«За 43 месяца не определили четкого количества потерпевших и сумму ущерба»

Обвиняемые по делу пирамиды «РОСТ» предъявили претензии суду.
Обвиняемые по делу пирамиды «РОСТ» предъявили претензии суду.

История «казанских Мавроди» продолжается. В Вахитовском районном суде состоялось очередное слушание по делу финансовой пирамиды «РОСТ». 

Кредитный потребительский кооператив (КПК) привлек внимание многих вкладчиков большими процентами. Компания предлагала инвестировать деньги в высокодоходные проекты под 200% годовых. С декабря 2013-го по февраль 2015-го организация шла в рост, но затем начались перебои в выплатах. Последовали проверки. К 10 марта 2015 года на рассмотрении Вахитовского районного суда находилось более 60 исков к «РОСТу». После проверки МВД Татарстана возбудило уголовное дело.

«За 43 месяца не определили четкого количества потерпевших и сумму ущерба»

По данным следствия, организовал финансовую пирамиду Андрей Макаров. В кооперативе он должности не занимал, зато руководил финансовой компанией «Сварог». «РОСТ» возглавила его сестра Наталия. Участниками структуры стали еще пять человек: генеральный директор инвестиционно-финансовой компании «Земля» Александр Бурнаев, индивидуальный предприниматель Роберт Гарипов, а также Алексей Гречко, Вадим Еникеев и экс-капитан «Рубина» Сергей Харламов, который был медийным лицом компании. Всем им предъявлены обвинения по статье 159 ч. 4 («Мошенничество, организованное группой») и статье 210 ч. 3 («Организация преступного сообщества с использованием служебного положения») УК РФ. 

Программы «1С» не нашли

Не успело заседание начаться, как потерпевшие уже были возмущены. Всех обвиняемых запускали около получаса. В это время порядка 20 человек толпились в коридоре и ждали, когда им разрешат попасть в зал. Не с приятных вестей началось и само слушание для подсудимых. Судья Юрий Арсенюк стал говорить о ходатайстве обвиняемых об использовании программы «1С». В прошении он отказал, поскольку судебная экспертиза цифровых носителей программного продукта не обнаружила.

«За 43 месяца не определили четкого количества потерпевших и сумму ущерба»

— Не обнаружено? Как так? Она же изымалась. Это вещдок, — возмущались обвиняемые.

— Это все согласно экспертизе. Она изымалась, но… Значит, периодически удалялась. Там есть экспертиза большая, где эксперт выводил сумму ущерба на основании данных протоколов потерпевших и представленных бухгалтерских данных. 

— А нам как быть? Мы же знаем, что программа «1С» была, — спрашивает Макаров.

— Когда перейдем к исследованиям материалов дела, там решим, — ответил Арсенюк. 

В ходатайстве отказать

Макаров сразу же отметил, что обвиняемых никто не уведомил о заседании заранее в установленном порядке. Судья особого значения этому не придал, после чего спросил, хочет ли кто-нибудь выступить с ходатайством. Обвиняемые подготовились. 

«За 43 месяца не определили четкого количества потерпевших и сумму ущерба»

Первым взял слово Бурнаев с общим ходатайством. Он отметил, что в материалах дела следствие указывает, что деятельность КПК является мошеннической и осуществлялась по принципу финансовой пирамиды. Такие же ответы были от Центробанка, надзорных органов и других финансовых структур.

— Также показания подсудимых доказывают, что выкуп доходов, процентов и возврат основных сумм по заключенным договорам осуществлялись за счет привлеченных денежных средств иных физических и юридических лиц при отсутствии инвестиционной и иной законной предпринимательской деятельности. В Уголовном кодексе России такое деяние предусматривает наказание по статье 172.2 «Организация деятельности по привлечению денежных средств и (или) иного имущества», — зачитывает Бурнаев и просит переквалифицировать статью.

Помощник прокурора Вахитовского района Айрат Ибрагимов посчитал ходатайство преждевременным, поскольку материалы дела пока не исследованы и потерпевшие не допрошены. Судья с ним согласился и отказал подсудимому в его просьбе.

«За 43 месяца не определили четкого количества потерпевших и сумму ущерба»

Следующим выступил Роберт Гарипов. Он предложил прекратить производство по статье 210 части 3 УК РФ. По его словам, состава преступления в этой части нет, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства о том, что обвиняемые являются должностными лицами. Позиция суда была та же — рано.

Действия гособвинителя и следствия вызывают вопросы

Последним выступил Макаров. Поскольку филиалы «РОСТа» работали в разных субъектах России, было возбуждено несколько уголовных дел. Ранее обвиняемый просил объединить все дела в одно производство, поскольку самые тяжкие преступления были совершены в Казани, да и все подсудимые и потерпевшие находятся так же там. Однако этого так и не произошло. 

— Совершенно непонятны действия следствия в нежелании соединять в одно производство уголовные дела по деятельности КПК «РОСТ», — говорит Макаров.

Обвиняемый также отметил, что не ознакомлен с материалами дела и вещественными доказательствами в полном объеме, как и его адвокат. 

«За 43 месяца не определили четкого количества потерпевших и сумму ущерба»

— Изучение материалов дела показало отсутствие некоторой части уголовного дела. В томе 707 разделе 201 имеется рапорт следователя Гилязовой, в котором она ссылается на объяснения Шавалеевой. В том же томе в разделе 231 имеется аналогичный рапорт Гилязовой со ссылкой на объяснения Пожниной. Указанные объяснения в материалах уголовного дела отсутствуют, — зачитывает Макаров.

Подсудимый добавил, что он не смог ознакомиться и со многими постановлениями судебной экспертизы. В материалах числятся несколько дисков с записями звонков. Обвиняемые не смогли их прослушать, потому что было не на чем.

— Кроме того, за 43 месяца до сих пор не определены четкое количество потерпевших и сумма ущерба. Неоднократные обвинения привели к путанице в цифрах. Согласно последнему юридическому постановлению о привлечении в качестве обвиняемого, от моих действий пострадало 3 534 человека. В предыдущем постановлении (ноябрь 2017 года) речь шла о 3 366 людях. Разница в 168 человек. В процессе ознакомления с дополнительными материалами нам предоставили материалы по 31 потерпевшему. А где материалы по 137 потерпевшим? Нас с ними не ознакомили. В обвинительном заключении постоянно звучат разные цифры. Лист 16 — 3 557 человек, лист 33 — 3 534, — продолжает Макаров. 

«За 43 месяца не определили четкого количества потерпевших и сумму ущерба»

Подсудимый добавил, что сначала в обвинении было указано, что сумма ущерба 3 534 потерпевших составляет 1 млрд 445 млн 86 тысяч 416 рублей 74 копейки. Когда количество потерпевших увеличилось до 3 721 человека, сумма ущерба каким-то образом снизилась до 998 млн рублей. 

— Полагаю, что в настоящее время сложились обстоятельства, препятствующие рассмотрению уголовного дела судом. Для устранения найденных обстоятельств руководствуюсь статьей 237 УПК РФ. Прошу вернуть уголовное дело прокурору для устранения препятствий рассмотрения его судом, а именно присоединения всех уголовных дел, возбужденных в других городах России, а также для моего ознакомления, моих защитников и других подсудимых с материалами дела в полном объеме, — заключил обвиняемый.

Ходатайство Макарова явно отрицательно восприняли потерпевшие.

— Потом еще должны будем, — возмущенно пробурчали пожилые потерпевшие. 

«За 43 месяца не определили четкого количества потерпевших и сумму ущерба»

Судья спросил мнение гособвинителя. Айрат Ибрагимов потребовал перерыва для подготовки своей позиции, изучения ходатайства и согласования с прокурором, который утвердил данное уголовное дело. В итоге Арсенюк объявил перерыв до 23 января.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *