Цены на бензин больше не вырастут. Пока

Разбираемся, госрегулирование на топливном рынке - зло или благо.

Бензин. Как много это слово значит для водителя и как много оно стоит. Топливо, а вернее его стоимость - одна из самых обсуждаемых и наболевших тем как снизу, так и сверху. Несмотря на попытки урегулирования цен, цифры растут, а водители становятся все злее. 

Ценник на топливо меняется, пожалуй, так же часто, как и в соседнем продуктовом магазине. По данным Федеральной службы государственной статистики (ФСГС), ежегодно цена бензина в среднем увеличивалась на 1,5-2 рубля. 

Однако с изменением экономической ситуации в стране цифры за 2017-2018 годы стали значительно нестабильнее, чем за 2015-2016 годы. По данным ФСГС по Татарстану, на 9 января 2018 года литр АИ-93,92 стоил 37,40 рубля, АИ-95 - 40,30 рубля, АИ-98 - 46,48 рубля, а ДТ - 40,65 рубля. За 10 месяцев произошел резкий скачок цен. Теперь стоимость выглядит следующим образом:

Журналист KazanFirst решила выяснить, почему же цены растут так часто, с чем связано их изменение, а главное - какого пика они могут достигнуть. 

Для начала разберемся, из чего же состоит цена на бензин. По мнению старшего аналитика форекс-компании «Альпари» Анны Бодровой, около 2/3 цены литра бензина или дизеля в России занимают всевозможные акцизы и сборы. Непосредственная стоимость нефти в литре бензина составляет около 10% от всего объема. Все остальное - это заработок сетей, траты на переработку, логистику, хранение и платежи агентам и посредникам. 

- Цены на бензин росли в силу отложенного влияния предыдущего повышения оптовой цены на топливо. Здесь, как правило, не бывает резких колебаний без объективной причины. Да, цена нефти отражается на стоимости топлива, ведь это базовое сырье для производства не только бензина, но и ряда продуктов вторичной переработки - от всевозможных масел и красок до сырья для выпуска пластика, - говорит Анна. 

Собеседник отмечает, что госрегулирование на топливном рынке России, так называемое ручное управление ценами, рано или поздно приведет к плачевным последствиям как для самого рынка, так и для потребителя. Эта мера способна спровоцировать глобализацию рынка и образование монополий, которые начнут диктовать свои интересы остальным. Свободного рынка, где потребитель формирует спрос и, соответственно, цену, в таких условиях быть не может. 

- Цена на бензин в этом году больше не вырастет в силу договоренностей между властями и нефтяниками, но по факту и по году мы увидим примерно 10%-ный подъем. История последних нескольких лет демонстрирует, что это средние показатели: в год цена на бензин поднимается на 8-11%. В январе ценники вырастут на 1,7% (фактически может быть 2-2,5%) из-за подъема НДС. Далее новая волна роста цен на топливо может прийтись на апрель, - считает аналитик.

Другой эксперт Анна Кокорева, заместитель директора аналитического департамента «Альпари», высказывает мнение, что рост цены на литр бензина напрямую зависит от нескольких факторов, но прежде всего от стоимости исходного сырья - нефти. 

- Цены растут в связи с ростом цен на нефть и дефицитом топлива на внутреннем рынке. Условия сейчас таковы, что производителям выгоднее экспортировать топливо за рубеж, чем продавать на внутреннем рынке. Ранее росту способствовало увеличение налоговой нагрузки на перерабатывающие компании, в частности регулярный рост акцизов, - считает Анна. 

Аналитик отмечает, что вмешательство со стороны властей в ценообразование можно будет заметить лишь в следующем году, когда заработает механизм госрегулирования. В этом эксперт видит ряд плюсов. Оно позволяет соблюдать баланс на рынке, чтобы предложение соответствовало спросу, не возникало манипуляций с ценой. 

- Иногда производители искусственно завышают цены на топливо, что так же устраняется с помощью регулирования. Однако оно должно быть разумным и не нести вреда переработчикам, так как ограничивающими и запрещающими мерами можно свести деятельность нефтеперерабатывающих заводов к убыткам, - замечает Кокорева.

Как и Бодрова, аналитик считает, что роста цен на дизельное топливо и бензин в этом году больше не наблюдается.

- Вероятно, цена 95-го бензина останется в пределах 46 рублей, 92-го - в районе 42,5 рубля. Стоимость литра дизеля не должна подняться выше 45 рублей, - заключила собеседница.

Объясняя логику формирования цены, руководитель аналитического центра Независимого топливного союза Григорий Баженов обращает внимание на то, что она зависит от разных факторов, в том числе спроса, предложения, налогов, а также баланса оптовой и розничной цены. 

По его словам, начиная с 1 января 2018 года, при росте налоговой нагрузки, с одной стороны (НДПИ и акцизы), и повышении цены на нефть - с другой (при экспорте сырой нефти нефтяные компании по понятным причинам акцизы не платят), экспортная альтернатива становилась все более притягательной для крупных корпораций. Подобное положение дел вызвало стремительный рост оптовой цены, а уже после выборов розница стала медленно, но верно подстраиваться под эту динамику. Накопленная разбалансировка опта и розницы в итоге привела и к стремительному росту розничных цен на бензин и дизель.

- Однако здесь важно отметить, что розница росла медленнее опта. Приведу пример. По данным информационно-аналитического центра «Кортес», по итогам рабочей недели c 30 апреля по 4 мая цена бензина «Регуляр-92» (он же АИ-92) на мелкооптовом рынке выросла на 1 141 рубль, до 50,515 тыс. рублей за тонну, «Премиум-95» (АИ-95) - на 915 рублей, до 51,867 тыс. рублей за тонну. В рознице как «Регуляр-92», так и «Премиум-95» прибавили по 22 копейки, подорожав до 38,97 и 41,8 рубля за литр соответственно. Таким образом, при росте оптовой цены на 90 и 70 копеек («Регуляр-92» и «Премиум-95» соответственно) розничная цена выросла лишь на 22 копейки, что, конечно, указывает на усиление ценового диспаритета, - говорит эксперт.

Баженов считает, что принятая «заморозка» розничных цен на бензин и дизель приведет к тому, что неравенство цен будет только возрастать. В таких условиях независимый бизнес в топливно-энергетическом комплексе можно считать обреченным на гибель. Чтобы этого не случилось, Григорий Баженов говорит, что власти должны пойти на отмену или снижение акцизов на топливо, увеличение его объема, которые будут реализоваться в системообразующем институте, устанавливающем оптовые цены, выработку и принятие на законодательном уровне формулы ценообразования, которая позволила бы устранить диспаритет между оптовыми и розничными ценами. ФАС в свою очередь могла бы разработать критерии ценового демпинга со стороны крупных корпораций и механизмов его пресечения.

Понравился материал? Поделись в соцсетях
1 КОММЕНТАРИЙ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Гость
До нового года только не будут расти. Полтора месяца до него. А после 60р. За литр.выложите. БОЖЕ! ЦАРЯ ХРАНИ!!!!
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite