Художники Татарстана - трагедия чиновников, а с ними и народа

Раньше власть смыслила в живописи, а сейчас картины выбрасывают на свалку.

После нашего небольшого очерка о жизни (точнее о нежизни народного художника Татарстана Анатолия Пашина в Набережных Челнах) появились новые факты. Интересные. Неожиданные. Они показывают, почему живописцы, несмотря ни на что, ощущают себя счастливыми людьми и для кого на самом деле бедственное положение художников в Татарстане является трагедией.

Почему художник не сможет быть дворником

- Вы по ошибке опубликовали среди моих работ и работы моего друга - чистопольского художника Паши Самойлова. Некоторые мои коллеги теперь думают, что это я выдал картины Самойлова за свои. Я хочу, чтобы вы помогли мне эту ошибку исправить. Кроме того, в одном из комментариев под публикацией мне советуют сменить работу: уйти в дворники, например. Поэтому я хочу объяснить вашим читателям суть некоторых сторон нашей жизни, - с такими замечаниями к нам и нашим читателям обратился Анатолий Алексеевич. 

Затем он коротко рассказал о судьбе Павла Самойлова и стало ясно, почему художникам трудно быть дворниками.

- Паше Самойлову сейчас уже 73 года. По образованию он театральный художник-декоратор, но его творчество гораздо шире и рисует он здорово. Всю жизнь он прожил в родном Чистополе и работал на город и над лицом города. Над лицом города он продолжает работать и сейчас, хотя уже давно на пенсии. Например, на Новый год без всякого заказа от кого-либо изо льда делал скульптуры. В Доме учителя за год организовал около 30 выставок. Выставлял там как свои работы, так и работы других художников, - рассказывает Пашин, подчеркивая тот факт, что Самойлов и на пенсии далеко не бесполезен Чистополю.

Но, как и у большинства художников, жизнь у Самойлова трудная. Заболели ноги, и он ходит с трудом, на «клюшках», которые ему подарил Пашин. Жилья у Самойлова нет. Живет он в небольшой квартирке вместе с бывшей женой. Оба - на небольшую пенсию. Была у Самойлова мастерская (малюсенькая, «квадратов» шесть) в Доме учителя. Там же была у него работа (он был охранником). Но поскольку художник-охранник каждый день (или через день) сталкивался с кем-то из городского начальства, то он и говорил этому начальству все, что о нем думает. В основном об отношении чиновников к художникам. Из-за этого Павла Ефимовича невзлюбили и однажды подкараулили. Застали не совсем трезвым на дежурстве. С работы выгнали. Мастерскую отобрали.

- Я пытался Паше помочь. Организовал ему выставки, написал письмо в министерство культуры республики. Из министерства в Чистополь отправили обращение с просьбой не отбирать у Самойлова мастерскую. Не сработало, - продолжает рассказ Пашин. 

Вот поэтому Самойлов и живет и работает в квартире бывшей жены. Не сможет художник быть дворником или сторожем. Не творческая это работа. А если и сможет, то долго работать ему не дадут. Настоящий живописец - человек независимый, требовательный к себе и к другим. Характер у художника не раболепский.

Художник счастлив до очередного приступа депрессии 

- Но вы знаете, что сказал Паша, когда я ему позвонил и сообщил, что с ним хочет пообщаться журналист? Он запретил мне давать вам его телефон.  Сказал, что он сейчас счастливый человек. Он творит, пишет книгу, пишет рассказы. Он не хочет, чтобы вы копались в суровой действительности его жизни. У Паши бывают приступы депрессии. Тогда он о своей жизни говорит: «Девятый хрен без соли доедаю!». А сейчас он счастлив. И будет счастлив после очередного приступа депрессии, - раскрывает парадоксальную истину Пашин. И к сказанному добавляет, что в том смысле, в каком счастлив Самойлов, счастлив и он, Пашин.

Самойлов счастлив потому, что он нашел способ жить и творить на нищенскую пенсию. Он освоил живопись обыкновенными малярными красками. Теми самыми, которыми маляры красят стены наших домов. Эти краски стоят не 500-1 000 рублей за тюбик, а 20-30 рублей за банку. Самойлов «малярит» так, что даже профессиональный художник не сразу поймет, чем это нарисовано. 

В создании своих произведений Самойлов использует пенопласт и делает это мастерски. Пашин тоже изобретает способы создания картин. Когда нет денег на холсты, рисует на деревяшках из леса или мастерит картины из перьев, камешков, бумаги. Художникам доступен такой богатый мир фантазии и творчества, который мы, простые смертные, и представить себе не можем. Если у художника есть возможность творить, то он будет счастлив, даже если придется жить бомжом и питаться черствым хлебом с водой. А когда Пашин рассказывает о возмутительно бедственном положении профессиональных художников, подлинных мастеров живописи, то возмущается он не только и не столько бедственностью художников. 

- Вот я вам показываю картину, а вы ведь не сможете понять, чем она хороша, - заметил как-то Пашин нашему журналисту. 

А теперь мы попросим наших читателей ответить самим себе на вопрос: как хорошо вы разбираетесь в живописи? Хотя бы в классической, в той, что до появления фотографии во многом выполняла функции фотографии. Вопрос, согласитесь, риторический.

- Сегодня художник не может работать как фотограф, он должен искать новые выразительные формы. Но это делает наши картины еще более непонятными для обывателя, - объясняет Пашин. 

Живущий в провинции подлинный художник не может зарабатывать дворником, но и зарабатывать на картинах он тоже не может. Его произведения от души никому, кроме специалистов, не интересны, а специалистов в провинции единицы. А за произведения на заказ люди платят копейки. 

- Ходил я и по богатым коттеджным поселкам, и по заводам «КАМАЗа». На заводах есть свои художники-оформители, которые работают на ставке. А владельцы коттеджей просто скупые люди. Они хотят, условно говоря, за 100 рублей иметь шедевры, - рассказывает Пашин. 

Это объективная реальность жизни. Но даже не эта реальность больше всего возмущает и удивляет художников. 

Назначение художника в провинции - создавать эстетическую среду 

Делать витражи, панно, барельефы, картины на стенах жилых домов и зданий, создавать интерьеры в помещениях и скульптуры в парках и на улицах. 

Эстетическая среда полезна тем, что ее не надо никому объяснять, люди будут впитывать ее эстетику с детства, так же, как и во взрослом и в пожилом возрасте. Окруженные эстетикой люди лучше видят красоту в жизни, ценят прекрасное, лучше работают и… меньше болеют. Подрядить художников на создание такой среды - это прямая обязанность любой администрации города. Но в Челнах этого не происходит. И в Чистополе Самойлов счастлив на одну пенсию. И Пашин уверен, что невостребованы сегодня художники не потому, что в бюджетах денег на заказы для них нет. Все дело в эстетическом уровне чиновников.

1/0

- Было время, когда мои работы преподносились в дар известным людям. Таким, как Лужков, Собянин. Одну из моих картин Фиделю Кастро подарили, тому самому лидеру кубинской революции. Не я дарил, чиновники брали у меня картины и дарили. А не так давно еду по родному Чистополю (я там вырос) и вдруг вижу: на свалке валяется картина с очень знакомым сюжетом. Попросил остановить машину, вышел, подобрал, повернул обратной стороной и вижу собственную подпись: «А. Пашин». Я эту картину вспомнил - она тоже была подарена кому-то из местных чиновников, - рассказывает художник. 

Показательный эпизод. Было время, когда чиновники что-то смыслили в живописи, понимали ценность эстетической среды. Сейчас же они картины выбрасывают на свалку. А из-за эстетической деградации тех, кто решает, кому какие заказы дать, художники вымирают как класс профессионалов. Из-за чего страдают и жители городов.


В тексте использованы изображения картин Павла Самойлова. 


Читайте также: «С приходом Магдеева на художниках Челнов поставили крест»


Понравился материал? Поделись в соцсетях
3 КОММЕНТАРИЯ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Дед Петрович
Спасибо Сергей Иванович за статью об Анатолие Пашине, и его друге Самойлове. Потерял наш народ руководящий веру, и чувство в искусство, ради чего ? И сам себе отвечу, ради пресловутого доллара, который затмил всё прекрасное в человеческих чиновничьих душах, а не простого народа.
2
0
Ответить

Чистополец.
Был в сувенирном салоне возле вечного огня, там такие красивые поделки от мастеров продаются. В чем проблема реализовывать там свою продукцию? Было бы желание.
0
0
Ответить

Знаю
@Чистополец. Чистополец, внимательно прочитайте публикацию. Время такое, что картины современных мастеров живописи покупать некому, знатоков и ценителей в провинции мало. Опускаться до сувенирных поделок художнику нельзя, потеряет квалификацию, снизится мастерство. Авто считает, что хужожники в провинции нужны, чтобы создавать эстетику городской среды, окружать людей искусством. Я с этим согласен. Но чиновникам это не нужно, вот в чем проблема.
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite