«Современный мир требует от человека гибкости мышления»

Без навыка подстраиваться под изменения в профессии рабочий проиграет конкуренцию.
Без навыка подстраиваться под изменения в профессии рабочий проиграет
конкуренцию.

С началом соревновательной части чемпионата мира по рабочим профессиям открылась и деловая программа WorldSkills. Она, по словам организаторов, станет самой масштабной в истории движения. Первой темой большой дискуссии стал разговор о вызовах. Мир меняется, навыки устаревают, как человеку «остаться на волне»? На этот вопрос попытались ответить спикеры.

«На плечах молодых серьезная задача»

Роберт Уразов, генеральный директор Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)», решил оттолкнуться от мотивации: «Удержаться на волне изменений крайне тяжело, но это возможно, если вы можете посмотреть на тех, кто стоит на волне». Обмен опытом и историями — вот основная цель всей программы. Для этого был создан национальный трек. Его суть в том, что специалисты из разных регионов России, которые прошли конкурсный отбор, будут рассказывать коллегам из других стран о лучших практиках. Уразов искренне пожелал всем участникам национального трека уйти с новыми знаниями, знакомыми и желанием творить.

«Современный мир требует от человека гибкости мышления»

В целом вся программа состоит из трех треков, или тем: экономика, экология и общество. В каждой из них важны свои навыки. Саймон Бартли, президент WorldSkills International, считает, что лишь опираясь на эти три трека, можно жить в процветающем обществе. 

— Мы поговорим как о делах насущных, так и о навыках общества. Мы будем взаимодействовать с представителями профессионального образования и бизнеса. Они поделятся возможными решениями, которые могут обогатить нас. Мы также услышим вдохновляющие истории молодых об их навыках, которыми они развивали себя и окружающий мир. На их плечах серьезная задача — жить с последствиями прошлого и создать будущее. Наша задача — не только слушать их, но и помогать им, — отметил президент движения.

«Трудовой потенциал человека должен быть востребован всю его жизнь»

Поскольку мир меняется, периодически он сталкивается с новыми вызовами. Навыки, которые были актуальны два-три года назад, сегодня зачастую уже не востребованы на рынке труда. Образуется некая квалификационная яма. 

«Современный мир требует от человека гибкости мышления»

— Современный мир требует от человека гибкости мышления, быстрых навыков и, конечно, постоянного обучения. По данным исследования, уже сейчас 23% сотрудников, по оценкам это 1,3 миллиарда человек, выполняют работу, которая не соответствует их навыкам, — говорит Татьяна Голикова, вице-премьер России. — Нам важно преодолеть эту тенденцию и сделать возможным, чтобы весь трудовой потенциал человека был востребованным на протяжении всей его жизни.

Причины квалификационной ямы индивидуальны для каждой страны, но международная кооперация, которая происходит во время деловой программы, позволяет их рассмотреть и найти решение.

Голикова, приводя в пример российскую практику, отметила, что наша страна ориентирована на человека.

— В 2023 году мы во всех регионах планируем внедрить программу профессионального обучения по наиболее востребованным и перспективным профессиям. Длительность составит не более шести месяцев. Это позволит сформировать кадровый потенциал, который как раз будет востребован на рынке труда, — сообщила вице-премьер.

«Современный мир требует от человека гибкости мышления»

С 2019 года в России реализуются 12 национальных проектов, среди которых проект «Демография». В него входит направление «Освоение навыков будущего» и переподготовка жителей старшего возраста. Россия стала использовать в каком-то плане нетрадиционный подход — подготовку к стандартам WorldSkills.  

— Сегодня это 25 тысяч специалистов. Мы видим востребованность такого рода переподготовки и предполагаем, что в ближайшие годы 150 тысяч специалистов старшего возраста будут подготовлены по правилам WorldSkills, — продолжает Голикова.

Главный вызов — это скорость 

В рамках национального проекта «Образование» появилась новая форма оценки навыков. Профессиональные компетенции теперь подтверждаются с помощью Skills Passport. 

— Это, по сути, резюме, в котором содержится информация о том, какими навыками обладает человек и каков уровень владения этими навыками. Подтверждается это либо участием в соревнованиях, либо в демонстрационном экзамене. Это и есть принцип равных и справедливых возможностей. Сегодня мы насчитываем где-то 93 тысячи специалистов, которые получили паспорта. Работодатели это серьезно оценили. Уже 200 работодателей заключили соответствующее соглашение о признании демоэкзамена и Skills Passport. Мы будем шире внедрять эти программы подготовки, — добавила вице-премьер.

«Современный мир требует от человека гибкости мышления»

Спикер считает, что от того, насколько быстро страны будут реагировать на изменения, зависит успешность не только образовательных систем, но и экономик мира. 

— Главный вызов, который сегодня стоит перед образовательными системами планеты, — это скорость, — уверена она.

В завершение Голикова акцентировала внимание на проекте Казанской декларации. Его рассматривал стратегический комитет WorldSkills и в него заложено пять основных принципов: навыки будущего для каждого, осознанное развитие, равные и справедливые возможности, мобильность компетенций, признание ценности и уважение личности. 

— Мне кажется, это основные треки, по которым нам нужно двигаться, — заключила Голикова. 

«Современный мир требует от человека гибкости мышления»

Хайме Сааведра, глобальный директор по образованию Всемирного банка, считает, что системам обучения нужно сфокусироваться на базовых навыках, но сейчас во многих странах наблюдается кризис.

— Порядка 50% учащихся в бедных странах не обладают никакими навыками. Это огромная цифра. Ключевым вопросом является кризис обучения. Мы можем измерить его количественно. Сейчас мы сотрудничаем с российским правительством, которое помогает измерять, каким образом происходит процесс обучения. Как вы считаете, технические учреждения всегда выполняют свою задачу обучения? Нет. Когда образовательная система терпит неудачу, для школы это может и не проблема, но для молодого человека это провал и банкротство в профессиональном смысле. Потому мы выступаем за то, чтобы у каждого была возможность получить новые навыки, — подытожил Сааведра.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *