«Татарстан всем показывает, как надо создавать бизнес-кластер»

Президент «Макдоналдса» в России о том
Президент «Макдоналдса» в России о том, как развивал сеть в Казани и республике.

Весна 1999 года. Офис на площади Свободы. В просторной комнате с десяток небольших столов, куда по очереди подсаживаются на собеседование претенденты на работу в первом ресторане «Макдоналдс» в Казани. 

— Сколько вам лет? Чем занимаетесь?

— Студент, учусь на филолога/экономиста/архитектора.

— Вы знаете, что здесь вам придется мыть туалеты? Вы к этому готовы?

Пауза. 

После этого вопроса некоторые встают и уходят. Но те, кто готов, мог бы пройти кастинг на любую «Фабрику звезд». Первый состав «крушников» (так на английский манер называются рядовые сотрудники. — Ред.), которому с нуля предстоит запускать бренд в Татарстане, отбирают настолько придирчиво, что он получается «золотым». Многие из этих ребят потом станут директорами ресторанов, руководителями в других организациях и будут запускать «Макдоналдсы» в новых регионах. Но тогда, наверное, две трети из тех, кого взяли на работу, ни разу в жизни до этого не видели Биг Мак. 

«Татарстан всем показывает, как надо создавать бизнес-кластер»

Обучение — как делать бургеры и за минуту собирать заказ — проходит все в том же временном офисе на площади Свободы, потому что в новом ресторане на Баумана строители еще завершают косметические работы. 30 апреля 1999 года состоялось открытие первого ресторана быстрого питания в Казани.

1/0

Как «Макдоналдс» пришел в Татарстан 

Путь компании в республику начался за два года до этого. В 1997 году президент «Макдоналдс» в России и Восточной Европе Хамзат Хасбулатов стал смотреть новые возможности для выхода за пределы московского рынка. На первом месте шел Санкт-Петербург, на втором — Казань. 

— Тогда состоялась моя встреча с руководством республики. Они проявили большой интерес, даже инициатива исходила больше от них, — рассказывает Хасбулатов. — Я долго смотрел, где открыть первый ресторан в Казани. В 1997 году мы приступили к строительству. На этом месте тогда был пустырь. Мы решили строить здание, которое вписалось бы в общий облик улицы, подняли архивы и постарались воссоздать то, что на этом месте стояло раньше.

«Татарстан всем показывает, как надо создавать бизнес-кластер»

Это сейчас у «Мака» есть близкий выход в метро, бешеный турпоток и упоминание в TripAdvisor. Когда он открывался, ещё не было массового интернета, оплаты кредитками, а сотовые телефоны были только у очень состоятельных людей. Тогда в этот ресторан при проектировании заложили удобный широкий вход и оборудованный туалет для инвалидов. 20 лет назад это было экзотикой, сейчас — норма. Хамзат Хасбулатов с гордостью говорит, что именно они инициировали в России принятие закона, который обязал сделать все общественные заведения доступными для маломобильных посетителей. 


Цифры 

— 24 ресторана быстрого обслуживания «Макдоналдс» работает в Татарстане;

— 150 миллионов гостей принято за 20 лет;

— 50 тысяч посетителей обслуживается ежедневно; 

— 14 000 рабочих мест создано;

— 2,7 миллиарда рублей инвестировано в экономику Татарстана;

— 2,5 миллиарда рублей налогов выплачено в бюджет республики. 


Откуда продукты? 

20 лет назад у компании было много вопросов с поставкой. Своих продуктов в стране было мало, многое приходилось возить из-за рубежа. Например, курятину поставляли аж из Бразилии. Сейчас 98% продуктов в сети — российские. 

«Татарстан всем показывает, как надо создавать бизнес-кластер»

Оставшиеся два процента — это в основном ассортимент «Маккафе» и апельсиновый сок. И проблема даже не в том, что в России не растут апельсины. Хасбулатов говорит, что ему проще убрать из меню что-то, чем поставить в ресторан продукты, не соответствующие их стандарту качества. Стать постоянным поставщиком «Макдоналдса» очень сложно: проверят всё, вплоть до чистоты ведения бизнеса, зарплат на предприятии (отношение к персоналу), только потом посмотрят на цену.  

Сейчас компания проводит работу по локализации поставщиков и работает с региональными производителями. «Челны Бройлер» поставляет мясо курицы, «Белая дача Алабуга» обеспечивает салатом из Елабуги, еще одна компания в «Алабуге» делает одноразовую посуду и там же на площадке особой экономической зоны работает распределительное предприятие. К 2025 году «Макдоналдс» планирует перейти на стопроцентное российское обеспечение продуктами. 

«Татарстан всем показывает, как надо создавать бизнес-кластер»

— Картофель стал последним локальным продуктом, который стали здесь производить. 20 лет ушло на то, чтобы научить наших фермеров выращивать его правильно, — говорит Хасбулатов. — Семена мы покупали канадские. Наши никак не могли привыкнуть, что нельзя одну и ту же картошку сажать, выкапывать и потом её же опять сажать. Она от этого становится вредной, у неё крахмалистость уже не та. 

Что будет дальше и чему учат в Университете гамбургерологии

Три года назад один из богатейших бизнесменов Казахстана Кайрат Боранбаев купил франшизу «Макдоналдс» в России, а точнее в 13 регионах Поволжья и Урала, в том числе и в Татарстане. В настоящий момент ООО «Региональная сеть предприятий питания» (ООО «СПП»), которая приобрела права на развитие бизнеса под брендом «Макдоналдс», управляет 80 ресторанами. 

Татарстан, кстати, стал первым регионом, где компания вышла за пределы столицы и открыла рестораны в небольших городах. Сейчас их 24. 

— В ближайшие четыре-пять лет мы это количество удвоим, — говорит Александр Калинин, генеральный директор OOO «СПП». — Рассматриваем разные места в городах и трассы. 

«Татарстан всем показывает, как надо создавать бизнес-кластер»

В скором времени новый ресторан откроется в Альметьевске — одного городу стало не хватать. Хотя, казалось бы, только девять процентов россиян едят вне дома и тратят на это всего около ста долларов в год. Хотя во всем мире это 30-35% населения даже в странах с похожим на нашу достатком. 

Большое внимание компания уделяет обучению персонала, ведь все управленцы, которые сейчас работают в Татарстане, начинали свою карьеру как простые работники. В образование вкладываются миллионы. А в Москве открыли «Университет гамбургерологии». И как говорит Хасбулатов, когда у него был выбор — продать здание за $25 миллионов или отдать его под университет, он долго не думал. Это восьмой подобный вуз в мире. Да, не смейтесь, это настоящий университет, образование в котором приравнено к институтам и колледжам. Там студенты получают образование по специальностям в области менеджмента ресторанного бизнеса, чтобы потом работать директорами и менеджерами среднего и высшего звена в компании. 

«Татарстан всем показывает, как надо создавать бизнес-кластер»

Еще один вопрос — переработка мусора. Во всем мире сейчас обсуждают отказ от одноразовой пластиковой посуды. «Макдоналдс» тоже использует упаковку, которая делается из переработанного сырья. Здесь готовы сортировать и отправлять на переработку — вопрос в общей организации. 

«Макдоналдс» работал и на Универсиаде, и на Чемпионате мира по водным видам спорта, помогал кормить спортсменов. Сейчас идут переговоры о сотрудничестве на WorldSkills в Казани в августе этого года. 

— Татарстан для нас был одним из самых интересных регионов с точки зрения работы с местным руководством. Это пример удачных отношений с органами власти. Татарстан всем показывает, как надо создавать бизнес-кластер, — говорит Хамзат Хасбулатов. 

«Татарстан всем показывает, как надо создавать бизнес-кластер»

Он вспоминает, как открывал ресторан в Нижнекамске, где мэром тогда был молодой Ильсур Метшин, нынешний глава Казани. Кстати, Метшина «Макдоналдс» тоже выручал: он рассказывал, как вел переговоры о том, чтобы впервые привезти в Казань Цирк Дю Солей.

— А что там у вас в Казани есть? — спросили его представители канадского цирка.

Метшин среди прочего назвал: «Макдоналдс» у нас есть!».

— «Макдоналдс»? — переспросили его смеясь. — Ну эти куда попало не придут. 


Автор материала: Елена Вавилова


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *