«Госжилфонд ничего не делает и перекладывает ответственность на ТФБ»

Экономика 11:50 / 12 апреля
6
«Госжилфонд ничего не делает и перекладывает ответственность на ТФБ»

АСВ не оставляет попыток оспорить сделку, на которой Талгат Абдуллин пытался заработать.

Госжилфонд при президенте Татарстана и Агентство по страхованию вкладов как конкурсный управляющий Татфондбанка вновь встретились в Арбитражном суде. Теперь три дела будут рассматриваться в одном производстве: иск ТФБ к ГЖФ о взыскании задолженности и обращении о взыскании недвижимого имущества, иски ГЖФ к ТФБ о признании договора об ипотеке от 6 мая 2016 года недействительным и о признании пункта 4.4 указанного договора недействительным.

Предварительное судебное заседание судья Андрей Горинов начал с уточнения у представителя ГЖФ Резеды Гариповой, почему Фонд подает два требования по одному и тому же договору, ведь если договор признается недействительным, то, соответственно, и его пункт тоже.

- Я не обладаю полномочиями для отказа от иска. Мы просим обратить внимание суда на это в том числе, - говорит Гарипова.

- Вопрос в уточнении, - отмечает судья. - У вас по доверенности вообще никаких полномочий нет, кроме как дать пояснение. Вы же должны понимать, что процесс такой, что иногда необходимо процессуальные действия совершать. Как будем двигаться дальше?! Мне бы хотелось все провести компактно. Вы просите признать в целом весь договор недействительным и в то же время еще отдельно его пункт внутри этого же договора. По сути, вы во второй раз просите одно и то же.

- Нет. У нас разные основания. Когда мы просим признать в целом договор недействительным, мы говорим о том, что банк знал на момент заключения договора об ипотеке о финансовом неблагополучном состоянии заемщика ООО «Автопаркинг» и не предоставил об этом сведения фонду. А в пункте мы оспариваем договор в том плане, что при заключении договора об ипотеке фонд не намеревался давать поручительство, - пояснила Гарипова.

Судья начал рассматривать дело с договора об ипотеке. Госжилфонд считает договор недействительным на основании пункта 2 статьи 179 ГК РФ. 21 октября 2016 года Фонд получил письмо от ТФБ, в котором тот указал, что кредитная история по заемщикам, в обеспечении исполнения обязательств которых между организацией и банком заключен договор, положительная, а просрочек нет. В числе данных заемщиков числится ООО «Автопаркинг». 27 октября 2016 года банк направил Фонду письмо с предложением заключить допсоглашение по договорам залога акций, договорам об ипотеке в связи с тем, что часть кредитных соглашений, в обеспечении которых они были, пролонгирована без ухудшения оценки категории качества заемщиков. 

Как следует из документа, который оспаривается в суде, Фонд поручился обеспечивать исполнение «Автопаркингом» кредитных договоров на общую сумму 600 млн рублей. Были установлены конкретные сроки возврата кредитов. Так, к 19 октября 2016 года компания должна была погасить из 600 млн 520. Однако из определений суда по делу о банкротстве «Автопаркинга» следует, что из всех указанных соглашений вместо 520 млн рублей он погасил лишь 2 млн. 

- При ознакомлении с договором об ипотеке Фонд полагал, что не позднее октября 2016 года большая часть кредитов будет погашена, - продолжает представитель ГЖФ. - При этом банк и заемщик, зная, со своей стороны, что заемщик не может погасить выданные кредиты, оформили соглашение о продлении срока возврата выданных кредитов и уведомили об этом Фонд только в октябре 2016 года письмом, в котором просят изменить в договоре об ипотеке условия возврата кредита. Банк указывает, что у заемщика нет финансовых проблем и он исполняет свои обязательства. При этом сразу после введения временной администрации в банке заемщик перестал платить проценты, а в июне 2017 года принял решение о ликвидации. 

Гарипова обратила внимание на то, что 5 августа 2016 года ТФБ заключил с «Автопаркингом» договор на кредит в размере 100 млн рублей, а 13 декабря 2016 года, за два дня до введения временной администрации, еще на 120 млн рублей. 

Поскольку представитель ГЖФ не раз указывал на то, что ТФБ ввел в заблуждение Фонд и знал о неблагополучном состоянии заемщика, судья уточнил, есть ли тому доказательства или это просто предположения.

- Предписанием банка России [30 сентября] установлено, что банк неверно оценивал качество заемщика, - отвечает представитель.

- А зачем вам нужно было отношение банка с его заемщиком? Они должны были освещать свою финансовую деятельность? - задал вопрос судья.

- Поскольку мы заключали с ними договор, а эти обстоятельства могли повлиять на факт заключения договора об ипотеке, банк должен был сообщить эти сведения, - ответила Гарипова.

- Следуя вашей логике, банк, заключая договор залога с кем бы то ни было, должен освещать залогодателю финансовое состояние и свои хозяйственные отношения с тем, за кого он поручается? - продолжил раскрывать позицию Госжилфонда председательствующий. 

- Мы считаем, что да, - заявила она. 

Горинов уточнил, где указана обязанность банка информировать залогодателя о финансовом состоянии и о своих взаимоотношениях с лицом, за которого тот поручается, то есть раскрывать его вклады, кредитную историю. Гарипова ответила, что не требует раскрывать вклады, и подчеркнула, что по всем кредитным договорам «Автопаркинг» не вносил денежные средства.

- Вы сейчас говорите о последствиях. Я хочу знать, как вы действовали, когда подписывали договор. Вы утверждаете, что они знали, что [деньги] не вернут. Как-то это можете подтвердить?

- К сожалению, из письменных доказательств у нас сохранились письма только от 21 и 27 октября 2016 года, где изложены неверные доказательства. По договору об ипотеке сроки по четырем из пяти кредитных договоров были установлены до 19 октября. На 21 октября они не были возвращены. Несмотря на это банк говорит, что финансовое состояние заемщика положительное. Соглашение о продлении почему и было, потому что финансовое состояние заемщика не позволяло погасить кредит, - акцентирует представитель ГЖФ.

Судья напомнил, что договор об ипотеке был заключен 6 мая 2016 года, а письма пришли в октябре. Он не исключает того, что после этого дня финансовое состояние могло ухудшиться. Однако на момент заключения договора это никаким образом не влияло.

- Если о том, что банк неправильно оценил положение, узнал только в сентябре, как он мог знать об этом в мае, чтобы умолчать от вас?! Мне кажется, вам нужно больше аргументировать. Отчасти это ваши предположения. Документально же это не подтверждено.

Елена Седова, представитель АСВ, прокомментировала предписание Центробанка России. По ее словам, ЦБ как регулятор проводит проверки в каждом банке, по результатам которых он обращает внимание, какие суды неверно классифицированы. Судья уточнил, до 30 сентября, когда была последняя оценка от ЦБ и какой период был оценен в рамках дела.

- Они должны были проверять какой-то период. Из предписания я не вижу, какой именно. На текущий момент не могу комментарий дать, - отвечает Седова.

- Я задаю вопрос с целью понять, знали ли вы в мае о состоянии или нет, - пояснил Горинов.

Седова отметила, что запросит у Центробанка соответствующие документы и посмотрит имеющиеся. Далее она перешла к целям всей этой сделки со стороны ГЖФ. По её словам, Фонд заключил с «Автопаркингом» соглашение о предоставлении залога за денежное вознаграждение. Также АСВ представляло пояснения, что бывший исполнительный директор Талгат Абдуллин в СМИ указывал, что таким образом организация решила подзаработать.

- По обязательствам трех заемщиков ГЖФ поручился и предоставил залоги по «Автопаркингу», «Метинвесту» и «Грит Плюс». Я не могу утверждать, что он получал от «Автопаркинга» какие-то суммы. Есть бухгалтерская отчетность, в расшифровке которой указано, что на 30 июня 2016 года за предоставление залога ГЖФ получил 18,5 млн рублей, - говорит Седова.

Горинов попросил Гарипову прокомментировать данные цифры.

- Расшифровать я не могу, могу лишь предоставить аудиторское заключение по итогам 2016 года и годовой баланс, который мы предоставляли в налоговой. Если там не будет указано [от кого получены деньги], я потребую у бухгалтера соответствующий документ, - сказала представитель ГЖФ.

Седова затем добавила, что фонд как лицо, участвующее в гражданском обороте и отвечающее за свои финансовые риски, должен запросить финансовую отчетность у «Автопаркинга».

- ГЖФ ничего не делает. Он перекладывает риск ответственности на банк. Я понимаю, что это способ защиты. Штат юристов есть в суды ходить, а чтобы проверить финансовое состояние заемщиков, их нет. Абдуллин подписывал все договоры сам, - говорит представитель АСВ.

Затем судья попросил перейти к пункту 4.4 договора об ипотеке и объяснить ГЖФ своё требование.

- Фонд оспаривает данный пункт ввиду следующего. В соглашении намерений четко указано, что Фонд предоставляет в обеспечение исполнения кредитного обязательства «Автопаркинга» в залог земельные участки, при этом ни об одном указании по поводу предоставляемого поручительства в данном соглашении не говорится. Условия поручительства изложены в разделе «Условия ипотеки» оспариваемого договора. Мы предполагаем, что условия поручительства подразумеваются как ответственность залогодателя в случае повреждения предмета ипотеки, - считает Гарипова.

- Каким образом может быть поврежден земельный участок? - спрашивает судья.

- Согласна, не может, но банк включил данное условие.

- Вы считаете, что нужно привязываться исключительно к одному абзацу? А как же отсылка к разделу три в этом же пункте, в котором речь идет полностью о кредитном договоре, его условиях. Почему по смыслу вы привязываете это к земельному участку, а не к кредиту, что вы поручились солидарно отвечать перед залогодержателем во исполнение заемщиком обязательств по возврату кредита, а не по утрате земельного участка? - уточняет Горинов.

ГЖФ подразумевает, что поручительство возникает лишь в случае утраты земельного участка. Он расценивал заключенный договор об ипотеке именно как договор залога. Гарипова добавила, что, к сожалению, в кредитном досье отсутствуют документы, подтверждающие тот факт, что банк тоже расценивал договор как договор залога земельных участков. 

Горинов уточнил у Седовой, типовой ли формы договор.

- Поскольку это типовая форма, она присуща подобным взаимоотношениям с другими заемщиками. В связи с этим договору давалась оценка судом кассационной инстанции. Более того, пункт 4.4 проверял Верховный суд. Сказали, что нет никаких нарушений, - добавляет судья.

- К сожалению, об этом споре мы не знали, - говорит Гарипова.

- Там примерно такие же доводы звучали. Есть уже вступивший в силу судебный акт, который освещал позицию вышестоящего суда относительно предмета - пункта 4.4. Ознакомьтесь. Ответчиком был «Столичный квартал». Верховный суд оценил пункт как смешанный, содержащий пункты и того и другого. Во взаимосвязи с пунктом три пришел к выводу, что это поручительство, - заключил Горинов, а после постановил, что заседание отложено до 21 мая. К этому времени стороны должны предоставить соответствующие документы и ознакомиться с решением Верховного суда.

КОММЕНТАРИИ (13)
Соципотечник
ГЖФ когда в Салават Купере дома сдаст? мы уже устали ждать одни обещания
3
ОТВЕТИТЬ
Зиннур
Рука руку моет. Татфондбанк уже загнулся, в Госжилфонде тоже много скелетов в шкафу.
3
ОТВЕТИТЬ
Олег
Как это из доказательств осталось только два письма? Где документы, отражающие многомиллионные сделки. Так не бывает. Явно документы были уничтожены
1
ОТВЕТИТЬ
Кул
Вы лучше скажите когда суд над Мусиным? И кто еще кроме него на скамейке запасных будет?
1
ОТВЕТИТЬ
Арслан
Денюжжки то тю-тю)) Абдуллин молодиц, удащливый)))
2
ОТВЕТИТЬ
Frog
Мусин закрыт. Абдуллин валил с кресла. Теперь разруливают другие. А эти слились. Нормальная схема
1
ОТВЕТИТЬ
Знаток
Столько времени прошло, они все разобраться не могут. Все доказательства, если они и были, уже не найдешь
1
ОТВЕТИТЬ
Внимательный
Компания Автопаркинг - судя по названию связана с парковками. А договор об ипотеке? Я чего-то не понимаю, или подобный кредит изначально замысливался как махинация?
1
ОТВЕТИТЬ
Внимательному
Договор об ипотеке заключал ГЖФ с ТФБ, а договор залога ГЖФ и Автопаркинг
2
Читатель
А судьи по сотке с лишним получают потому, что у них в голове столько информации постоянно?
1
ОТВЕТИТЬ
Горожанин
Интересно, сколько участников этой смогли себе загородные дома и машины преииум класса купить
1
ОТВЕТИТЬ
здоровый
кто-то после таких сделок спокойно кофе с круассаном по утрам кушает на террасе своей виллы, кто-то турма сидит, а кто-то по судам таскается. красота...
1
ОТВЕТИТЬ
Имя
А кто-то кредит платит другому банку
0
ОТВЕТИТЬ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Если вы хотите поделиться интересным событием, воспользуйтесь данной формой

ПРЕДЛОЖИТЬ

«Сетевая компания» включит в тариф установку «умных счетчиков»

Экономика 18:06 / 11 апреля
5
«Сетевая компания» включит в тариф установку «умных счетчиков»

Часть энергосервисного контракта профинансируют за счет жителей республики.

Татарстан активно внедряет у себя систему работы по энергосервисным контрактам. Суть заключается в том, что некая компания берет на себя обязательства провести энергосберегающие мероприятия. Например, поменять лампы уличного освещения в городе. Затраты на энергосбережение и прибыль инвестор получает за счет разницы между объемом потребления ресурса и статьей расходов на его покупку, которые в бюджете никак не изменяются и сохраняются вплоть до истечения договора. 

Другими словами, например, город заключает с компанией контракт, что та установит «умные счетчики» на газ, которые позволят сэкономить, условно говоря, 6 млн «кубов» ежегодно. Расход снижается с 10 до 4 млн «кубов». Контракт заключается на четыре года. Все эти четыре года город в бюджете в статье расходов пишет ту сумму, в которую ему обходятся 10 млн «кубов» газа, хотя фактическое его потребление снизилось до 4 млн «кубов». Разницу или процент от разницы, в зависимости от условий контракта, забирает себе энергосервисная компания. В то же время снижается нагрузка на энергоинфраструктуру территорий, а мощность системы можно переориентировать на более приоритетные направления.   

От заключения подобного договора остаются в плюсе как органы власти, так и компания. У первой, как правило, нет денег на установку счетчиков либо на проведение масштабной модернизации своей системы энергопотребления. А компания получает гарантированную прибыль, пока длится контракт.

На сегодня рынок энергосервисных контрактов, заключенных в Татарстане, составляет более 7,5 млрд рублей. 

- У нас хорошие показатели по заключенным энергосервисным контрактам. Мы несколько лет пытались раскачать эту ситуацию в Татарстане. Уже в этом году хороший результат, в два раза превышающий предыдущий показатель, - говорит замминистра промышленности и торговли Татарстана Алмаз Хусаинов

Самый грандиозный проект у «Сетевой компании». Для этого она заключила энергосервисные контракты с «Ростелекомом» и «Смартэнерго» на общую сумму 5 млрд рублей для установки интеллектуальных приборов учета. 

Настолько грандиозные планы «Сетевой компании», возможно, связаны с состоянием энергоэффективности предприятия. В 2017 году в рейтинге министерства энергетики России по энергоэффективности электросетевых компаний страны ОАО «Сетевая компания» заняло 46-е место из 88. Еще хуже с оценкой дела обстояли в группе компаний с отпуском энергии более 10 млн кВт/ч, где «Сетевая компания» расположилась на 12-й строчке среди 21 организации.

Изначально говорилось, что монтаж «умных счетчиков» проведут только за счет инвесторов - «Ростелекома» и «Смартэнерго». Однако позже появились сведения, что часть расходов переложат на тариф на передачу энергии и на плату за техприсоединение. 

- «Ростелеком» в рамках энергосервисного контракта модернизирует систему учета потребления и транспортировки электроэнергии «Сетевой компании», установив на границе балансовой принадлежности с потребителями интеллектуальные приборы учета ресурсов. Это позволит в режиме реального времени отслеживать незаконные подключения к электросети и перебои в подаче электроэнергии. Телеком-оператор будет возвращать инвестиции за счет сокращения потерь «Сетевой компании». Компенсация инвестиций за счет тарифообразования не предусмотрена условиями энергосервисного контракта, - говорится в ответе официального представителя «Ростелекома». 

Энергосервисный контракт между «Сетевой компанией» и «Ростелекомом» со «Смартэнерго» рассчитан до начала 2026 года. «Ростелеком» обещает примерно 60 тысячами приборов интеллектуального учета сэкономить «Сетевой компании» за семь лет 2,326 млрд рублей. Только в этом году экономия должна составить 340 млн рублей. При этом объем инвестиций у «Ростелекома» должен составить около 2,5 млрд рублей. 

Аналогичные планы и у «Смартэнерго». Эта компания так же возьмет примерно половину затрат энергосервисного контракта на себя. Вообще, «Смартэнерго» - малоизвестный игрок на энергетическом рынке Татарстана, в отличие от того же «Ростелекома». Компания была образована в 2017 году. Офис располагается в Казани. Уставный капитал - 10 тысяч рублей. Директором числится некий Ринат Бариев. Численность сотрудников «Смартэнерго» составляет восемь человек. 

Сейчас у «Сетевой компании» план - установить в 70 тысячах населенных пунктов в 29 муниципальных районах 132 тысячи «умных счетчиков». Энергокомпания намерена сократить потери в сетях. Сейчас этот показатель составляет 6,9%, при среднем по России 12-14%. Цель - сократить потери до общемировых 4-5%. 

В итоге потребители никак не почувствуют на своем кармане в плане расходов на установку счетчиков в 2019 году. Но в выросших тарифах с 1 июля 2020 года на электроэнергию будет сидеть сумма за установку счетчиков нового поколения. 

- Насколько это увеличит тариф, говорить сейчас однозначно пока нельзя. Тариф образуется из многих составляющих. Увеличились цены на топливо, значит, возросли цены на тарифы, ведь производство электроэнергии подорожало, - рассуждает замгендиректора «Сетевой компании» Бронислав Кузнецов.

Тем не менее представитель компании оправдывает кампанию по замене счетчиков в Татарстане и не считает её злом.  

- Реализация энергосервисных контрактов позволяет сдерживать рост тарифов. Установка «умных счетчиков» - снижать коммерческие потери, которые составляют основную долю. Есть ещё технологические потери, но мы сможем их увидеть в режиме онлайн только после установки «умных счетчиков», - разъясняет собеседник.  

«Сетевая компания» начала пилотный проект по установке интеллектуальных приборов учета ещё в 2018 году. В Елабужском районе в 31 населенном пункте установили более 5 000 «умных счетчиков». 

- Потери по соотношению к прошлому периоду снизились на 4%, полезный отпуск увеличился на 3%. Со всех потребителей, кому были установлены счетчики, снята необходимость передавать данные в «Татэнергосбыт», то есть гарантирующему поставщику, потому что это теперь осуществляет «Сетевая компания». Потребители получили доступ к своему личному кабинету. «Умные счетчики» позволяют анализировать режим потребления. И человек на основе этих данных может уменьшить свои расходы на оплату электроэнергии за счет возможности выбирать наиболее оптимальный режим потребления. Можно использовать не один тариф, а несколько, в зависимости от того, в какие часы какое количество электроэнергии больше потребляется, - рассказывает топ-менеджер «Сетевой компании». 

По словам Кузнецова, потребители электроэнергии не обязаны устанавливать счетчики, в законе ничего не говорится о принуждении. 

По многоквартирным домам «Сетевая компания» будет ставить приборы учета на границе раздела внутреннего распределительного устройства. То, что находится за этой границей - это все жители в МКД, для которых обязательство по замене счетчиков ложится на гарантирующего поставщика, то есть на «Татэнергосбыт». Следовательно, и сами приборы учета будут принадлежать им. 

За «умные счетчики», установленные в частном секторе, ответственность несет «Ростелеком». «Сетевая компания» будет лишь пользоваться данными с них. 


Наша справка 

ОАО «Сетевая компания» Татарстана создано 11 декабря 2001 года в соответствии с планами реформирования энергетики на базе девяти предприятий электрических сетей, которые в настоящее время являются его филиалами.

Компания занимается передачей и распределением электрической энергии электростанций до потребителей республики, а также создает условия для подключения новых потребителей.

В первом полугодии 2018-го «Сетевая компания» поставила жителям Татарстана 12,59 кВт/ч электроэнергии. Было подключено 7 286 новых потребителей. На развитие электросетей израсходовано 6,6 млрд рублей. 

Руководителем компании является Ильшат Фардиев.


КОММЕНТАРИИ (9)
Казанец
Совести нет у вас Ильшат шаехович- зятя в тюрьму закрыли
0
ОТВЕТИТЬ
Казанцу
За дело хоть?
0
Аля
Наконец-то пришла она! Эра высоких технологий! Тьфу
0
ОТВЕТИТЬ
жуть
Погодите, если по сметам проходит 10 млн кубов, а потреблаяется 4, а платим все равно за 10? Где здесь экономия для бюджета и самое главное: где экономия для меня? Или я все равно должен оплачивать аппетиты толстосумов из всех этих компаний нефтегазтредприродресурсводоканал?
2
ОТВЕТИТЬ
Аноним
Вот заливает господин Кузнецов про то, что не надо передавать показания, а по факту не работает это у них. Заменили мне счётчик и сказали что показания передавать не надо ну я и не передавал, мол автоматически будут передаваться. По итогу выяснилось, что показания мои не передавались,меня как то считали по среднему, когда выяснилось, что показания не передаются то к этому моменту уже нагорело на 15 тыс. руб. Вот тебе и интеллектуальные приборы учета.
7
ОТВЕТИТЬ
Gu
"должен оплачивать" для этого и затевается
2
ОТВЕТИТЬ
Аноним
Что за личный кабинет, на сайте у них ничего не говорится. Как его найти?
3
ОТВЕТИТЬ
Аноним
А у меня вообще поставили счетчик на столбе на высоте 3 метра, даже не видно что там в этом ящике
4
ОТВЕТИТЬ
Гость
Несколько лет назад поменяли счетчик так как старый сломался. Счетчик стоит в доме. В конце прошлого года пришли из рэс и поставили счетчик на столбе. Дали какие то бумажки чтобы я подписал. Подписывать не стал потому что посмотреть показания не могу счетчик находится в ящике под замком.
2
ОТВЕТИТЬ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Если вы хотите поделиться интересным событием, воспользуйтесь данной формой

ПРЕДЛОЖИТЬ
видео
наверх