«Соцсети упрощают взаимодействие между политиками и горожанами»

Составлен рейтинг медиаэффективности чиновников Татарстана.

У глав районов и руководителей министерств республики подсчитали их эффективность пребывания в интернете. Агентство «ПромРейтинг» подготовило рейтинг за 3-й квартал 2018 года. 

Авторы исследования отмечают, что ставят целью поиск критериев качественной работы чиновников в медиаполе и оценивают их присутствие в соцсетях и в электронных СМИ. 

Составители рейтинга рассуждают, что при оценке деятельности 89 глав и министров у них появилось ощущение, что госслужащие в Татарстане выбрали своей тактикой пересидеть в интернете и дождаться следующего писка моды.  

- Эту стратегию понять легко - нет традиции применения инструмента, нет понимания четких границ своих сетевых полномочий, присутствует страх впустить в личное пространство тысячи посторонних наблюдателей, - считают авторы исследования. 

При оценке работы госслужащих специалисты агентства вводят два коэффициента. Первый - оценка, основанная на математическом подсчете медиадеятельности персоны. Включает в себя сумму личного рейтинга и рейтинга сопричастной организации. Здесь имеют в виду количество публикаций в СМИ и соцсетях, тональности публикаций, тональности комментариев и так далее.

Второй коэффициент - оценка деятельности, составленная по результатам рассылки анкет-опросников представителям экспертного сообщества - журналистам республиканских СМИ. К составителям рейтингов поступили анкеты по всем 89 лицам власти Татарстана от 19 анонимных журналистов. Экспертам необходимо было определить заметность персоны, сложившийся образ в медиа, общую эффективность работы в медиа, оценить работу в социальных сетях и так далее. 

Тем не менее авторы решили ранжировать татарстанских персон всё же по коэффициенту, определенному с помощью анонимного журналистского экспертного сообщества. 

1/0

В первую десятку попали глава Альметьевска Айрат Хайруллин, мэр Казани Ильсур Метшин, глава Мамадышского района Анатолий Иванов, глава Нижнекамского района Айдар Метшин, прокурор РТ Ильдус Нафиков, глава Дрожжановского района Марат Гафаров, глава Заинского района Разиф Каримов, глава Бавлинского района Рамиль Гатиятуллин, глава Азнакаевского района Марсель Шайдуллин и министр образования и науки РТ Рафис Бурганов.

Создатели рейтинга признаются, что для них и самих результаты ранжирования оказались неожиданными. Если, например, ведущие позиции Айрата Хайруллина можно объяснить его активностью в соцсетях, приглашением в город именитых блогеров и в целом позитивными отзывами о нефтяной столице, то странно, что его пропустил вперед мэр Казани Ильсур Метшин. Ведь столица в этом году принимала чемпионат мира по футболу, работа пресс-службы в меру своих возможностей покрывает большой массив проблем и вопросов не просто городской повестки, но и республиканской. Казань - это витрина всего Татарстана. По мнению составителей рейтинга, по Ильсуру Метшину ударил скандал с закрытием городского спасательного отряда, критическая ситуация с выбиванием долгов с 91-летнего ветерана ВОВ Юрия Величко и протестная активность по строительству МСЗ. 

Любопытно, но на третьем месте расположился глава Мамадышского района Анатолий Иванов. В один ряд с Метшиным и Хайруллиным ему помогли встать истории с открытием бассейна «Лагуна», проведение кряшенского праздника «Питрау», упоминание главы как члена Общественной организации кряшен РТ вкупе с председателем организации Иваном Егоровым, главой холдинговой компании «Ак Барс». Любопытно, что мэр второго по численности республиканского города Набережные Челны Наиль Магдеев занял лишь 16-е место. 

- В оценке медиаэффективности попавших в рейтинг чиновников мы руководствовались логикой «вызов-ответ». Если чиновник тратит минимум энергии на работу в социальных сетях и электронных медиа и при этом его фамилия и вверенная структура не являются фигурантами громких скандалов, то его работа оценивается позитивно, - рассказывает руководитель агентства «ПромРейтинг» Антон Глухов

По его словам, если есть много негатива (особенно это касается сложных общих для всего Татарстана направлений деятельности), но при этом позиция госслужащего по острым вопросам понятна и доступна пользователям сети, то это тоже говорит о его медиаэффективности. 

Собеседник отмечает, что худших оценок заслуживают те чиновники, которые в условиях критики и напряженности не способны донести до людей свое видение вопроса, выйти на контакт, вмешаться, сгладить углы. Случай крайне неэффективного поведения в медиа - неудачные попытки переломить отрицательную динамику, когда действия ответственного лица в сложной обстановке сами по себе превращаются в мощный источник негативных новостей и комментариев. 

- Интернет-ниши, в которых ведутся дискуссии касательно вызовов, были ранжированы в соответствии с авторитетностью, цитируемостью, величиной аудитории и другими факторами. 

Мы рассматривали присутствие чиновников в так называемых новых медиа - соцсетях, электронных СМИ и гибридных каналах формирования и распространения информации, в частности, анонимных Телеграм-каналах. Чиновники, которые попали в топ нашего списка, - это те люди, которые получают информацию через социальные сети, работают с комментариями, отрабатывают медиаповестку, понимают, как и когда достучаться до федеральной медиаповестки, и в некоторых случаях - как ее опередить, - отмечает Антон Глухов. 

Опрошенные KazanFirst эксперты говорят, что сегодня для чиновников, руководителей территорий, а также министерств и ведомств важность работы в соцсетях, коммуникация с жителями - уже случившийся факт. Никто эту необходимость сомнению не подвергает. Сейчас лишь встает вопрос о разработке критериев оценки эффективности присутствия и работы чиновника в соцсетях. 

- Социальные сети упрощают взаимодействие между политиками и горожанами: вместо обезличенных новостей и релизов люди получают информацию из первых рук. Это вызывает больше доверия, дает возможность быстро получить ответ на свои вопросы, показывает процессы, иногда закулисье, - рассказывает Регина Фасхеева, основатель SMM-агентства Fragency. 

Критерии эффективности работы зависят от задач: активность пользователей (количество комментариев), качество обратной связи (какие вопросы задают пользователи, как скоро получают на них ответы), частота и актуальность публикаций. 

- В целом задачи контента политика в соцсетях - проинформировать подписчиков (горожан и представителей СМИ) о новостях, происшествиях в регионе и ответить на интересующие вопросы, - резюмирует собеседник. 

- Сегодня даже есть рекомендации от московского Кремля, чтобы в администрациях регионов были определены ответственные за коммуникации в интернете и соцсетях, - добавляет Юрий Алаев, советник ректора, руководитель общественно-информационного центра КФУ, член Общественной палаты РТ.

С его слов, за такими людьми будет закреплен конкретный функционал, а именно реагирование на проблемы и жалобы горожан, которые будут появляться в соцсетях. 

- Чтобы администрация в соцсетях выглядела в глазах жителей положительно, главе района придется каждый день что-то делать, предпринимать, другими словами, создавать инфоповоды. Это всё будет публиковаться в соцсетях. Бездействовать чиновник уже никак не сможет, - рассуждает собеседник. 

Об эффективности работы госслужащего будет говорить то, насколько содержательны его ответы в соцсетях и в целом реакция. 

- Главе неплохо было бы делиться своими планами в соцсетях, то есть что он собирается делать в ближайшее время. Так можно мобилизовать активистов и инициативную часть людей. Чем больше люди будут понимать намерения властей, что они хотят сделать и для чего, тем устойчивее будут отношения между властью и обществом, - подытоживает Юрий Алаев. 

- Работа с соцсетями - это требование времени. Люди, которые не занимаются с соцсетями и не работают с электронной почтой, отстают от эпохи цифровизации, которая сегодня наступила. Это в первую очередь касается руководителей районов и министерств. Соцсети хороши тем, что дают обратную связь. Любой руководитель может понять, как эффективно он работает, - высказывает мнение завкафедрой конфликтологии Института социально-философских наук и массовых коммуникаций КФУ, профессор, доктор политических наук Андрей Большаков

Он считает, что работа с соцсетями у чиновников должна быть последовательной и не ограничиваться только сбором обратной информации. Административные структуры реально должны учитывать мнение людей.

KazanFirst опросил официальных представителей нескольких районов и министерств, которые заняли либо лидирующие, либо аутсайдерские позиции в рейтинге. Отметим, что пресс-службы тех ведомств и муниципалитетов, которые оказались в хвосте, не придали особого значения рейтингу. Их ответ был в духе: «Какой-то рейтинг. А кто составлял? Да Бога ради, пусть рейтингуют». 

Почти схожая реакция была у тех пресс-служб, чьи главы попали в топ: «Да, мы согласны с высокой оценкой нашей активности». Других каких-либо развернутых комментариев не последовало. А смысл комментировать, если похвалили? 

- В целом к данным рейтингам можно относиться как субъективно, так и объективно, но для нас это в любом случае определенный анализ и срез нашей работы, где мы ещё только учимся работать с социальными сетями, с блогерами. Принцип нашей работы - это открытость, мы открыты для традиционных СМИ и для блогеров, - ответили в пресс-службе Нижнекамского района.  

Развернуто результаты рейтинга прокомментировала руководитель пресс-службы Минобрнауки РТ Алсу Мухаметова. Стоит отметить, что авторы рейтинга со ссылкой на опрошенных анонимных журналистов говорят о неудовлетворительной работе министерства в соцсетях. 

- В ситуации, когда современный школьник не представляет своей жизни без смартфона, а большинство касающихся сферы ответственности негативных процессов зарождается и распространяется именно в соцсетях, не присутствовать в них - неоднозначный шаг, - говорят составители рейтинга. 

- Мы стараемся оперативно отвечать на всевозможные вбросы, фейки и ложные информации. Но если информация в жалобе соответствует действительности, то мы готовим реакцию. В любом случае какой бы ни была информация, без внимания её не оставляем, - замечает Алсу Мухаметова.

Она рассказывает, что министерство взаимодействует и с родительскими сообществами. Алсу Мухаметова видит важность взаимодействия с родителями в соцсетях, так как они в свою очередь живо работают с журналистами, тем самым создают общий информационный фон. 

- Министерство занимается мониторингом многочисленных площадок в соцсетях. Скажем, у паблика, посвященного поборам в школах и детсадах, более 40 тысяч подписчиков. У Родительского сообщества Татарстана (РОСТ) - более 4 тысяч человек. Все они оказывают влияние на родителей. Взрослые также собираются в многочисленных сообществах в мессенджерах. Сегодня практически каждый класс имеет свой чат. Там обсуждаются как проблемы конкретных классов, так и различные вбросы о ЧП, фейки и так далее, что приводит родителей в панику или формирует у них негативное отношение к школе, - рассуждает Алсу Мухаметова. 

Она добавляет, что сейчас в министерстве идет работа по распространению практики взаимодействия в соцсетях и через Управления образований в муниципалитетах Татарстана.

- Рейтинг для нас - повод задуматься. Раз журналистское сообщество так считает, значит, наша работа ещё недостаточно активна. Мы планируем развиваться. Я думаю, что они его почувствуют уже в следующем году, - резюмирует Алсу Мухаметова. 

Понравился материал? Поделись в соцсетях
2 КОММЕНТАРИЯ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Александр
В интернете сидеть не мешки ворочать.
1
0
Ответить

Анонимно
Народу не нужны политики, народу нужны работающие на народ депутаты и чиновники. И так они работают виртуально в "облаке" и принимают без народа заоблачные решения
1
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite