«Автомобиль - не что иное, как запасная часть к шинам»

Сергей Никольский рассуждает о резине и букве «ша», которая стала не лишней.

В средней полосе, когда в природе появляются первые мухи у нас принято менять на автомобилях резину - с зимней на летнюю. Когда полетели «мухи белые» - ставят обратно зимние покрышки. Все скопом, отстояв часовые очереди в шиномонтажи, переобулись, и ждут «дня жестянщика». Грянули ночные заморозки, но снега толком-то нет. Все сбивают шипы о сухой асфальт. Однако давайте посмотрим статистику ДТП. Уверяю вас, она в такие времена тоже не радует. Причём самые неблагополучные в этом смысле не столько городские улицы, сколько загородные трассы. Как правило, на совсем скользкой дороге в аварии попадают всё больше новички, а на мерзлом асфальте - все. В том числе и водители со стажем.

Сухая поверхность с островками замерзших луж, самое опасное сочетание. Заскользившее было на льду, повернутое колесо вдруг попадает на сухой асфальт. Сцепление шины с дорогой резко возрастает, от чего машина как бы выстреливает. Но зачастую далеко не в заданном водителем направлении. Особенно если при возникновении заноса он пытался выравнивать свой автомобиль и инстинктивно выкрутил руль. Профессиональные раллисты соврать не дадут. Одним из самых сложных в мире считается ралли Монте-Карло. Чуть показались тучи, сухой горный серпантин кое-где неожиданно покрывается льдом. Перед прохождением скоростного участка экипажи обычно получают подробную информацию о таких опасных ловушках от пилотов-разведчиков. И, тем не менее, проехать трассу быстро и главное без ошибок удается далеко не всем.

Многие (особенно начинающие автомобилисты) задаются вопросом: «А какую резину, из великого множества предлагаемых вариантов, выбрать?  

Здесь достаточно знать две вещи - шины должны быть хорошими, а лучше очень хорошими. Летом - летние, а зимой - зимние. Все остальное - от лукавого. Еще в незапамятные времена главный тренер сборной Советского Союза по ралли Анатолий Брумм вывел теорему: «Автомобиль - это запасная часть к шинам». Ни много, ни мало! 

Сцепление машины с дорогой на поверку оказывается гораздо более важным моментом, чем мощность мотора, передаточные числа в коробке и прочие показатели. Это проверено спортом. В остальном всё индивидуально. Например, колючки или липучки (как сейчас принято называть зимние шины без шипов)? Посмотрите в журналах тесты, обзоры инженеров-шинников. Сопоставьте условия проводимых испытаний со своим опытом езды зимой.  Выбор сложный, поэтому делать его надо не впопыхах. Во-первых: конкретно для вашего передне- задне- или полноприводного автомобиля. Во-вторых, персонально для себя, исходя из своего характера, стиля вождения, занятости, потребностей семьи, наконец.

Не исключаете случая даже однажды оказаться в роли коровы на катке - покупайте шипованную резину. Экономить на расходе топлива, шумности, износе шипов на сухом асфальте не стоит. Жестяные работы - сегодня в цене! Если же вы, выйдя утром из подъезда, увидели голимый лед и совершенно спокойно прошли мимо личного авто в сторону остановки трамвая или станции метро - наверное, вам достаточно будет надежных нешипованных покрышек. Это у моряков есть примета - как корабль назовешь - так он и пойдет. Автомобиль можно назвать хоть пупсиком, хоть тарзаном… Поедет он так, как вы его обуете.

При смене резины на зимнюю, возникают и правовые вопросы. Ещё недавно, выехав из шиномонтажной мастерской можно было нарваться на инспектора, который непременно бы спросил: «А знак с буквочкой «ша» в треугольничке не забыли наклеить?». Если на автомобиле стоят покрышки с шипами, на заднем стекле или багажнике должна была быть соответствующая наклейка. Иначе штраф 500 рублей. 

Теперь, говорят, требование потеряло актуальность. На динамические характеристики и эффективность торможения современных автомобилей наличие шипов особо не влияет. А вот обзорность эти наклейки уменьшают. С правовой точки зрения сначала принятые, а потом отменённые, поправки к ПДД могут серьёзно повлиять на рассмотрение в судах некоторых аварий. Например, все водители знают, что при ударе сзади, виновником признают того, кто не соблюдал дистанцию, не успел затормозить и поэтому стукнул впереди стоящую машину. Это, считайте, аксиома! А теперь такие ДТП можно расследовать и по-другому. 

В правилах появилась индульгенция: водитель мог бы предупредить, что колёса оборудованы средствами противоскольжения, которые существенно сокращают тормозной путь. Вопрос, кто прав, кто виноват, стал в прямом и переносном смысле скользким. Обвиняемый вправе возразить, дескать, у потерпевшего не было предупреждающей наклейки о том, что на машине стоит шипованная резина. Я выбирал безопасную дистанцию по обстановке, а он встал, как вкопанный. Тут уж тормози - не тормози, аварии не избежать. Опять же гололёд! И судья должен учесть подобные аргументы. Буква «ша» может оказаться не лишней.

Понравился материал? Поделись в соцсетях
1 КОММЕНТАРИЙ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Beshtau
Я вот думаю что за развод был со знаком шипы и не торопился его покупать. все правильно сделал
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite