая киношная история — это про человека. Этот фильм трогает тем, что мы смотрим картину не про того муллу, который только стоит у минбара и читает проповедь, говорит правду и призывает нас к добру. В нашем фильме мулла — это такой же простой человек, как и все мы. Перед ним так же стоят проблемы, сомнения. А интересен он публике тем, что к своей высокой миссии подготовлен зрелостью, он чистый человек. Это трогает зрителей, — высказывает мнение Зиля Валеева.  

Картина «Мулла», в отличие от одноименной постановки в театре, — совсем другая история. Не важно, что конец в фильме отличается от театральной версии и героя не убивают. Но ведь персонаж, мулла, остается тем же, что в театре, что в кино, продолжает рассуждать директор музея-заповедника. 

На вручении одной из номинаций фестивальным фильмам Зиля Валеева вспомнила, в каких условиях проходил самый первый форум. 

— Я помню, как на первом фестивале Татарстан представлять шли всего три человека. Это режиссер фильма Ильдар Ягафаров и Фарид Бикчентаев со своим сыном. Сегодня я слышу цифру в 15 кинокартин. Ради этого и стоило затевать большой праздник кино, — заметила она. 

«Казанский кинофестиваль помогает диалогу культур по всему миру»

На фестивале среди многочисленных номинаций были и призовые. Помимо картины «Мулла», которая победила в номинации «Лучшая режиссерская работа» и получила специальный денежный приз президента Татарстана в 500 000 рублей, отметили также документальный фильм «Коран: от ниспослания до Казанского издания», который получил награду мэра Казани, и фильм «Звонок отцу». Последний, к слову, также удостоился денежной премии в 300 000 рублей от группы стратегического видения «Россия — исламский мир», где председательствует президент Татарстана Рустам Минниханов

Заместитель координатора группы Ильмира Садыйкова со сцены объяснила, почему именно картина казахского режиссера Серика Аппымова удостоилась такого внимания и премии. 

— Главный персонаж этого фильма — ребенок, его духовный мир. А духовный мир ребенка — это результат духовного мира в семье. Что в свою очередь показывает нам духовный мир нашего общества, — заявила Ильмира Садыйкова. 

«Казанский кинофестиваль помогает диалогу культур по всему миру»

Имам-хатыйб Апанаевской мечети Нияз хазрат Сабиров рассказал о проекте «Коран: от ниспослания до Казанского издания». По его словам, документалка посвящена истории возникновения священной для мусульман книги. 

— Мы рассказываем историю о писании, начиная со времен Пророка Мухаммада и заканчивая сегодняшним днем. Мы говорим в фильме о проблемах в обществе, на которые в ответ была ниспослана книга. Показываем, что произошло после появления книги. Рассказываем историю печатного Корана в России. Первый печатный Коран, как известно, был сделан в мире именно татарами, — говорит хазрат. 

Также командой имам-хатыйбы на фестивале был представлен документальный фильм про татарского дореволюционного богослова Шигабутдина Марджани. 

— Зал при показе был почти переполнен. Татарам очень важно знать о своих богословах, об их наследии. К тому же в этом году Марджани исполнилось 200 лет, — говорит Нияз хазрат Сабиров. 

«Казанский кинофестиваль помогает диалогу культур по всему миру»

Тему с переполненными залами при кинопоказах продолжил развивать заместитель директора «Татаркино» и руководитель кинотеатра «Мир» Зуфар Давлетшин

— Большой ажиотаж был замечен при показах фильмов «Мулла» и «Үксезләр» (на русском «Сироты»). Последний месяц назад показывался в кинотеатре «Мир» как премьерный, уже тогда было заметно внимание публики, — рассказывает собеседник.  

Чтобы ответить запросу аудитории на фильм «Мулла», организаторы даже поменяли программу и запустили параллельно показ еще в одном зале кинотеатра. Но даже в этом случае мест хватило не всем. Тем, кто не попал на премьерный показ, расстраиваться не стоит. Фильма «Мулла» появится в прокате кинотеатра «Мир». Вместе с ним зрителям также представят еще две картины — «Үксезләр» и «Бойжеткен. Всё из-за неё». 

— Я считаю этот фестиваль фестивалем мусульманского татарского кино. И наши артисты снимаются в фильмах, показывают всему миру наши достижения, культуру татар. Казанский фестиваль — это самый успешный проект семимиллионного татарского народа. Очень много красивых фильмов было снято, действительно налаживается диалог культур между Европой и Азией. Можно смотреть на повседневную жизнь разных народов, на то, как они одеваются, какая у них культура. Такие фильмы всегда помогают налаживанию связей между народами, странами, укрепляют межнациональную дружбу, — делится впечатлениями зрительница фестиваля Миляуша Гайфуллина.

Ей очень понравился фильм «Мулла». После его просмотра она готова порекомендовать сделать то же самое всем своим знакомым, друзьям и единомышленникам. 

«Казанский кинофестиваль помогает диалогу культур по всему миру»

Один из тех, кому есть с чем сравнивать, — Мансур Хуснутдинов. Он многолетний зритель фестиваля. В этом году организаторы за преданную любовь подарили ему увесистую книгу по всем конкурсным и внеконкурсным фильмам 14-го кинофеста.

— Когда сидишь в темном зале перед экраном, особенностей фестиваля не наблюдаешь. Видишь только особенности самих фильмов. А картины на фестивале очень человеческие, печальные, серьезные. У меня даже возникло подозрение, что я настолько переживаю из-за них, что во мне включаются некие лечебные процессы. Я начал светиться и чувствовать себя лучше, как будто совсем молод. А мне ведь 77 лет исполнилось 23 июня, — говорит Мансур абый. 

В прошлом он занимался электроникой, проработал в этой отрасли 56 лет. В советское время объездил многие предприятия. Сейчас он посещает абсолютно все кинофестивали. И даже если такое культурное мероприятие планируется в Санкт-Петербурге или Москве, то тут же отправляется туда. Фильм «Мулла» ему так же очень приглянулся, он остался доволен качеством «картинки» и актерской игрой.

1/0

Во время церемонии закрытия Казанского кинофестиваля журналист KazanFirst обсудил фильмы с десятком зрителей. Практически никто из них так и не назвал имя Шона Стоуна — мало кто посмотрел его фильм «Поле битвы». Все говорили о впечатлениях по фильмам «Мулла» и чуть меньше — об «Үксезләр». 


Список фильмов-победителей

Гран-при лучший игровой фильм

Фильм «Ласковое безразличие мира»

Режиссер: Адильхан Ержанов

Страна: Казахстан, Франция

«Лучший режиссер полнометражного игрового фильма»

Фильм «Гольнеза»

Режиссер: Саттар Шамани Гол

Страна: Иран

«Лучший режиссер полнометражного игрового фильма»

Фильм «Мулла»

Режиссер: Рамиль Фазлиев, Амир Галиаскаров

Страна: Россия

«Лучший сценарий полнометражного игрового фильма»

Фильм «Халеф»

Сценарист: Мурат Дюзгуноглу

Страна: Турция

«Лучший оператор полнометражного игрового фильма»

Фильм «Гольнеза»

Оператор: Мухаммад Факури

Страна: Иран

«Лучший актер полнометражного игрового фильма»

Фильм «Ласковое безразличие мира»

Актер, исполнитель главной мужской роли: Куандык Дюсенбаев

Страна: Казахстан, Франция

«Лучший актер полнометражного игрового фильма»

Фильм «Ксерокопия»

Актер, исполнитель главной мужской роли: Махмуд Хэмида

Страна: Египет

«Лучшая актриса полнометражного игрового фильма»

Фильм «Не чужие»

Актриса, исполнительница главной женской роли: Лилия Волкова

Страна: Россия

«Лучшая актриса полнометражного игрового фильма»

Фильм «Сумерки»

Актриса, исполнительница главной женской роли: Юан Ли

Страна: Китай

«Лучший полнометражный документальный фильм»

Фильм «Бирманский учебник истории»

Режиссер: Петр Лом

Страна: Нидерланды, Мьянма, Норвегия

«Лучший короткометражный документальный фильм»

Фильм «О чем грустит наш дом»

Режиссер: Кирстен Гайнет

Страна: Россия (Башкортостан)

«Лучший короткометражный игровой фильм»

Фильм «Олива Саада»

Режиссер: Ахмад Заери

Страна: Иран

«Лучший короткометражный игровой фильм»

Фильм «Бисмилла»

Режиссер: Алессандро Гранде

Страна: Италия

«Лучший фильм в номинации «Россия молодая»

Фильм «Дерево»

Режиссер: Хава Мухиева

Страна: Россия (Чечня)

«Лучший национальный фильм»

Фильм «Чистополь. Из жизни малого города»

Режиссер: Галина Долматовская

«Лучший документальный национальный фильм»

Фильм «Зачем я это делаю»

Режиссер: Алеша

«Лучший короткометражный национальный фильм»

Фильм «Рабочий момент»

Режиссер: Влада Васильева

«Лучший национальный фильм для детей»

Фильм «Гульназек — победитель дивов»

Режиссер: Елена Ермолина

Приз «За диалог культур в исламском мире»

Фильм «Звонок отцу»

Режиссер: Серик Аппымов

Приз Гильдии киноведов и кинокритиков России

Фильм «Мопед»

Режиссер: Шамира Наотунна

Страна: Шри-Ланка

Приз Гильдии киноведов и кинокритиков России

Фильм «Гульназек — победитель дивов»

Режиссер: Елена Ермолина

Страна: Россия

Приз президента Республики Татарстан «За гуманизм в киноискусстве»

Фильм «Мулла»

Режиссер: Рамиль Фазлиев, Амир Галиаскаров

Страна: Россия

Приз мэра города Казани

Фильм «Коран: от ниспослания до Казанского издания»

Режиссер: Амир Гатауллин

Страна: Россия

Специальное упоминание жюри

Фильм «Не чужие»

Режиссер: Вера Глаголева

Страна: Россия

Приз зрительских симпатий

Фильм «Сироты»

Режиссер: Нурания Замалеева

Страна: Россия

Диплом

Фильм «Нация»

Режиссер: Юлия Миронова

Страна: Россия, Финляндия, Нидерланды

Диплом

Фильм «Свет и Тень»

Режиссер: Тынай Ибрагимов

Страна: Кыргызстан


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *