Все под надзором: более полутора тысяч сотрудников исполкома Казани контролируются системой учета рабочего времени

Власти города переходят на жесткий режим повышения производительности труда. Теперь под наблюдением всё, вплоть до посещения социальных сетей на рабочем месте. Работники всех структур исполкома и мэрии, включая градоначальника Ильсура Метшина, отныне контролируются системой «Дисциплина»

Советник мэра Казани по вопросам развития IT-технологий Дмитрий Еремеев

Ильнур Ярхамов — Казань

Власти Казани переходят на жесткий режим экономии и повышения производительности труда. Теперь под дисциплиной всё, вплоть до посещения социальных сетей на рабочем месте. Работники всех структур исполкома и мэрии, включая градоначальника Ильсура Метшина, отныне контролируются системой «Дисциплина». Она фиксирует приход и уход сотрудников, выходы на перекур, использование интернета и посещение сайтов. За февраль 2015 года по всем подразделениям исполкома Казани время рабочей активности составляло 89%.  

На вчерашней сессии Казгордумы Метшин вскользь упомянул об этом. Он назвал ряд антикризисных мер. Многие из них ожидаемы и понятны— оптимизация, экономия, повышение производительности труда. Градоначальник заявил, что ряд мер непосредственно касается его подчинённых.

Все под надзором: более полутора тысяч сотрудников исполкома Казани контролируются системой учета рабочего времени

По его словам, теперь самое широкое применение получит система контроля «Дисциплина», анализирующая деятельность всех служб мэрии.

«Мы видим, кто чем занимается, работает ли он с документами или сидит в социальных сетях», — заявил Метшин. Теперь исполком в режиме реального времени сможет оценивать деятельность сотрудников и использовать систему при «решении вопросов премирования, сокращении штатов и кадровых перестановок», — сказал Метшин.

Советник мэра по вопросам развития IT-технологий Дмитрий Еремеев рассказал KazanFirst, что именно стоит за интернет-дисциплиной сотрудников мэрии.

Раньше была обычная система контроля доступа, то есть по карточкам, говорит собеседник. Но она пришла в негодность и встал вопрос, как ее модернизировать, поменять.

Все под надзором: более полутора тысяч сотрудников исполкома Казани контролируются системой учета рабочего времени

— Зачастую люди могли друг другу передать карточку. Кто зашел, куда зашел. Получался бардак в плане дисциплины. Биометрические высчитыватели очень дешевые, даже дешевле обычных карточных высчитывателей. Во-вторых, никому не надо никаких карточек заказывать, потому что карточки тоже денег стоят. А в-третьих, отпечатки пальцев ты теперь уже никому не передашь, чтобы миновать проходную. 

— Эта система была введена, потому что накопился критический массив нарушений дисциплины?

— Нет, не поэтому. Просто не было критериев оценки производительности труда. Скажем, к вам приходит человек и говорит, скажем, он начальник какого-то отдела, что ему нужно ещё два-три человека, потому что его сотрудники не справляются. Он говорит, что у них так много работы, что они так много устают, что они с утра до вечера только и делают, что документы оформляют. Получается, ни руководитель не знает, ни даже непосредственно начальник не может знать этого наверняка.

Во-вторых, если вы порядочный человек, и знаете, что если нарушите закон и вас посадят в тюрьму, то система — еще один дополнительный стимул не нарушать закон.В эту систему входит ЭКД — элемент контроля доступа.

— Легально ли собирать биометрические данные сотрудников?

— Никакие биометрические данные нигде не хранятся. Объясню на примере: стоят два человека. Я стою и за мной светит солнце, рядом стоите вы, на вас тоже светит солнце. Мы вместе одну тень образуем. Вы можете быть чуть дальше меня, потому что вы выше меня ростом, чуть ближе, потому что меньше ростом, но тень одна и та же. Мы не храним никаких картинок, отпечатков и так далее. Мы храним некую функцию, упрощённую под это. Другими словами, зная вашу тень, я же не знаю, кто вы.

Все под надзором: более полутора тысяч сотрудников исполкома Казани контролируются системой учета рабочего времени

— Получается, система запоминает некий биометрический паттерн?

— Да, но не биометрический, а числовой, здесь есть криптография. Если, скажем, вы встали под полуденным солнцем, то у вас образуется именно такая тень, какая есть.

Таким образом ЭКД соединяется с системой дисциплины: учет времени, когда человек пришёл на работу, зашел к компьютер. Кстати, сейчас у нас появилась возможность также видеть, когда человек отходит курить. У нас зачастую с этим была проблема, момент у нас этот проскакивал. Все поэтапно, от проходной до компьютера у нас отслеживается, мы видим, работает человек эффективно или нет.

— Что такое «Дисциплина»?

— «Дисциплина — это система контроля эффективности деятельности сотрудников. Её нам предоставила компания Disciplina на безвозмездной основе в качестве пилотного проекта на базе подразделений исполкома Казани.

— Но сам продукт у компании платный?  

— Да, компания была заинтересована в сотрудничестве с  исполкомом. На нашем примере данным программным обеспечением начинают интересоваться другие коммерческие предприятия города.

— Система распространяется на всех сотрудников без исключения? Сколько примерно людей находятся под контролем этой системы?

— Да, она даже есть у мэра. Он стал примером внедрения этой системы.

Более полутора тысяч сотрудников по всем подразделениям исполкома подкючено к «Дисциплине». Первое пилотное внедерние стратовало год назад, в феврале в 2014 года. До мая мы смотрели, какие будут результаты в пяти подразделениях аппарата исполкома. Результаты оказались очень интересными.

Все под надзором: более полутора тысяч сотрудников исполкома Казани контролируются системой учета рабочего времени

— В чем они выразились?

— Мы смогли увидеть, чем заняты сотрудники в рабочее время. Это не охватывает полностью весь спектр деятельности сотрудников. То есть внекомпьютерная деятельность «Дисциплиной», конечно, не контролируется. Но всё, что запускается на рабочем компьютере, мы можем видеть в отчетах программы в агрегированно-удобном для проведения анализа виде. То есть сколько по времени сотрудники запускали приложения, относящиеся к работе и какой процент от общего рабочего времени составляет работа в приложениях или сайтах, не относящихся к работе.

— Сейчас какое процентное соотношение полезной и неполезной рабочей активности? 

— За февраль 2015 года по всем подразделениям исполкома Казани время рабочей активности составляло 89%, время нейтральной — 8% и соответственно 3% приходится на нерабочую активность. Мы достигли этого показателя после внедрения системы, и если этот процесс не контролировать, то и распределение активности станет иным.

В системе «Дисциплина» есть три понятия: рабочая активность (у нас она называется как «высокая активность»), нейтральная активность, (то есть «неизвестная активность») и всё, что не относится к работе (то есть «низкая активность»). Все это делается с помощью ручного распределения всех ресурсов, которые посещают сотрудники.

Нейтральная активность — это активность, которая по умолчанию определяется «Дисциплиной». То есть любой новый ресурс, впервые задействованный, о котором программа ничего не знает, направляется системой в эту категорию. Например, сейчас мы не можем однозначно отнести к «рабочей» активности или к «нерабочей» поисковики, с них можно зайти на рабочие сайты и на нерабочие сайты.

— Различные интернет-СМИ попадают в полезную категорию?   

— Это зависит от специфики работы подразделения исполкома. Скажем, для Комитета по делам детей и молодёжи есть перечень ресурсов, которые классифицируются как рабочая активность только для них.

Аналогичная ситуация с Казанским городским общественным центром, в функции которого входит работа с интернет-СМИ. С другой стороны, у всех остальных комитетов и управлений эти же новостные ресурсы могут классифицироваться как нерабочая активность. Например, спортивные новостные порталы у Комитета физической культуры и спорта относятся к работе.

Все под надзором: более полутора тысяч сотрудников исполкома Казани контролируются системой учета рабочего времени

— У ручной сортировки ресурсов каков механизм? 

— У программы есть специальная вкладка — неизвестная активность. Скажем, в базе сотрудников появился сайт, посвященный Единому государственному экзамену. Его теперь нужно классифицировать.

Или на примере развлекательных сайтов «Пикабу» или Adme.ru. Последнему дана одна «звёздочка» из трёх, то есть это низкая активность и сайт отнесён к категории «развлечения», «развлекательный портал». Сайт «Пикабу» относится к категории «СМИ, новости», «развлекательный ресурс».

— Что насчёт сайта KazanFirst?

Этот сайт у нас классифицируется как «СМИ, новости», «Новостные сайты». Для всего исполкома Казани сайту присуждается одна звёздочка. То есть у сотрудника, зашедшего на сайт, будет фиксироваться «нерабочая активность». Если все сотрудники мэрии будут читать новости с сайта KazanFirst, это снизит им коэффициент продуктивности по системе «Дисциплина».

Он рассчитывается по формуле так: берётся время высокой активности за рассматриваемый период, суммируется с половиной нейтральной активности, и вся эта сумма делится на время общей активности.

— Скажем, случается такая ситуация: развлекательный ресурс вдруг решает стать очень полезным и серьёзным. Просто так решили его создатели или владельцы. Как у вас произойдёт изменение ранжирования сайта?

— Этот ресурс кто-то же отслеживает: сотрудники того или иного отдела, кому он необходим в работе. Они обратятся в Управление кадровой политики с просьбой классифицировать данный ресурс как рабочий. Тем не менее, сам сайт KazanFirst полезен сотрудникам исполкома, но только для повышения эрудиции, в работе же они могут обойтись и без него.

Вы знаете, после ваших слов у меня включается логика вредного сотрудника. Я бы пришёл на рабочее место со своим планшетом и интернетом и занимался бы своими делами, не жалея рабочего времени.

— Есть такое, да, есть (смеется). Но у нас сейчас жёсткая экономия в части того, что мы изначально собирали в прошлом году все потребности сотрудников в различных устройствах и в оргтехнике. То есть сколько нам нужно денег на замену оборудования, вышедшего из строя, купить новые компьютеры. В итоге у нас получилась сумма порядка 50 млн рублей. Но в конечном итоге мы закупились на сумму в 8 млн рублей.

Как нам это удалось? Просто все жалуются, что у них нет компьютеров. Но прежде чем внедрить наш программный продукт, у некоторых сотрудников вдруг почему-то начали появляться свои планшеты и ноутбуки. Мало того, что мы на «Дисциплину» денег не особо потратили, еще и подстегнули сотрудников к антикризисному решению.

 

Понравился материал? Поделись в соцсетях
11 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Карпов
Одному мне кажется, что они занимаются чем-то не тем? Какие нафиг системы? Просто надо работать нормально и не выпендриваться.
0
0
Ответить

Васятка
Всегда мечтал узнать, как работают чиновники. Из-за постоянных слухов о том, что они только и делают, что сидят и ничего не делают, им все крепче связывают руки.
0
0
Ответить

Агорий
Ох, еще больше работать придется, бедненькие, вам же теперь дышать спокойно не дадут.
0
0
Ответить

Григорий
Я тоже вообше на этот сайт казанфист не захожу
0
0
Ответить

Катя
Есть ложная убежденность у некоторых кухарок и таксистов, что каждый может управлять — неважно чем государством или корпорацией. Это не так. 89% эффективности работы — число впечатляет. Правда.
0
0
Ответить

Яковлев
Ребята, да вы чего. На подсчет этого времени и настройку оборудования времени больше угробите, чем сэкономите.
0
0
Ответить

Иван
В некоторые предприятия и министерства тоже очень полезно бы было внедрить. Ато пасьянс раскладывают целыми днями. Даже хороший человек, если у него нет мотивации и отсутствует контроль будет ерундой страдать. Поэтому очень интересное решение и кнут контроль и пряник-премия.
0
0
Ответить

Некто
Результата от этих систем нет. В нашей конторе ввели эту систему давно, но она мало что дает. Сначала все напрягаются, дисциплинируются, но проходит время… и начинают расхолаживаться даже те, кто должен контролировать. Человеческий фактор, однако! Нельзя же постоянно быть в напряжении на протяжении длительного времени. И потом, такая система дает мало эффекта с точки зрения повышения эффективности работы (в смысле результата). Здесь опять же человеческий фактор. Хреновый работник, даже если и будет подчиняться системе контроля, на результате его работы это никак не скажется. Качество его работы каким было, таким и останется, даже несмотря на то, что все время он будет проводить за рабочим местом. А хорошего работника ужесточение системы контроля будет только раздражать. И если это хороший работник, знающий себе цену, он начнет становится в оппозицию системе. А если система будет продолжать душить, он просто уволиться. То, что предлагает этот молодой человек есть результат непонимания человека как личности и природы труда. Даже самый хороший работник должен периодически отвлекаться, и ничего страшного нет, если какое-то время он потратит на «пустое времяпровождение» в Интернете. А о работе человека нужно судить по результату его труда. А считаю, что гораздо большее значение в этом имеет качество управленческих кадров, нежели механические или автоматизированные системы контроля. Нужно взращивать грамотных руководителей, которые будут способны организовать трудовой коллектив на выполнение качественной работы. От человеческого фактора никуда не уйти. А результатом того, что предлагает сей молодой человек будет горы статистики, показывающей, кто сколько провел времени за рабочим местом. При этом данная статистика не сможет сказать, кто качественно отработал на своем рабочем месте.
0
0
Ответить

Марат
+1 к предыдущему автору. А раздолбай притащит планшет и 4G с вайфаем, все равно будет сидеть где захочет. Отдельные герои в танки и доту играют на рабочем месте, а с виду приличные чиновники. В столе датчик левого ноута не поставишь ))))
0
0
Ответить

Владислав
В нашей компании стоит такая же система только без контроля за посещением сайтов. У входной двери висит аппарат http://goo.gl/Mzl9us, к которому на входе/выходе из офиса прикладываются магнитные карточки. Такие же мини-аппараты висят на входе в каждый кабинет. Отдел кадров фиксирует, кто когда зашёл/вышел из здания, помещения. Я, например, чтобы не опоздать, когда времени мало, бегу до работы. Потому что за опоздания нужно писать объяснительную. И на обеде уже не задержишься — приходится укладываться в выделенные 45 минут. Если бы системы учёта рабочего времени не было, я бы меньше заботился о лишних минутах. А так приходится бегать.
0
0
Ответить

Евгения
Марат, но ведь пока он играет на своем планшете, его рабочий компьютер будет стоять. А это потом отобразится в системе. И шевелить мышкой не поможет. Ведь если программа делает скриншоты экрана (такой функцией, например, обладает Yaware.TimeTracker), то сотрудник быстро «спалится»
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite