В Татарстане появился ещё один естественный лес

Автор фото: KazanFirst
Наука 09:34 / 20 июля
5
В Татарстане появился ещё один естественный лес

Для науки это явление уникальное. Но его уничтожают сами люди.

В Набережных Челнах произошло событие, значимое не только для города, но и для страны. Так называемый «столетний парк» стал естественным лесом. Это вместе с группой специалистов – студентов магистратуры установила заместитель директора Национального парка «Нижняя Кама» по науке Юлия Лукьянова.

- Замечательный, хороший лес! Хорошие коренастые сосны, лиственных деревьев со стволами меньше 30 сантиметров нет вообще. Очень хорошие деревья со стволами диаметром 40-60-70 сантиметров, – восторгается собеседница. 

Она говорит о том самом «столетнем парке», который был посажен воспитанниками Бикляньской лесной школы на песках на окраине современных Челнов больше ста лет назад. И который в народе давно именуют Шильнинским лесом. Но одно дело народная молва и совсем другое – выводы специалистов. Специалисты обошли и целенаправленно изучили Шильнинский лес буквально на днях. Оценили так называемую ярусность растений, состав травяного покрова, кустарников и деревьев, а также взаимосвязь всего этого между собой.

- Это сосновый бор с единой естественной экосистемой, - уточняет Лукьянова. 

Определение «сосновый бор» пусть никого не смущает. В сосновом бору растут и лиственные деревья, и много других растений.

Шильнинский лес явление редчайшее по своему расположению. «Погуглите» и посмотрите много ли в России, да и в мире городов, на территории которых расположены естественные леса. Подавляющее большинство городов могут похвастаться только искусственными парками с аттракционами или с дорожками и лавочками. Но Шильнинский лес ценен не только тем, что его вполне можно называть естественным городским лесом.

- Кучу краснокнижных видов растений нашли, – эмоционально говорит Лукьянова. Потом уточняет, что речь идет не исключительно о краснокнижных, но о ценных и редких растениях. Некоторые из них входят в Красную книгу Татарстан. Некоторые там были еще лет 20-25 назад, а сейчас остаются в приложениях к ней, как виды, за которыми надо следить. Есть растения не редкие (по меркам Красной книги), но интересные и нечасто встречающиеся.

- Например, мы нашли паун годичный. Все, кто слышит это название впервые, думают, что это «плывун», а он паун. Вообще редко встречается! Нашли занесенный в Красную книгу республики лишайник «Цетрария исландская». В Татарстане это всего третья находка, два раза цетрарию мы находили у себя в Национальном парке. Нашли весь ряд грушанок. Почти все они выведены из Красной книги в приложение, но среди них есть и грушанка малая и грушанка зеленоцветная, которые в Красной книге остаются, - рассказывает собеседница. 

Кроме этого, специалисты насчитали 24 вида кустарников, большинство из которых чисто лесные, ни в каких рукотворных парках они не произрастают. Это, например, ракитник русский, жимолость, кизильник черноплодный (был в первом выпуске Красной книги РТ в 1996-м году, - Ред.) и даже можжевельник.

Есть тут беглецы из садов и огородов садоводов, отмечают ещё одну уникальную особенность естественного леса специалисты. Например, барбарис, смородина красная и золотистая, яблоня домашняя мелкоцветная.

- Этот лес надо беречь, – делает вывод Лукьянова. 

С ней абсолютно согласны активисты тех коттеджных поселков, чьи дома расположены вдоль границы Шильнинского леса. Здесь давно поняли, что там пешком по траве и то ходить нужно очень осторожно. Но в Челнах появились традиции, которые с одной стороны хороши и полезны для людей, с другой просто опасны для леса. Например, челнинские скауты проводят в лесу свои слёты. В них участвуют и другие общественные организации, вместе с детьми приезжают и родители. Тоже на машинах. Они паркуются прямо в лесу на траве, рядом с десятками палаток.

- Почему на машинах они там ездят?! Это же ещё и сухой лес, третий четвертый класс пожарной опасности, - задается вопросом вся группа Лукьяновой. 

Специалисты ещё не знают, что сторонники здорового образа жизни отмечают в лесу праздник Ивана Купалы. Разжигают вечером костер и прыгают через него.

- Если невозможно все это отменить, то можно ведь спроектировать палаточный городок, создать схему тропинок, научить людей защищать растения веревочными ограждениями, - рекомендует Лукьянова.  

Все это действительно можно сделать. Вопрос в том, кто этим займётся? Активисты коттеджных поселков очень стараются. Они окапывают лес траншеями, чтобы туда никто не смог проехать ни на машинах, ни на квадроциклах. А водители местами закапывают эти траншеи, чтобы покататься по лесу. Активисты просят у Елабужсского лесничества хоть какие-то «корочки» (удостоверения общественных инспекторов), чтобы были основания хотя бы делать замечания «туристам» на машинах. Но лесникам самим нужны основания, чтобы такие «корочки» раздавать. Мы уже и не говорим о том, что по данным специалистов ценнейшая фауна произрастает в той части Шильнинского леса, которая граничит с поймой реки Шильна. Это в том районе, где власти Тукаевского района все ещё планируют очищать берега от растительности и «корректировать» русло.

Властям Тукаевского района, Набережных Челнов и республики нужно кардинально переоценивать свое отношение к Шильнинскому лесу. Это не парк и никаким городским парком такой лес быть не должен. Известно, что естественные леса – это сторожа климата. В частности, они сдерживают возникновение ураганов и смерчей. А у нас и так недели не проходит, чтобы не пришло предупреждение от МЧС о сильных ветрах или ураганах. А угробим Шильнинский лес, так природа вообще сдует все наши «европейские» и прочие форматы. Нужны серьезные государственные меры по защите и сохранению подобных территорий.

КОММЕНТАРИИ (18)
Ля
Но лесникам самим нужны основания, чтобы эти корочки раздавать... А если повыше обратиться, то можно вовсе весь лес потерять, не так ли? Явятся "хозяева жизни" и все перегородят, прощай красная книга
2
ОТВЕТИТЬ
Никита
"Хозяева жизни" здесь уже появлялись. В начале 90-х вдоль леса были построены коттеджи для камазовцев. А примерно в середине 90-х лесники сами сдали значительную часть леса в аренду разным предпринимателям и фирмам. Чтобы было кому этот лес содержать. Впоследствии большинство арендных договоров расторгли. Сейчас лес под угрозой спрямления русла Шильны, задуманной властями Тукаевского района. Шильна может пострадать, а она течет и по окраине этого леса и влияет на его состояние.
3
ОТВЕТИТЬ
До
За полгода споров по проекту изменения русла реки Шильна, мэр Набережных Челнов Н.Магдеев ни разу не высказал своего мнения. Проект частично затрагивает городскую территорию у Боровецкого моста и может негативно повлиять на экологию, в частности, на загрязнение залива с городскими пляжами. Молчание - знак согласия?
0
ОТВЕТИТЬ
Герасим и муму
Похрену Магдееву на это как и на ул хайер ! Главное капуста шуршит !
-1
Орлова Екатерина
Автор статьи про Шельнинский лес слишком поторопился с выводами. На сколько я знаю, ранее этот лес активно распродавался местным котеджным жителям... но после того как лес передали Елабужской администрации, распродажа леса затормозилась , именно волонтеры писали во все инстанции, регулярно вывозили мусор на своих личных машинах... , садили пихты.., ели, кедры. Благодаря долгим стараниям, именно волонтеров , а не местных жителей котеджей, лес сохранил тот изумительный чистый вид, который он имеет сейчас. Я, в том числе, именно и являюсь этим волонтером, и регулярно вывожу мусор на своей машине, чтобы мои дети имели возможность провести несколько летних ночей в лесу на проводимом в этом лесу ежегодно скаутинге. Где детей учат бережному отношению к природе. Местные жители котеджей активно сопротивляются проведению общественных мероприятий в лесу, но сами регулярно ездят в лес за родниковой водой , да и просто гоняют по лесу на квадрациклах... их видимо раздражает посещение леса другими людьми. Мое мнение лес приобрел такой замечательный заповедный вид благодаря в первую очередь не рекламируемой работе волонтеров, которые хотят тоже отдыхать в лесу семьями и показывать своим детям как правильно надо сохранять и пользоваться островками живой природы.
3
ОТВЕТИТЬ
Горожанин
Въезд в лес на автомототранспорте запрещен по закону, запрещен всем, кроме спец транспорта, и въезжая туда со своими детьми вы показываете им, что общепринятые правила можно нарушать, показываете свою экологическую невоспитанность. Оставляйте машины на опушке леса, дальше пешком, пройти двести метров не составит труда. А мусор собранный волонтерами лесники вывезут с удовольствием)
0
Орлова Екатерина
Почему удалили мой комментарий статьи ? Это еще раз свидетельствует о заказном статусе данной статьи!!!
-1
ОТВЕТИТЬ
Горожанин
Вообще, удивляет, это и краснокнижники, и редкое природное явление, и водоохранные функции, и культовое место, и историческая ценность и т.д. и т.п. Почему руководство города, района и республики не желают замечать все эти доводы и, наконец, уже не начнет принимать меры по сохранению леса. Неужто, интересы нескольких, высоко статусных людей живущих в лесу могут сводить на нет все разумные доводы
0
ОТВЕТИТЬ
Орлова Екатерина
Почему то когда много лет подряд лес был завален мусором и не было волонтеров, то ни горожане , ни администрация не обращали никакого внимания на лес, а когда в лесу пришли волонтеры.., стали каждый день убирать в лесу, вывозить мусор, сажать деревья, огораживать молодую поросль... сразу горожане вспомнили какой замечательный лес у них под носом пропадает.. И почему-то горожане решили , что волонтерам итак слишком хорошо живется, пускай мусор на себе из леса вынося.. и саженцы на себе тоскают... а на машинах им слишком жирно будет ездить... Я езжу по лесу по одной накатанной дороге , которая ведет на родник, а вот горожане... гоняют по всему лесу на кваадрациклах и далеко не с целью вывезти мусор!!!
2
Екатерине.
Правила поведения в лесу, как и закон - едины для всех. Стоит сделать исключение, сразу найдутся еще претенденты на особое положение. В лесу следует запретить любой автотранспорт, для всех, без исключений.
0
ОТВЕТИТЬ
Горожанин
Екатерина, с точки зрения закона, вы и квадроциклисты, являетесь равнозначными нарушителями правил. Волонтерская деятельность очень важна, но не стоит использовать её, как прикрытие для собственной лени. Мы тоже не первый год проводим субботники в Шильнинском лесу, и на руках выносим по 5о мешков до самосвала, да тяжело и не удобно, но никто не жалуется)
0
ОТВЕТИТЬ
Ольга
Шильнинский лес - это Вселенский дар для людей. Это волшебное место привлекает к себе людей как магнит. В этом году уже 28 лет как проходит на этом волшебном месте Всероссийский туристический слёт в "Здоровый образ жизни, путь к себе" Припоминаю как лет 15 назад , чтобы заехать на это место и поставить палатку ,нужно было очистить территорию от мусора, от разовых тарелок и бутылок.. Благодаря волонтерам, лес стал чистым и каждый кто приезжает на слёт, старается поддерживать этот порядок. Но жители коттеджей видимо решили что этот лес принадлежит им так как как их коттеджи находится рядом с этим волшебным местом. И решили перекопать все дороги чтобы городские люди не нарушали их покой. Даже шлагбаум поставили что юридически незаконно. Сама наблюдала как жители коттеджей гоняют по лесу с невероятной скоростью и с шумом на всех транспортах какие только у них есть с включенной музыкой на всю катушку. Если вдруг потребуется скорая помощь или ,не дай Бог пожарная машина, то будет сложно отыскать дорогу, так как все дороги перерыты жителями коттеджей и кто за это будет в ответе??? Благодаря волонтерам лес находится в идеальном порядке.
2
ОТВЕТИТЬ
Екатерине
"на этом волшебном месте", после турслётов и иных массовых мероприятий остается в буквальном смысле изгаженный лес. разовые акции по сбору крупного мусора не решат проблему засорения леса. только установление строгого порядка посещения, запрета автотранспорта и действенный контроль могут сохранить лес.
0
Ирина
Сразу видно- статья заказная Мы все-жители нашей страны.Нас всего 120млн.Великая страна!Хватит вытеснять,притеснять,обворовывают и унижать людей . Этот мир пренадлежит каждому по праву рождения. Если у пятерых есть больше денег,это не даёт права владеть миром. Леса,поля,горы,реки,страна-наша!!! Капайте у себя в огороде и командуйте в своем хороводе. Природные ресурсы-достояние каждого Россиянина.А гарантом защиты является президен и конституция. Или вы выше его и закона?
1
Орлова Екатерина
Дорога песчаная на родник в Шельнинском лесу существовала более 50 лет и на загрязненность и затоптанность леса она никак не влияла. за 50 лет лес не утратил своей уникальности, а вот появившиеся в недавнее время квардациклы которые ездят вне дороги действительно затаптывают девтвенную траву и портят экобаланс леса гораздо сильнее, чем одна машина, проехавшая по печаной дороге, которая существует более 50 лет.
3
ОТВЕТИТЬ
Житель 68 мкр.
По поводу квадрациклов я полностью согласна, именно они убивают там всю почву, еще 5 лет назад, когда мы катались в лесу на велосипедах такого не было, сейчас на почву страшно смотреть, все испахано,от машин такого урона дороги не делается. КВАДРОЦИКЛЫ -это реальная угроза леса, с их ревом все звери наверное давно сбежали. Очень печально , что жители 68 мкр.этого не понимают.
0
Лилианна
Лес давным давно чист и проживёт ещё не одно столетие, а что до споров, всё это корыстные и злословные глупости . Вы только сами себя послушайте , кого вы обманываете. Леса больше 200га, лес чистейший, замечательный, убирается замечательным человеком, в народе его прозвали хозяином леса, так оно и есть звать его Владимиром, каждый день вижу его собирающим мусор, (а раньше казалось что грибы собирает)))Ну так вот. Больше 200га леса тишина и спокойствие, кроме квадрациков и мотоциклов, эти гоняют по всему лесу уничтожают своим рычанием птиц, зайцев, лис, белок, ёжиков, давят змей и молодую поросль сосен и не только..Так вот машины ездят только по одному направлению это за водой и там где проводятся уже не один десяток лет туристические мероприятия и речь сейчас идёт о малюсеньком кусочке леса, который занимает всего один га, это от обрыва, до первого родника. Вот и напрягите свои мозги, кому это мешает и кто говорит что лес страдает, что мусор, что затоптали. Глупости всё это именно с этого участка и началась чистка всего леса, это единственный участок на котором не было поджогов, пожаров, не смотря на то что на нём постоянно проходили мероприятия, я помню сотни машин собирались каждый год на этом малюсеньком участке и ни кому до этого не было дела. Думаю, объяснений больше не требуется , а завистливым местным нужно просто понять, что лес в замечательном состоянии и пусть уже успокоятся, иначе этот гектар сам за себя ответит так, что станет народным потому как не стоит народ беспокоить, он ведь может и забрать этот участок, потому что он его и создал, находили люди сюда силушку, наездили нажгли костров так, что место стало сильным. Благодарить нужно народ, а не против идти. Так вот я и говорю, быть добру , потому что лес стал добрым с приходом нашего лесного человека, человека природы, хозяина леса Владимира…
1
ОТВЕТИТЬ
Горожанин
Владимир, конечно, молодец, никто не спорит. Но распродажу леса под застройку остановили активисты близлежащих коттеджей, именно они смогли остановить полную распродажу природной территории. Так что, мусор-это мусор, сейчас, его попросту негде было бы собирать, если бы не коттеджники. Движение любого автотранспорта по лесу, кроме спецтехники - это нарушение. Не надо двойные стандарты использовать, что квадроциклы - это плохо, а машины нет, не серьезно)))
0
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Если вы хотите поделиться интересным событием, воспользуйтесь данной формой

ПРЕДЛОЖИТЬ

«У татарстанцев происходит сращивание этнических традиций»

Автор фото: KazanFirst
Наука 13:57 / 5 июля
6
«У татарстанцев происходит сращивание этнических традиций»

Национальная самобытность в республике сменяется объединением народов.

Участники Конгресса антропологов и этнологов России обсудили тему религиозных и межконфессиональных отношений. У каждого региона, страны есть собственный опыт сохранения мира между народами, но при этом существуют болевые точки, которые мешают это делать. Вот на них во время дискуссии ученые и заострили внимание.    

Татарстан размышляет над идеей объединения народов 

В то время как одни долго и беспрестанно обсуждают мысль о создании некой национальной идеи, объединяющей все народности, другие уже почти придумали её. Казанский социолог Аида Нуртдинова  (доцент кафедры общей и этнической социологии КФУ. - Ред.) давно наблюдает за возрождением интереса людей к традициям. Причем она отмечает, что русские интересуются татарской культурой, а татары - русской. 

- Происходит некоторое сращивание этнических традиций татар и русских. Стираются четкие грани, что это исключительно татарское, а это русское, - рассказывает Нуртдинова.  

Теперь считающиеся когда-то чисто этническими праздники вроде Пасхи или Сабантуя воспринимаются людьми как общенародные. 

- Мы проводили анализ медийного дискурса Сабантуя. Большая часть относится к нему исключительно как к татарскому национальному празднику. Другая - как к некоему народному празднику, который отмечают разные этнические группы. На наш взгляд, вопрос в дискуссии ведется относительно того, какая может быть национальная идея, которая могла бы каким-то образом объединить людей, - делится результатами работы социолог. 

Нуртдинова уверена, что изучаемые ею этнические праздники, которые переходят в статус общенародных, могли бы быть включены в национальную идею, которая так и не дает покоя современникам.  

Новые религиозные движения опасны 

Судя по речи следующего докладчика из Кыргызстана Байболота Абытова (доктор исторических наук, профессор, проректор ОшГЮИ. - Ред.), в республике ближнего зарубежья о общенациональной идее пока не задумываются. Тут проблемы несколько другие. Ученых очень волнует религиозный вопрос. А именно то, что в Кыргызстане за первые 15 лет суверенитета после распада СССР резко возросло количество неофициальных религий. 

- До 1990 года в Кыргызстане существовало всего лишь две традиционные конфессии: суннитский ислам и православное христианство. Среди официально зарегистрированных были еще "Свидетели Иеговы" и католики. Остальные - строго запрещены. А в постсоветское время активизировались те движения, о которых мы даже не догадывались. К 2005 году их стало более 60, - приводит точные данные профессор.

Вместе с тем в республике стали строиться новые молельные дома, храмы, старообрядческие церкви и даже женский монастырь. 

- Это же так чуждо для нас, - добавляет ученый.

Самый волнующий момент для Абытова во всем этом - все богослужения происходят на кыргызском языке. 

- Они переводят всю свою литературу на наш язык, ходят по нашим аилам, иногда встречаются их миссионеры. В Бишкеке десятки молельных домов, в которых обряды проходят на кыргызском языке. Это, конечно, беспокоит нашу республику, - рассказывает Абытов. 

К 2015 году, по данным государственной комиссии по делам религии при правительстве Кыргызстана, было 2 475 религиозных организаций, а на сегодняшний день их более 3 тысяч, сообщает исследователь. Из них 2 881 придерживается исламского направления, 313 - протестантского, 20 - лютеранского, пятидесятников - 56, аметистов - 50, "Свидетелей Иеговы" - 36. Кроме того, появились еще десятки нетрадиционных конфессий внутри официально признанных. Большинство из них включены в список запрещенных. 

- Все это говорит о том, что, желая или не желая того, Кыргызская Республика стала государством нетрадиционных конфессий. Просим власть обратить внимание на этот вопрос, - заключил доктор наук. 

Существует скрытое противостояние 

«В Хакасии уживаются более 100 этнических сообществ», - заявляет кандидат исторических наук Татьяна Кискидосова. Но большая часть населения, по её словам, идентифицирует себя православными. 

- По данным 2015 года, в республике зарегистрировано 117 религиозных учреждений. Самих же неофициальных и официальных организаций более 200, - говорит спикер. 

Особенное внимание исследователь обращает на исламские. Довольно долгое время их было всего две, а в 2019-м стало четыре. Их членами являются выходцы из Татарстана, Азербайджана, Северного Кавказа. Мусульман в республике становится с каждым годом всё больше в связи с ростом трудовой миграции из Средней Азии. Однако условий для их богословской деятельности в Хакасии нет, а их созданию всячески противостоят.

- В 2009 году мусульманская община Абакана зарегистрировала земельный участок под строительство мечети. Её до сих пор не построили. Это связано не столько с техническими проблемами проекта, сколько с протестами жителей ближайших районов города. Существуют препятствия и со стороны городской администрации. Хотя Верховный суд Хакасии постоянно поддерживает строительство мечети, - рассказала Кискидосова. 

Кроме православных и мусульман заметное место занимает община протестантов. Однако есть проблема и здесь. Слабая погруженность коренного населения в вопросы религии приводит к тому, что в его сознании нет различий между протестантизмом и христианством. 

С 1953 года в Хакасии стала развиваться община пятидесятников. На какое-то время она была запрещена, но в 90-е вернулась к активности. Две трети верующих составляют женщины. Кискидосова добавляет, что в Хакасии полноценно функционирует синагога, проявляют себя буддисты, в числе которых в основном буряты, калмыки и тувинцы. 

А в последние годы в республике отмечается подъем интереса к древним традиционным религиям для установления культовой практики, восстановления социальных институтов. 

- Это проявляется в том, что местные коренные жители пытаются защитить места силы, традиционных поклонений небу, земле, воде, предкам. Все это поспособствовало активизации исследований хакасских народных праздников, - говорит исследователь. 

Жители Хакасии считают, что в их республике сложилась стабильная религиозная ситуация, и 89% уверены, что открытых конфликтов между разными конфессиями у них нет. 

- Наличие большого количества различных религиозных организаций свидетельствует о продолжении поиска идентификации духовной жизни. Это нормальное явление, когда люди самоидентифицируют к тому или иному вероисповеданию. В то же время в республике существует скрытая межконфессиональная напряженность, причиной которой является меняющаяся миграционная ситуация, - заключила хакасский ученый.

КОММЕНТАРИИ (11)
Валерия
Такое ощущение что только все к нам и едут чтобы посмотреть на разные народы. Везде всё так плохо?) Ну или за въезд надо денег брать со всех этих организаций
0
ОТВЕТИТЬ
фая
Не раскачивайте лодку
4
ОТВЕТИТЬ
Булат
нынче люди тольк о бабках думают. если в день человеку по 100 рублей давать за то, что он тaтapином себя называет, дык он будет себя называть. попробуйте
1
ОТВЕТИТЬ
Фазыл
Манкypты! Татарскую нацию отравили манкypты! не знают не языка не племени своего!
-1
ОТВЕТИТЬ
Казанец
Вот бы девушки начали в нaциoнaльныx костюмах ходить а не голые жoпы показывать. вот это было прикольно я только мужиков видел в традиционных тaтapcких костюмах, а женщины все за мимолетной модой гонятся
4
ОТВЕТИТЬ
Жора
Кискидосова прикольная фамилия. Первый раз такую слышу, кто она по нациoнaльнocти???
2
ОТВЕТИТЬ
Марат
Ничего у нас не сращивается. Всё отлично. Сращиваются только места у власть придержащих
6
ОТВЕТИТЬ
!
Ещё в 1903 г. выдающийся писатель Гаяз Исхаки написал первую в булгарской литературе фантастическую повесть – "Вырождение через 200 лет". В этой книге предсказывается, что страшная болезнь "татаризм", которой булгарский народ заразился во второй половине XIX века, приведёт его к полному исчезновению через двести лет. Тогда Гаяз Исхаки чутко уловил тенденцию, правда, ошибся в сроках. Мы видим, что процесс пошёл гораздо быстрее и может завершиться гибелью народа раньше, чем через двести лет. Нет, люди никуда не денутся, просто будут называть себя русскими. __________ На душе Джагфара стало еще тяжелее, так как по книгам он хорошо знал, кому принадлежали когда-то все эти магазины и лавки и чем в них торговали. И вновь перед его глазами встала трагическая картина постепенного вымирания бывших владельцев торговых заведений, его соплеменников, и их крики в агонии словно отозвались эхом в его душе. Но настоящее потрясение Джагфар пережил чуть далее, когда он увидел, как над входом в Сеннобазарскую мечеть какие-то люди укрепляли вывеску с надписью золотыми буквами: "Болгарский музей". За этим наблюдало множество горожан. Целая гора цветов была навалена у входной двери, гирлянды лампочек для вечернего освещения украшали фасад здания. Джагфар вспомнил: сегодня было 2 октября, годовщина взятия Казани русскими, праздничный день. Очевидно, открытие музея специально приурочили к празднику. Выяснилось, что этому событию будет предшествовать краткое вступительное слово русского историка, посвященное истории булгар. У Джагфара возникло желание быстрее покинуть площадь перед мечетью, но извозчику пришлось долго протискиваться через толпу зевак. "Бывшая мечеть, бывшая мечеть" — эти слова, то и дело слышавшиеся вокруг, неприятно кольнули Джагфара. Наконец, пролетка, выбравшись из толчеи, покатила вдоль озера Кабан. И снова неожиданность, заставившая его горестно вздохнуть: над входом в Апанаевское медресе теперь красовалась надпись: "Приют". Выезжая на Екатерининскую улицу, Джагфар услышал звон колокола. Он исходил со стороны Апанаевской мечети, служившей теперь пожарной частью, причем колокол был установлен прямо на минарете. Джагфар, буквально сраженный этим невероятным превращением, попросил извозчика ехать резвее. Теперь они двигались мимо другой мечети, Бурнаевской. Какой ужас! Ее минарет оказался переоборудованным в павильон, в котором стояли или прохаживались официанты в белых передниках и барышни с цветами в волосах. Смятение охватило Джагфара, он закрыл глаза, и тут же воображение нарисовало перед ним картину: в мечети мулла читает проповедь, в то время как в павильоне на крыше здания царит веселье... Он хотел было направиться в сторону Азимовской мечети, но испугался, что и там его подстерегает очередная неприятность. Он сказал извозчику, чтобы тот с Мещанской повернул в сторону Сенного базара. Однако неизбежное словно гналось за ним: Голубой мечети не было на месте! Впрочем, память быстро подсказала ему, что о падении ее минарета писали в газетах. Ныне здание мечети использовалось как больница. Вывеска на фасаде находившегося рядом медресе информировала прохожих, что здесь располагаются акушерские курсы. Дальше — больше: мечеть Субаева была переоборудована в библиотеку, а Галиевское медресе, в котором некогда одновременно учились сотни шакирдов, стала "Приютом для неизлечимо больных". Извозчик, явно раздраженный постоянными изменениями маршрута, обернулся к пассажиру: "Ну а теперь куда?". Эти слова заставили Джагфара отвлечься от своих мыслей. Он велел ехать к ближайшим номерам. Однако и на этом, последнем отрезке не избежал очередной безрадостной картины: на вершине башни одного из зданий развивался флаг, а из него выходили люди с цветами в руках. Приглядевшись, он узнал Усмановскую мечеть8, превращенную, таким образом, в цветочный магазин. Страшно утомленный всем увиденным за день, Джагфар жаждал успокоения и быстро направился к входу в гостиницу. Но что за наваждение: и она была переоборудована из бывшего медресе. Об этом красноречиво свидетельствовала надпись, сохранившаяся на воротах: "Вакуф-медресе Усмановской мечети".
3
ОТВЕТИТЬ
Честный.
Надо воспитывать с детства в своих традициях и никакая нация не исчезнет .
3
Честный.
Чему быть тому не миновать сколько не надрывайся ,а так от человека зависит сейчас большинство плохие люди ,а хороших людей мало.
1
ОТВЕТИТЬ
Комиссар
Уважаемый восклицательный знак, (надеюсь вы именно это имели в виду, то, что вы с таким ужасом воспринимаете в строках Гаяза Исхаки является не чем иным, как СВЕТСКИМ ОБЩЕСТВОМ. Это естественный путь развития. От общинно-племенного строя к федерации. От религиозно-патриархального к светско-гуманному. Возможно автор книги несколько сгустил краски, пытаясь донести до читателей свою озабоченность судьбой татарской идентичности, не не несомненно одно: будущее человечества за наукой а не религией. "В космос по минарету не влезешь".
0
ОТВЕТИТЬ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Если вы хотите поделиться интересным событием, воспользуйтесь данной формой

ПРЕДЛОЖИТЬ
видео
наверх