«Запретите детям соцсети, и они окончательно станут лицемерами»

Разбираемся
Разбираемся, почему Челны захлестнула череда школьных скандалов.

В Набережных Челнах появилась идея создавать в школах группы медиаторов, в которые, помимо учителей, будут входить старшеклассники, тяготеющие к психологии, педагогике и юриспруденции. Задача таких групп, в частности, помогать ученикам разбираться в своих конфликтах внутри школы. В том числе с учителями. Есть сведения, что в некоторых образовательных учреждениях подобные группы уже появились. Идея своевременная и очень перспективная. 

Чиновничий беспредел

Набережные Челны — это город, систему образования которого сотрясают громкие скандалы. Достается прежде всего ученикам, а вместе с ними и их родителям. Учителя страдают не меньше. Но их страдания — следствие скандалов, своеобразная месть за неверное поведение самих учителей или их начальников, то есть чиновников. Вот факты.

«Запретите детям соцсети, и они окончательно станут лицемерами»

Несколько лет назад выпускница одной из школ совершила эпатажный поступок. Во время выпускного бала поздним вечером она прошлась по бульвару Энтузиастов полуодетой, сделала собственное селфи и выложила его в соцсеть. Поступок девушки крайне возмутил бывшего тогда мэром города Василя Шайхразиева.

— Почему тогда она прошлась не в одной ленте выпускницы?! — рассерженно иронизировал градоначальник на совещании в администрации. Он потребовал привести к нему эту выпускницу. Намеревался собрать специалистов и вместе с девушкой провести закрытое совещание. Девушку к мэру привели. Но Василь Гаязович к тому времени, видимо, уже забыл про планы, да и застали его врасплох, был цейтнот по времени. Выпускнице он уделил несколько минут, «по-отечески» высказав ей свое отношение к ее поступку. Урок оказался неудачным. Ситуацию ловко использовал в свою пользу оппозиционер, в то время депутат Горсовета Сергей Еретнов. Выступая на сессии Горсовета, он назвал Набережные Челны «шайхразиевкой» и публично извинился перед опозоренной выпускницей за поведение властей. Заработал определенные дивиденды в народе. Много позже выяснилось, что Еретнов причастен к криминальному игровому бизнесу, за что был осужден и отбыл наказание. 

Это то, что известно о скандале всем. Осталось неизвестным другое и более важное. Психологи знают, что эпатажный поступок — это скрытый призыв о помощи. Человек так обращает на себя внимание. Получается, девушка скандально, но сознательно обратила на себя внимание, мэр устроил ей разнос, сомнительный депутат заработал на этом дивиденды, а что делали специалисты? Помогли ли тогда выпускнице психологи, педагоги? И почему они вовремя не остановили мэра, не объяснили ему, что его намерение неверно?! Эти вопросы остались без ответа. Еще и потому, что их никто тогда не догадался задать.

«Запретите детям соцсети, и они окончательно станут лицемерами»

Следующий громкий скандал в Челнах разразился во время большой августовской педконференции в прошлом году. Тогда приехавший в Челны на конференцию министр образования и науки РТ Рафис Бурганов, выступая на ней, сделал оговорку о том, что когда надо, классный руководитель любого родителя может поставить на колени. Это вызвало бурю негодования у челнинцев. 

Затем Челны еще несколько раз удивлялись тому, как порой учителя и ученики выясняют отношения. Одна из последних резонансных историй — в одной из школ кто-то в классе сфотографировал, как учительница с помощью мобильника фиксирует работу ученика у доски. Снимок автор анонимно выложил в соцсеть. Сообщил, что педагог объяснила это намерением показать родителям, как их ребенок выполняет домашние задания. По мнению автора снимка, подобное поведение учителей унижает учеников. Автор обратился к людям с просьбой высказать свое мнение. Мнение люди высказали, многие в том смысле, что домашние задания надо выполнять как следует, а на уроках учиться, а не заниматься фотографированием и видеосъемками. Точку поставил начальник Управления образования города Винер Харисов. В своем комментарии он объяснил автору снимка, что учителя могут вести фото и видеосъемку на уроках для дальнейшего анализа своей работы, а вот он, автор снимка, нарушил закон. 

Молния

Казалось бы, Харисов действительно четко «разрулил» спорную ситуацию и поставил в ней жирную точку. Но памятуя, чем закончились (точнее не закончились) предыдущие громкие скандалы, мы решили поинтересоваться у независимых специалистов, так ли уж правы челнинские учителя и чиновники. И тут сначала сверкнула молния, а потом грянул гром. Молния сверкнула, когда свою трактовку событию на уроке дал частнопрактикующий опытный юрист Евгений Карпов.

«Запретите детям соцсети, и они окончательно станут лицемерами»

— Боюсь, что здесь учительница нарушила закон. По закону она тоже должна была попросить разрешение у того ученика у доски, работу которого фиксировала. Но едва ли она это сделала, потому что вряд ли ученик дал бы ей свое разрешение. А тот, кто сфотографировал учителя за съемками и выложил это фото в соцсеть, ничего не нарушил. Да, есть статья в Гражданском кодексе, согласно которой надо получить разрешение на публикацию фото- и видеоматериалов у тех, кто там изображен. Но это лишь в некоторых случаях. А в данном автор снимка действовал в защиту общественных интересов, у него не было другой возможности заполучить доказательство спорного поступка учительницы. При всем том, что она действовала на глазах у всего класса, другой возможности не было. Кто-то из учеников мог в это время «сидеть» в своем телефоне, кто-то смотреть в окно, кто-то — в учебник, кто-то шептаться с соседом. Поди найди свидетелей! — разъяснил юрист.

Гром

Гром грянул, когда свой комментарий дал кандидат педагогических наук Алексей Бабаянц. Всем учителям и чиновникам в сфере образования хорошо известно, кто это такой. Признанный в стране ученый, теоретик и популяризатор гуманной педагогики. Это, можно сказать, учитель учителей. В ответ на нашу просьбу прокомментировать случай со съемками преподавателя на уроке, фото которого было опубликовано в соцсети, Алексей Анатольевич взял день на размышления. Потом дал развернутый комментарий. Поскольку кандидат наук говорил специфическим, профессиональным языком, нам придется для лучшего восприятия читателями изложить суть сказанного по-своему. Но мы очень постараемся суть передать точно.

Бабаянц сказал о том, что любой ребенок рождается внутренне свободным, духовным, он тянется к сознательности, но ребенок не самостоятелен, потому что мал.

— Я полагаю, что все дети на земле хотят сотрудничать со старшими. Потому что они в одиночку ничего не могут противопоставить этому миру. Нужны покровительство и защита старших, — сказал ученый. 

«Запретите детям соцсети, и они окончательно станут лицемерами»

Сотрудничество со старшими должно привести к самоосвобождению ребенка от всего дурного, что из окружающей жизни может проникнуть в его сознание и душу. 

— Самоосвобождение наступает не снаружи, когда тебя прессуют и заставляют подчиниться сильному. Самоосвобождение от дурного наступает из-за того, что с тобой сотрудничают. И у тебя внутри увеличивается контекст совести. И ты становишься рабом совести. Вот тогда ты свободный человек, — подчеркнул Бабаянц и продолжил. — Но, когда в школе свободу ставят на колени, когда авторитаризм настолько силен, что учат подчиняться, тогда дети теряют естественный процесс внутреннего самоосвобождения, внутреннее желание естественно подчиниться авторитету учителя.

А когда учитель не имеет авторитета у учеников, в ход идут дисциплинарные меры. Происходит следующее:

— Если мы начинаем в школе мерить твердой мерой — отметками, послушанием, то воспитываем лицемеров и хамелеонов. Которые с нами ведут себя хорошо, а выйдя на улицу, подчиняются более сильному. Так мы обманываем самих себя, — сказал педагог и подчеркнул, имея в виду конфликт, о котором мы ему рассказали. — В этом конфликте страдают, самое главное, дети. Они перестают верить, что со старшими можно дружить и сотрудничать.

«Запретите детям соцсети, и они окончательно станут лицемерами»

А закончил Бабаянц так:

— Все это следствие. Есть причина. Не убрав причину, мы будем сталкиваться со следствиями каждый день. Сегодня с телефоном, завтра еще с чем-то. Это закон причинно-следственной связи. Это самый главный, безжалостный закон во Вселенной. Утром поругался с соседом (причина), вечером будет следствие — он станет сверлить или еще что-то. Чтобы убрать следствие, нужно изменить причину. Причина заключается в том, что учителя боятся свободы, поэтому дружат с дисциплиной. Но вводить в школе дисциплину — это вчерашний день. Сегодня дисциплина понимается многими талантливыми учителями как средство, исключенное из внимания педагога. Почему? Как результат общего нравственного развития детей. Как только начнем говорить с детьми о смыслах человеческой жизни, о сознании, у них и в голову не придет пререкаться с теми, кто ведет их к свету. Когда во мне нет света, я вынужден защищать тьму.

Нет авторитетов в школе

Из всего, что сказал Бабаянц, мы выделим два момента. Ставка на дисциплину приводит к тому, что дети вырастают (или могут вырасти) лицемерами и хамелеонами. А учителя боятся свободы и дружат с дисциплиной. Нам стало интересно хотя бы в общих чертах узнать, насколько то, что сказал Бабаянц, характерно для челнинских учителей. Мы провели небольшой опрос на улицах города. Восьми ученикам разных школ мы задали вопрос: есть ли у них в школе среди специалистов такой авторитетный человек, к которому они могут обратиться, оказавшись в трудной ситуации? Например, с видеороликом, где зафиксировано неправильное поведение учителя. Мы уточняли, что таким авторитетным специалистом может быть не только кто-то из учителей, но и тренер секции, руководитель кружка, да даже сторож. Стоит отметить, что половина школьников вопрос не сразу поняли. Они заявили, что никаких видеороликов или фотографий делать не будут, потому что в их школе учителя не дают к этому повода.

Но вот что главное. Все восемь школьников (в основном старшеклассники, среди которых был даже спикер школьного совета) признались, что такого авторитетного человека, к которому они бы обратились в сложной ситуации, у них нет. Конечно, если придется, то обратятся. Но не потому, что это авторитет, а потому, что директор или школьный психолог. По должности. Следовательно, если возникнет ситуация, когда ученик решит, что ему не поможет никакое должностное лицо, то ему только и останется, что сделать съемку и выложить факт в социальную сеть, таким образом обратившись к обществу.

«Запретите детям соцсети, и они окончательно станут лицемерами»

Кто и как меняет систему?

Мы послали запрос напрямую руководителю управления образования города Винеру Харисову, руководителю службы школьных психологов и директору муниципального психолого-педагогического центра «Диалог». Приложили к запросу комментарий Бабаянца и попросили осветить ситуацию с учетом этого комментария. Нам отовсюду ответили глухим молчанием. С большим трудом все же удалось найти в городе специалиста, который на условиях анонимности высказал свое мнение и о том, что происходит в наших школах, и о мнении Бабаянца.

— В главном с Бабаянцем я согласен. Мы рискуем вырастить лицемеров и хамелеонов. Но дело ведь в том, что Бабаянц не работает в системе образования. А там действуют жесткие тоталитарные законы и нормы, каждому учителю предъявляется множество требований: успеваемость, показатели и прочее. Кроме того, не всегда (далеко не всегда) во взаимоотношениях с учеником учитель сам может занять позицию ученика, на чем настаивает Бабаянц в своих лекциях и выступлениях. В любом классе есть такие ученики, которые признают только силу, для них авторитет — это умение взрослого их «построить». Они так воспитаны в семье. Учителя, который заявит им, что он тоже учится, и предложит вместе разбираться в той или иной ситуации, такие ученики вообще уважать перестанут, — высказал мнение собеседник.

Именно этот специалист сообщил, что педагоги и психологи в челнинских школах все-таки ведут работу, направленную на то, чтобы система изменилась. Прежде всего постепенно выстраиваются правильные взаимоотношения в треугольнике родитель — ребенок — учитель. А еще сейчас внедряются группы медиации, в которые включаются и старшеклассники. 

«Запретите детям соцсети, и они окончательно станут лицемерами»

Кроме того, в школах отказались изымать у учеников сотовые телефоны на время занятий. Это несмотря на то, что «мода» фиксировать малейшие промахи учителей в чем бы то ни было у детей стала массовой. Но даже неспециалисту понятно, что систему, построенную (не нынешними учителями) на дисциплине и авторитаризме, менять нужно решительнее и смелее. И смелее включать в эту работу учеников и их организации. 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *