«Такие законы в проекте должны обсуждаться всенародно»

Садоводы Татарстана ломают голову
Садоводы Татарстана ломают голову, как им по новым правилам проводить собрания.

По уточненным данным, в Татарстане более 950 садоводческих товариществ — СНТ. Цифру озвучил депутат Госсовета РТ и координатор партийного проекта Единой России «Дом садовода — опора семьи» Валерий Власов. Почти никто в СНТ не знает, как по новому федеральному закону о садоводстве (вступил в силу в этом году. — Ред.) провести общее собрание членов. Закон требует, чтобы на нем непременно присутствовали более половины членов общества. Поди их собери, если в обществе от одной до четырех тысяч садоводов! Дачники могут не ходить на собрания, а прислать туда своих представителей, однако у тех непременно должна быть нотариально заверенная доверенность. А кто будет посылать представителей, если за доверенность надо заплатить как минимум 1,5 тысячи рублей?! Предусмотрена заочная форма голосования, как в многоквартирных жилых домах. Но есть вопросы исключительной компетенции, которые необходимо обсуждать и принимать очно.

Законотворцы «кинули» народ

— Такие законы в проекте должны обсуждаться всенародно, но этого сделано не было, — сокрушается председатель Союза садоводов РТ Владимир Дейнекин

«Такие законы в проекте должны обсуждаться всенародно»

А март перевалил за экватор и откладывать собрание активисты СНТ больше не могут. Если собрание не проведешь и не утвердишь хотя бы сумму членских взносов на текущий год, то затрещит вся экономика общества. А там и до развала недалеко. Пострадают тысячи семей. Вот почему на днях в Казани вопрос о том, как садоводам законно провести общее собрание в товариществе, обсуждался, можно сказать, на самом высшем уровне. «Единороссы», реализующие проект «Дом садовода — опора семьи», собрали более чем солидный круглый стол. В нем участвовали десять чиновников (руководители министерств и ведомств), председатель Общественного совета садоводов РТ, председатель Союза садоводов Татарстана, лидеры районных Ассоциаций садоводов и председатели нескольких СНТ.

Сразу можно сказать, что способа провести собрание по процедуре, прописанной в новом законе, специалисты не нашли. Не смогла помочь даже заместитель начальника управления министерства юстиции Татарстана Рамзия Хасанова.           

— В 66-м законе (прежний закон о садоводстве. — Ред.) у нас были уполномоченные. Сейчас появились представители. В чем разница? Как определять, представитель он или не представитель? Как проводить очно-заочное собрание? Как использовать решения садоводов, которые не пришли на собрания, но высказали свое мнение? — поставил ей вопросы Владимир Дейнекин. 

«Такие законы в проекте должны обсуждаться всенародно»

Рамзия Рафкатовна ответила так:

— Вопрос, конечно, непростой. Представитель, в моем понимании, — это тот человек, который лично мои права и интересы защищает по нотариально заверенной доверенности. Представитель не может представлять интересы ста членов или одной-двух аллей… Да! Вопрос, конечно, остается открытым. Я не знаю, видимо, сама жизнь будет диктовать и показывать, как выходить из этого положения!

Все участники круглого стола понимали, что у дачников нет времени ждать, когда жизнь подскажет и научит. Снег уже тает, приходит время пахать и сеять, а день — год кормит. Прекрасно понимала это и Хасанова. Поэтому общими усилиями специалисты определили три способа, с помощью которых собрание можно провести. Эти способы не во всем вписываются в рамки нового закона. Но могут «прокатить» даже в суде. То есть если кто-то из садоводов оспорит итоги собрания, то можно настоять на том, чтобы суд эти итоги утвердил. 

Называйте уполномоченных представителями, наделяйте их мандатами

Есть такой механизм в общественных объединениях. Там используются очень широко делегаты. Конференции проводятся, на которых десять, пятьдесят, сто членов общественного движения или партии выдвигают делегатом одного «Иванова», чтобы он на Съезде представлял их интересы. Выдвижение фиксируют протоколом, этот документ подтверждает полномочия делегата, напомнила Хасанова. А в садоводческих обществах этот механизм может работать следующим образом. По выходным по аллеям (улицам) под протокол проводятся собрания, на которых садоводы обсуждают и утверждают свои решения по всем вопросам общего собрания и выбирают делегата, который и будет на общем собрании защищать и отстаивать решения своей улицы. Затем, естественно, проводится собрание (если хотите, съезд) делегатов. Так вполне можно обеспечить участие в собрании более половины членов общества. Просто процедура собрания может растянуться на все лето. Но все решения, скажем, на 2020-й год, принять можно. 

«Такие законы в проекте должны обсуждаться всенародно»

— Мы в своих обществах будем проводить собрание по системе Дейнекина, — по итогам круглого стола уверенно заявила председатель Ассоциации садоводов Лаишевского района Вера Калмыкова

Система у Дейнекина мандатная. Садоводы по аллеям (улицам) проводят собрания, выбирают представителей и наделяют их мандатами для голосования. Представитель просто обязан пойти на общее собрание, но при этом на встречу приглашаются абсолютно все садоводы. Естественно, бывает и так, что туда приходит и кто-то из тех садоводов, которые этих представителей избрали. Тогда им тоже вручаются мандаты для голосования. Но иного, чем у представителей, цвета. Все участники собрания голосуют мандатами, а члены счетной комиссии ведут подсчет по цветам.

— Мы на таких собраниях как короли сидим! Никакого беспорядка, все спокойно обсуждается и принимается. А раньше в иных обществах чуть ли не до драк доходило, — рассказал во время круглого стола Дейнекин. 

Во многих обществах с прежних времен остались уполномоченные. Их вполне можно обеспечить мандатами. 

Вручайте садоводам всю информацию загодя под подпись 

Наконец, председатель одного из казанских обществ задал вопрос «в точку»:

— У меня в обществе собрание уполномоченных прописано в Уставе. Собрание намечено на май. Будет ли наш Устав действовать в мае?

Хасанова подтвердила, что документ не потеряет силу, поскольку по новому закону вносить необходимые изменения можно в течение пяти лет, то есть до 2024 года. А так как Устав — это основной закон общества, то в принципе можно проводить собрание и по процедуре, предусмотренной им.  

«Такие законы в проекте должны обсуждаться всенародно»

Самую главную подсказку всем организаторам общих собраний дал председатель Общественного совета садоводов РТ Дмитрий Воробьев:

— Конечно, остается та опасность, что кто-то подаст иск в суд с требованием отменить итоги общего собрания на том основании, что его проведение не соответствовало букве нового закона. Здесь важно знать, на что в таких случаях судьи обращают внимание в первую очередь. А судьи в первую очередь обращают внимание на, то был ли истец извещен о собрании до его проведения. Если был извещен и есть этому доказательство, то суд, как правило, иск отклоняет. Ведь ничто не мешало самому прийти на собрание и принять в нем участие, — сказал Воробьев уже после круглого стола. 

По новому закону все садоводы заранее должны быть ознакомлены со всеми документами и решениями (их проектами), которые будут обсуждаться и приниматься. Это можно сделать, причем в предусмотренные законом сроки. Документы можно разослать по электронной почте с помощью мессенджеров, часть из них можно раздать на руки под подпись. Наконец, часть пакетов разослать и заказными письмами с уведомлением. На это придется потратиться, но овчинка выделки стоит.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *