«Люди не роются в смыслах, потребляют то, что дают»

«Люди не роются в смыслах
Загадочный уличный художник рассказал о воровстве картин и тату-опыте.

В центре современной культуры «Смена» прошла выставка «Они только жрут» художника, известного под псевдонимом Alesha. До этого, в течение двух лет, на улицах Казани появлялись картины с узнаваемым почерком, параллельно Alesha перекрашивал урны, а венчал все это перформанс на Баумана — унитаз с надписью «Ваши мечты».

Художник предпочитает скрывать свое лицо. Все, что мы можем рассказать о нем самом: он родился в Зеленодольске, ему 26 лет, перед возвращением в Казань учился в Великобритании и США. 

«Люди не роются в смыслах, потребляют то, что дают»

— Твоя выставка «Они только жрут» проходила в дни «черной пятницы», такой квинтэссенции общества потребления. Так было задумано или просто совпало?

— Да, кстати! Я не думал об этом. Это случайность: выставка должна была пройти 23 и 24 ноября, но с учетом расписания «Смены» мне дали 22-е и 23-е.

— Тебе самому нравится ходить по магазинам?

— По нужде — да. Одежду, как любой другой человек, покупаю.

Не думал, что к твоей выставке могли отнестись как к товару: пойдем, чтобы показать принадлежность, быть в тусовке, не важно, что под собой несут работы?

— Честно? Похер. И что, если они не понимают и просто приходят, потому что это может быть модно? Это делается не для кого-то еще, а чтобы проверить себя. Назовем это проектом. Есть проект с урнами, есть проект, когда мы вешаем фанеры на улицах, сейчас уходим в татуировки. Выставки — это вызов самому себе. Смогу ли я это сделать, ведь мне было что сказать, и поймут ли это? Это вторая самостоятельная выставка. Первая проходила здесь, в мастерской. Мы поднялись на уровень выше, но теперь хотим еще выше, потому что многие вещи с нашей стороны были неправильно организованы. Ну и сама культура людей, у которых нет понимания, что картины нельзя трогать и что если с вами дети, то лучше держать их за руку — почти все бумажные работы помяли или уронили.

«Люди не роются в смыслах, потребляют то, что дают»

— Заканчивая тему: почему люди превращают себя в товар? Вот это классическое «реклама в директ» и далее по списку.

— Потому что не хотят думать, развивать, они берут то, что на поверхности. Так абсолютно в любой схеме — что в музыке, что в литературе. Я, допустим, в литературе не силен. Если меня спросят, что я из художественной прочитал, назову Пелевина. Потому что он на слуху, вот я его и читал. Но я знаю, что если глубже рыться, можно найти других писателей. То же самое и здесь: они не роются, они берут то, что дают, они потребляют, делают это не задумываясь, ради секундного удовольствия.

— То есть их удовольствие — быть рекламой?

— Да, они ходячая реклама. Это на самом деле забавно. Я ничего против не имею. Мы напечатали футболки, сделали их сорок штук, и они все продались. Это было очень смешно, потому что за эти же деньги можно было купить принт. А это все-таки копия работы — скетч одной из главных картин, где парень с сигаретой говорит: «Люблю эти блинчики с вареньем». Люди покупали футболки, но нам хорошо — мы не ушли в минус.

«Люди не роются в смыслах, потребляют то, что дают»

— Про блинчики с вареньем откуда взялось?

— Не знаю, просто появилось.  

— Это ты?

— Нет, мы действительно любим блинчики и частенько, раза два в неделю, ходим кушать разные блинчики в «Масленицу», которая рядом с Баумана. Блинчики — это классно. Появилась такая идея, она переросла в некоего персонажа, потом сделали пластилиновую модель и пошло дальше.

— Так почему люди не хотят думать?

— Их так вырастили родители. Одна мысль — как бы найти хорошую работу, иметь машину, квартиру, хорошо одеваться, красиво, иметь дорогой телефон, ходить в кальянные и все дела. Это мировоззрение. Значит, их родители передали такое мировоззрение или не занимались ими и они схватили его из внешнего мира.

«Люди не роются в смыслах, потребляют то, что дают»

— Твоих тэгов на улицах стало больше.

— Дело в том, что люди помогают. И разным людям нравятся разные вещи, а тэги — это не самая приятная часть. Просто иногда случается так, что люди из нашей команды это делают. Я задействован немного в другой форме — больше люблю лица рисовать. У нас есть одно правило: мы рисуем на тех вещах, которые не являются какой-либо достопримечательностью. Мы трогаем асфальт, бордюры, электробудки, строительные заборы, люки. Иногда это стенки, но не домов.

— В июне 2016 года снаружи на стене «Смены» появилась твоя картина. Я несколько дней ходил мимо и очень хотел украсть ее. Где-то через неделю моим мучениям пришел конец — картина исчезла.

— Ее украли. 

— Для тебя это комплимент или ты расстраиваешься?

— Можно расценивать как комплимент. Но это принадлежит не вам, это принадлежит всем, вы не имеете никакого права его брать. Если вы хотите это взять — спросите. На одного человека был сильный наезд, поэтому он вернул работу. И вот на выставке девушка подошла и тоже вернула работу. Картины брать нехорошо, тем более мы перестали их выставлять. Как-то летом повесили восемь работ, а на следующий день осталось только три. Понятно, что это уличное искусство, оно не должно быть вечно… но когда люди отслеживают в «Инстаграме», где ты [работал], приходят со шпателем и отклеивают — это другое дело.

«Люди не роются в смыслах, потребляют то, что дают»

— Это знакомые? 

— Нет, это люди из «Инстаграма». Потому что украли именно те работы, с которыми мы снимали видео и выкладывали в «Инстаграм». А те, которые не выложили, остались.

— Ты сказал о татуировках.

— Да, я начинаю бить. Иной материал, плюс интересно, что есть узкие рамки, что это нужно делать больше в графике. Новый вызов — что можно сделать с этим видом искусства. Я одну набил себе, одну — другу. Есть запись — будем практиковаться на людях.

— Власти неожиданно объявили бой музыкантам, чьи тексты не соответствуют их эстетическим вкусам. Как думаешь, что будет дальше?

— Будет еще хуже. Гайки продолжат закручивать.

«Люди не роются в смыслах, потребляют то, что дают»

— И как быть?

— Я политики не боюсь касаться, я политики не хочу касаться. Потому что политика — это дело политиков, к обычным людям она не относится и от нас в данном случае мало что зависит. Это показывает общее положение, в котором мы находимся. В поддержку этого исполнителя (рэпера Хаски задержали во время гастролей. — Ред.) другие три исполнителя (Oxxxymiron, Noize MC, Баста. — Ред.) объявили концерт, деньги с него они отдадут задержанному артисту, что тоже довольно интересно, как в музыкальной сфере люди понимают творчество друг друга.

— То, что ты скрываешь лицо, — это мера безопасности?

— Меня легко найти, других ребят еще проще. Если им понадобится, они это сделают.

— Понимаешь, что интерес к твоим работам подогревается вот этой загадочностью?

— Да, но я не скажу, что это был какой-то маркетинговый ход или план. Изначально это сделано из других принципов. Как я понимаю, всем людям почему-то важно увидеть, понять, поговорить с этим человеком.

1/0

— Один мой друг забивается у Артура Цестоды (казанский татуировщик, соратник Alesha. — Ред.) и сказал, что любопытно получится, если под маской интервью будет давать не Alesha, а Цестода.

— Ну да, такое мы проворачивали, но не на таком уровне. На мероприятиях.

— За тебя уже кто-то давал интервью?

— Это было неоднократно.

— Сейчас с нами говорит Alesha?

— Да.


Фото: KazanFirst и instagram.com/thealeshaart


Comment section

Добавить комментарий

Войти: