Каршеринг: новый вид бизнеса или очередной рассадник криминала

Колумнист KazanFirst разбирает плюсы и минусы арендной системы авто.
Колумнист KazanFirst разбирает плюсы и минусы арендной системы авто.

Казань начала осваивать систему каршеринга. Это когда автолюбитель берёт в аренду машину, чтобы доехать в городе из точки А в точку Б. Платит по тарифу. Получается что-то вроде такси, но за рулем вы сами. Услуга для столицы Татарстана пока не особо популярная, но активно развивающаяся. Вот и муниципальные стоянки с марта этого года стали для машин каршеринга бесплатными. Судя по всему, перспективы у этого вида бизнеса есть.

Личный транспорт никогда не был дешевым. По нынешним временам даже владение мотоциклом среднего класса влетает в копеечку. А дальше всё идет только по нарастающей: малолитражка, кроссовер, джип, спорткар, лимузин… Содержать свою технику дорого и, главное, хлопотно. Оформление документов, техническое обслуживание, смена резины, страховка, дорожающее топливо. Не дай бог авария! Опять хождение по мукам. Казалось бы, без забот можно ездить только на метро и иногда на такси. Впрочем, очень кстати появился еще один модный вариант — каршеринг.

Каршеринг: новый вид бизнеса или очередной рассадник криминала

Когда в Москве зашли разговоры о создании такой услуги, я, признаться, весьма скептически оценивал перспективы краткосрочной аренды, да еще и с поминутной оплатой. Пару лет назад довольно трудно было понять человека, который изъявил желание постоять в пробке за деньги. Тем не менее каршеринг сегодня процветает несмотря ни на что. Хорошо это или плохо, но у нас на глазах формируется новое поколение водителей, которые стали пользоваться машиной только по необходимости.  

Если обратиться к истории, то и при «Царе-горохе» народ любил путешествовать на перекладных! Только успевай менять лошадей. Сегодня всё идет к тому, что с автомобилями будет происходить нечто похожее. Хотя есть несколько опасных рисков. Во-первых, эксперты предрекают скорое падение спроса на авторынке. В пример они приводят Берлин. Там развитие каршеринга привело к тому, что больше трети автовладельцев отказались от второй машины в семье, да и в целом продажи новых автомобилей сократились на 15 процентов. У нас владение личным авто дорожает день ото дня и берлинский сценарий вполне реален. Ведь красота! За бензин и парковку платить не надо. Полосы для общественного транспорта открыты. Техосмотр и ремонт — тоже не твои проблемы. Опять же машина-то казенная, можно не жалеть. Ямку не заметил — наплевать, коврики испачкал — кто-нибудь вымоет. Все, вроде, довольны. 

Каршеринг: новый вид бизнеса или очередной рассадник криминала

Каршеринговые компании даже готовы мириться с неминуемыми издержками. С арендованных автомобилей снимают не только дворники, но и двери, колеса и даже демонтируют подушки безопасности. Особым спросом пользуется жидкость для омывателя. Сливают без стыда. Надеюсь, не пьют.

Правда, уже возникли опасения в правоохранительных органах. По словам инспекторов ГИБДД, в девяти из десяти автомобилей каршеринга сидят пьяные водители. Статистика эта неофициальная, но гаишникам виднее. Зоркий глаз их редко подводит. Подвыпившие клиенты нового городского сервиса думают, что арендный автомобиль меньше привлекает внимания. Кстати, частенько каршерингом пользуются и лишенные прав водители. Естественно, навеселе. Но прибыли арендодателей, которых всячески поддерживают власти мегаполисов, видимо, важнее борьбы с местечковым криминалом. Дескать, пусть полиция получила еще один рассадник. Тут ничего не поделаешь. Преступный мир живет в ногу со временем. Не на лошадях же ему сегодня разъезжать… Чтобы быть незамеченными. 

Каршеринг: новый вид бизнеса или очередной рассадник криминала

Как ни крути и ни ругай каршеринг, но почти 30 процентов автомобилистов уже заявили, что в ближайшее время собираются избавиться от личного транспорта. Это факт! Никто не услышит и еще один тревожный звоночек. При массовом отказе от личного авто городские бюджеты недополучат десятки миллиардов рублей. Автомобилист, превратившийся в пешехода, будет злостным неплательщиком сборов, штрафов и налогов. Замечу, абсолютно легальным.

Но арендный автобизнес попал в струю. Сейчас уже есть задача — как бы привлечь к этой нише частных автовладельцев. Власти Москвы, например, считают, что сдавать личную машину по системе каршеринга захотят многие. Вопрос только в организации стоянок и создании соответствующей интернет-платформы. Дело новое не только для России. В мире такой опыт еще не распространили. 

Каршеринг: новый вид бизнеса или очередной рассадник криминала

Найдутся ли действительно предприимчивые автовладельцы, которые готовы закрыть глаза на потребительское отношение к их движимому имуществу, -покажет время. А ожидать аккуратного отношения к машине, которая вроде как ничья, не стоит. Лихачей у нас хватает. Почему бы не покуражиться, если за «всё уплочено»? Да! В детстве мы давали друзьям новый велосипед покататься по двору. За мороженое, например. С автомобилем всё будет сложнее. Ставки другие, да и двор слишком большой.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: