«Многое в нашей культуре напоминает пакетированный кофе»

Автор фото: Василий Иванов/KazanFirst
Культура 15:11 / 11 октября 2018
7
«Многое в нашей культуре напоминает пакетированный кофе»

Ирада Аюпова рассказала о воспитании зрителя, Сабантуе и будущем «Узгереш жилэ».

Пространство «Смена» продолжает пользоваться популярностью у республиканских чиновников - 9 октября здесь министр по делам молодежи республики Дамир Фаттахов разгневал своей работой президента республики, а 11 октября министр культуры Ирада Аюпова задавала вопросы журналистам по теме продвижения культуры в массы и отвечала на их вопросы. 

Объясняя выбор места встречи, глава ведомства отметила свое отношение к деятельности Роберта Хасанова - соучредителя и директора «Смены», а также уточнила, что инициативы «с земли» более мотивированы, нежели финансируемые из бюджета, так как у последних цель - освоить бюджетные деньги. 

- Нельзя допускать того, чтобы государство считало учреждениями культуры только объекты, финансируемые из бюджета, - уверена Аюпова.

Темой для обсуждения стал поиск актуальных методов популяризации культуры в общем понимании слова, через взаимодействие министерства с журналистами и блогерами, которых, к слову, на встрече не было. Сама беседа должна была пройти в формате общения «за чашкой кофе», но по факту представляла собой открытый разговор вопрос-ответ и получение отзывов и критики о мероприятиях Минкульта. 

Выступление Ирада Аюпова начала с извинений за использование сублимированного кофе, обуславливая это нехваткой времени на подготовку - с ее слов, решение о проведении было принято накануне мероприятия. Надо отдать должное министру - она мастерски провела аналогию между растворимым напитком и нынешним состоянием культуры.

- Многое в нашей культуре напоминает пакетированный кофе, сублимированный продукт, который употребляется по необходимости, но культура - это не сублимированный кофе. Культура - это традиции, это кофе, имеющий бесконечный аромат, оставляющий воспоминания. Мне хотелось бы использовать ваш ресурс и видение, чтобы скорректировать нашу работу. Мне важна обратная связь, понять, что мы не доносим. Главное в культуре - это видение и мнение вашей аудитории, - говорит Аюпова.  

Первый вопрос был посвящен «переселению» национальной библиотеки в здание Национального культурного центра (НКЦ). 

- По зданию - нас оттуда никто не выгонял. Больше скажу - мы плавно считаем стоимость ремонтных работ, насколько мы поместимся в новый проект в НКЦ, - сказала министр. Кроме того, в рамках модернизации площадки там создадут как минимум четыре зала для коммуникаций. 

Действующая экспозиция, выставляемая в НКЦ, разделена не будет. Значительный объем экспонатов, находящихся в «закрытом» фонде, планируют перенести в казанский Кремль, а экспонаты, связанные с именем Федора Шаляпина, будут выставляться только частично. Со слов Аюповой, вопрос переезда коллекции - вопрос не одного дня.

Обсуждение вопроса о будущем центров культуры на фоне «переезда» нацбиблиотеки плавно перетекло в разговор сохранения татарской идентичности. Аюпова уверена, что многие учреждения культуры уходят от понятия профильности из-за интернета, в котором доступны любые книги и фильмы, и переходят в формат коммуникативных площадок. При этом самым продвинутым и посещаемым центром татарской культуры Аюпова считает театр Камала. 

- «Татфест», который прошел в Кремле, привлек большее количество молодежи, чем мероприятия, проводимые в творческих пространствах. Сегодня нельзя рассматривать только театры, библиотеки или залы, мы должны расширять пространства. Надо уходить от разовых мероприятий. Организовать можно что угодно, - заявила министр.

Аюпова уверена, что пора отходить от «штампиков» (административного подхода. - Ред.) и приходить к тому, что люди ходят потому, что интересно, а не потому, что «послали». 

Тему работы с блогерами Аюпова не обошла стороной и рассказала, что сотрудничать планирует не только с республиканскими лидерами мнений, но и теми, кто пишет о республике, находясь в условном Петербурге. 

- Внешний взгляд людей важен. Хорошими индикаторами будет мнение людей о том, чего им не хватает. Территориального ограничения не будет. Мы не можем быть хорошими для всех, не создавая комфортную среду здесь, иначе получим эффект «западного дрейфа» - когда люди стараются переехать на запад - в Москву, Европу, Америку. Мы должны создавать условия, чтобы к нам приезжали, чтобы наша молодежь не искала возможности для творческой реализации где-то там, - поделилась мнением Ирада Аюпова. 

Механику построения этих связей она планирует услышать от самих блогеров, журналистов и жителей, без применения административного ресурса. Министр не отрицает возможность создания специального ресурса, где любой желающий сможет вести блог, правда, не углубляется в подробности о принципах работы данного портала. Зреет в умах и идея вероятности привлечения популярных блогеров, но только при инициативе «снизу». 

Поговорили участники встречи и о продвижении татарской культуры. Министерство планирует продолжать делать Дни культуры Татарстана в других регионах.

- Культура не должна ограничивать себя. Локализация приводит к подавлению, поэтому экспорт культурного продукта и ценностей очень важен. Мы должны быть интегрированы в мировую культуру - транслировать высокую культуру, а не только Сабантуй. Активная экспансия важна. Мы должны более агрессивно продвигать себя в мировой культуре, тогда мы будем точно сохранены, - заявила министр культуры. 

Не забыла прокомментировать Аюпова и послание президента Госсовету, посвященное «Стратегии-2030», при разработке которой необходимо ответить на вопрос «Что мы хотим увидеть в конце пути?». Сама стратегия должна выступать в роли объединяющего элемента. Он не может быть навязан, иначе принципы Стратегии будут отторгаться. При разработке учтут баланс, чтобы ни один элемент не противоречил другому. В итоге Стратегия поможет определить пути сохранения татарского народа - будь то через костюм, пищу, язык, культуру или систему ценностей. 

Ответила министр на критику «Узгереш жилэ» и возможности перераспределения 80-миллионных бюджетных ассигнований на концерт, в адрес нуждающихся сфер, к примеру, татарского кино. Со слов главы министерства, ведется работа по модернизации фестиваля мусульманского кино и поиску его фишки. При этом перевода голливудских фильмов на татарский язык не планируется.

- Задача этого фестиваля - сделать татарскую песню понятной в мире. Есть вопросы по вектору движения. Должен быть новый качественный репертуар. Может быть, появится госзаказ на репертуар, который будет понятен многим. При этом все еще стоит вопрос с авторским правом - нет их высокой культуре уважения. Приоритеты должны быть ориентированы на запросы людей. Для того, чтобы развивать кино, надо понимать, что мы хотим рассказать, «кинопопса» не сохранится, - считает министр. 

В ходе встречи были и вопросы профессионально-личного характера: о получении приглашений только на татарском языке, финансовых вливаниях в Союз фотографов, находящийся в состоянии анабиоза, и личных переживаниях о состоянии культуры в регионе, а также низкой регулярности оперы «Сююмбике», связанной с четырехдневным монтажом декораций. 

Завершила встречу Ирада Аюпова притчей, посвященной важности культуры в жизни каждого человека. 

- Сфера культуры и искусства нужна не для того, чтобы развлечься, а стать лучше самому. Мы забываем об этом и пытаемся опуститься до уровня зрителя, а надо его попытаться поднять. Может быть, поэтапно, не сразу. Без культуры мы можем прожить, но можем ли выжить? - задала вопрос министр и предложила над ним подумать на досуге до следующей встречи.

Министерство планирует проводить аналогичные беседы раз в квартал, дата ближайшей определяется из трех вариантов - в начале декабря, после новогодних праздников или в канун Нового года. 

КОММЕНТАРИИ (0)
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Если вы хотите поделиться интересным событием, воспользуйтесь данной формой

ПРЕДЛОЖИТЬ

Кирилл Толмацкий: Мне не нужно подстраиваться под форматы, я остаюсь в топе

Автор фото: Василий Иванов/KazanFirst
Культура 08:00 / 3 февраля
2
2
Кирилл Толмацкий: Мне не нужно подстраиваться под форматы, я остаюсь в топе

Памяти Децла. Большое интервью музыканта. Он дал его KF год назад.

В ночь со 2 на 3 февраля скончался, пожалуй, самый известный рэп-исполнитель России Кирилл Толмацкий, больше известный под псевдонимом Децл. На стыке двух веков он стал символом перемен, олицетворением свободы и нового слова в российском шоу-бизнесе. Так получилось, что одно из своих последних больших интервью Кирилл дал изданию KazanFirst во время приезда в Казань год назад. Этот материал актуален и сейчас. В память о Децле мы приводим его вновь. Впервые опубликовано 19 февраля 2018-го. За год до гибели музыканта.  


В Казань приехал Кирилл Толмацкий, известный широкой аудитории под именем Децл. Впрочем, у кумира тинейджеров 90-х есть и другие псевдонимы - Le Truk и Juzeppe Jostko. Под ними Толмацкий читает рэп на остросоциальные проблемы, в том числе и на английском.

Выступление артиста закончилось уже под утро, однако это не помешало ему ответить на вопросы KazanFirst. Интервью прошло в не совсем обычном месте. В гримерке, расположенной рядом со сценой, было шумно, поэтому разговор состоялся в соседней душевой комнате.

- Ты сегодня выступил в Казани, вчера в Питере. Какие эмоции?

- Что в Казани, что в Питере лично мне было немного тяжеловато работать. Сегодня перед выступлением еле проснулся. Проснулся, одел майку, джинсы, собрал все сумки и опять заснул. Я с 14-го числа работаю, до этого выступал в Таиланде, потом полетел в Москву, оттуда в Питер, потом в Казань. Но концерты проходят прикольно.

- Ты много путешествуешь по стране. Скажи, что в России изменилось, если изменилось, за последние 10-15 лет в музыке и культуре?

- Все меняется под политику. Был такой момент, когда ушел Ельцин и пришел Путин и все уже менялось в музыкальном плане. Начало во все стороны развиваться, все стало интересным, качал MTV, Муз ТВ, были федеральные музыкальные каналы, которых сейчас нет в эфирной сетке. Была какая-то альтернатива для молодежи, но все ушло в интернет.

- Децл поменялся вместе со страной или поменялись только его имена?

- Много чего нового появилось. Я остался, но, безусловно, поменялся под обстоятельства. У меня уже ребенку почти 13 лет, другие интересы, нежели чем когда я был совсем свободным в семейном плане. По сути дела, идет духовное развитие, прокачка разной литературой в основном для того, чтобы нести в массы темы, волнующие всех здесь и сейчас. Некоторые волновали тогда и волнуют всегда - типа ты меня любишь, я тебя не люблю. Эта ерунда всегда будет продаваться. Не это, а что-то другое необычное.

- Для тех, кто последние лет 10 не следил за твоей работой, как коротко можно охарактеризовать твои проекты Le Truk и Juzeppe Jostko?

- С 2009 года я начал реже общаться с теми, с кем общался раньше, по определенным обстоятельствам. Последние девять лет - это серьезная работа над собой. Это ежедневный внутренний конфликт, борьба с внутренними предрассудками. При этом все проходит без сильных напрягов. 

Я все-таки до сих пор пытаюсь немного подстроиться, потому что я начинал, когда были пейджеры и у нас все было по-другому. Все быстро меняется, появились новые технологии, в которые нужно вникать.

- При этом ты резко реагируешь на своих более молодых коллег по цеху. В частности, в "Твиттере" ты упоминаешь рэперов из Газголдера. Это уже личное из-за конфликта с Бастой?

- Там все вместе. На самом деле Баста - это просто такой персонаж, который прикрывает серьезную схему бандитско-ментовскую, поэтому он сильно взъерошился, когда я вдруг начал публично говорить в "Твиттере", как они себя ведут.

Изначально мы перестали туда ходить (на Газголдер. - Ред.) за четыре-пять лет до конфликта. Когда только построился Газголдер, там одного моего друга попросили организовать некий клуб. Тот сказал, что клуб не надо, лучше организуем общество творческих людей. В то время, когда там не было никакого Васи, собирались творческие люди - художники, музыканты, чайные мастера, интересные персонажи. Но в какой-то момент приехал Богдан Титомир и сказал, что нашел крутого рэпера, и после того, как этого рэпера привезли в Москву, всех начали потихоньку сливать. В итоге мы одни из последних, кто оттуда слился, и туда набрали на контрактной основе кучу рэперов. В том числе туда Смоки Мо попал в какой-то момент, после чего я перестал с ним общаться. В общем, много других людей попали в эту клоаку, а, по сути, они работают на одного человека.

- И кто этот человек?

- Это тот человек, кто больше всех выкатывает яйца.

- Почему рэп стал настолько актуальным? Рэперы говорят на близкие молодежи темы и на близком языке?

- Нет, просто он стал настолько неприятным, насколько это неприятно взрослым людям. Я в свое время поставил цель делать рэп таким, чтобы родители могли ставить его своим детям, а дети ставить своим родителям. Чтобы исчерпать конфликт поколений. Мне это удалось - мои треки родители не стесняются слушать при детях, а дети - при родителях. А то, что происходит сейчас, - это очередная попытка разделить, создать некий конфликт между поколениями, чтобы старшие не понимали младших и наоборот. Кто-то эту херню мутит специально, это такой заговор. Если раньше не хотели, чтобы к нам ходили фанаты, определенные политические организации привозили скинхедов. Это сейчас они ведут гибридную войну - войну в интернете. Соответственно, влияют на массы двойными стандартами и количеством спама в онлайн-пространстве. Меняется мир и меняются способы ведения войны.

- Ты сказал, что сегодня ты не просто музыкант, но еще и отец. Скажи, как выглядит собирательный образ современного российского мужчины - о чем он думает, чем он зарабатывает на жизнь, чего он хочет?

- Как оно и есть или как оно бы мне хотелось?

- Как ты это видишь сейчас.

- Я затрудняюсь ответить. Наверное… барыга?!

- А как бы ты хотел?

- А хотел, чтобы был философ, мудрый, интересный, правильный во всех смыслах этого слова. Сейчас миром правят двойные стандарты, мы живем в мире иллюзий, где все самое низменное, некрасивое и плохое вылезает наружу. Поэтому еще какое-то время нам придется с этим свыкаться, а в какой-то момент, уверен, это все изменится и энергии начнут работать в другую сторону. Пока мы работаем в подполье и ждем рассвета солнца, когда всех вампиров сожгут теплые солнечные лучи и снова все станут счастливы на планете Земля. С одной стороны, новые технологии нам мешают, с другой - искусственное сознание пробудится и мы посмотрим, что будет дальше.


Редакция KazanFirst выражает соболезнования родным и близким Кирилла Толмацкого. 


КОММЕНТАРИИ (7)
До слез
Покойся с миром... RIP. Будем помить всегда.
22
ОТВЕТИТЬ
Евгений
REST in PEACE
1
ОТВЕТИТЬ
Миша Видяев
У каждого свои плюсы и минусы. Децл, спасибо за песни в 90-х!!! Скорбим.
10
ОТВЕТИТЬ
Имя
Подтверждение того,что это настоящий артист
9
ОТВЕТИТЬ
День
Он жизнь постиг
9
ОТВЕТИТЬ
Катерина
Неожиданно умно. Пусть хорошим растет сын.
1
ОТВЕТИТЬ
Оксана
ЧЕЛОВЕК с принципами и своей философией! Слушаю новые альбомы — это бомба, это творчество. Кирилл живёт в своей музыке! Спасибо, что был!
3
ОТВЕТИТЬ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Если вы хотите поделиться интересным событием, воспользуйтесь данной формой

ПРЕДЛОЖИТЬ
видео
наверх