«Инвалиды не требуют для себя особых условий, но их всякий раз загоняют в непонятные рамки»

В Набережных Челнах прошла конференция
В Набережных Челнах прошла конференция, которую недооценили чиновники и
проигнорировали специалисты.

Почти каждый инвалид таит в себе огромный потенциал. И нравственный, и спортивный, и экономический. Это отчетливо проявилось на первой в истории Набережных Челнов Региональной конференции «Мы вместе!», посвященной развитию адаптивных видов спорта и развитию деятельности коррекционных школ. Конференция проходила в большом зале Шахматно-шашечного клуба. Впечатляющее зрелище: за столами сидели молодые (и не только) люди, а на столах напротив каждого из них лежали груды медалей с ленточками.

— Сколько видов спорта, столько и команд спортсменов с ограниченными возможностями. Инвалидов в городе много, очень много, а в ежегодной городской Спартакиаде участвуют 135 человек, — говорит главный специалист городского управления физкультуры и спорта Зухра Файзуллина.  

«Инвалиды не требуют для себя особых условий, но их всякий раз загоняют в непонятные рамки»

Она сказала не много, но она показала главное. Например, в одном только Обществе слепых в Челнах зарегистрировано 750 членов. Людей с проблемным зрением в автограде наверняка намного больше. А в Спартакиаде, еще раз обратим на это внимание, участвуют всего 135 человек. Причем это люди, страдающие всеми известными ограничениями, — от ДЦП до отсутствия руки или ноги. То есть в спорт инвалидов еще вовлекать и вовлекать.

При этом те наши параспортсмены, которые участвуют в соревнованиях, добиваются очень серьезных результатов. Они — чемпионы мира, призеры всевозможных турниров. Про победы в менее масштабных первенствах можно уже и не говорить. Один из выдающихся параспортсменов Фанис Нуретдинов раскрыл главный секрет успеха.

— Нужно стремление, терпение, железный характер, умение строить свои планы. А то два-три дня занимается спортом, бросает и говорит: «Не могу!». Надо уметь выбрать вид спорта.

Спорт для инвалида — дорожка в полноценную жизнь. Но туда ведет не только спорт. Приехавшая из Москвы специально на эту конференцию директор фонда ОНФ «Национальные ресурсы образования» Татьяна Половкова рассказала, на что способны люди с ограниченными возможностями здоровья, особенно если им помогают неравнодушные.

«Инвалиды не требуют для себя особых условий, но их всякий раз загоняют в непонятные рамки»

— У нас есть проект «Равные возможности детям!». Под его крылом работает 3,5 тысячи волонтеров-активистов. Они проводят мастер-классы, кружки для детей с инвалидностью. Театральные, «Умелые ручки», спортивные, конструирования. В Екатеринбурге для детей с ментальными нарушениями преподается роботехника. Сюда приходят и здоровые дети, и те, кто с трудом говорит и с трудом двигается. Они занимаются конструированием, программированием, — отмечает Половкова. 

Собеседница рассказала про Маю из Кемерово, которая перенесла тяжелую травму и практически не могла ходить. Но у нее была собака, которая требовала, чтобы с ней гуляли. Мая с помощью собаки занялась самореабилитацией. Она с большим трудом, но выводила животное гулять. Со временем такие прогулки вылились в методику восстановления способности ходить. Один из университетов признал методику Маи уникальной, и теперь ученые намереваются внедрить ее в работу с инвалидами.

— В доме Маи живет 20 собак породы хаски. С их помощью она помогает детям- инвалидам. Среди детей были такие, кому врачи сказали, что они никогда не научатся говорить. А они начали говорить! Потому что собакам нужно давать команды громким голосом. Мы считаем, что это чудо, — говорит Половкова. 

Она же рассказала и о том, как дети-инвалиды помогают перевоспитывать вполне здоровых «трудных» подростков. Выпускаются видеоролики, в которых дети с ограниченными возможностями говорят, чего и как они добивались в жизни. Замечено, что на «трудных» подростков  это здорово и позитивно влияет.

«Инвалиды не требуют для себя особых условий, но их всякий раз загоняют в непонятные рамки»

Есть уникальный опыт и в Набережных Челнах. Алексей Бражкин говорит о том, что доступно абсолютно любому инвалиду (кроме страдающих тяжелой формой эпилепсии) и с помощью чего можно заменить фитнес, а также уберечь от развода те семьи, где ребенок вдруг стал инвалидом. Это скалолазание. Звучит невероятно, но это так.

— Во всем мире скалолазание — это спорт. В некоторых странах этот спорт включен даже в школьную программу. В нашей стране (и только у нас) в последние пять лет скалолазание развивается еще и как способ реабилитации, то есть развивается адаптивное скалолазание. Месяц назад я был на конференции в Нижнем Новгороде, так туда приехали специалисты из Германии, их очень заинтересовало наше адаптивное скалолазание. На моих занятиях дети тренируются вместе с родителями, — рассказал Бражкин. Он и работает тренером по спортивному и адаптивному скалолазанию, замечает собеседник. 

Словом, участники конференции принесли с собой огромный и интересный опыт. Говорили на конференции и о проблемах. Руководитель городского отделения Всероссийского общества слепых Андрей Челноков обозначил проблему, которая не укладывается ни в какие разумные рамки. Из-за ограничений, установленных чиновниками (технических, документальных и пр.) слепые не могут участвовать в Общегородской спартакиаде параспортсменов. Да и во многих других соревнованиях. Или не созданы условия. «Я не могу играть со зрячим в обычные шашки — я не вижу полей. Зрячий может играть в шашки для слепых, но за такие шашки зрячих с нами не сажают», — рассказал один из спортсменов.

— Общество слепых барахтается внутри своей системы. Это очень несправедливо и обидно, — подытожил Челноков. 

«Инвалиды не требуют для себя особых условий, но их всякий раз загоняют в непонятные рамки»

Августа Белова недоумевает: почему сейчас, когда ей 64 года, она может побеждать на мировых первенствах по армрестлингу, но не может, как раньше, бегать на лыжах?!

— Мы, ветераны, ведь не требуем для себя каких-то особых условий, а нам все равно установили непонятный возрастной ценз! А я ведь была чемпионкой Татарстана по лыжным гонкам!

Молодой Сергей Княжев (страдает ДЦП) сетует на то, что прекратились занятия по армспорту, потому что у их группы не стало тренера, а другого нет, потому что его еще надо найти, подготовить и снабдить соответствующими документами. И непонятно, кто этим должен заниматься.

— Нам нужен общественный и спортивный центр для инвалидов, — масштабировал проблему Фанис Нуретдинов.

Конференция и созывалась для того, чтобы обсудить весь опыт, который есть у инвалидов, проанализировать возможности, которые есть в городе, обменяться идеями, поискать пути решения проблем. Но получился курьез, и это еще мягко сказано. Инициаторам конференции — лидеру общественного движения «Экорассвет» Василе Микрюковой и руководителю Набережночелнинского объединенного физкультурно-спортивного общества «Споркоррд» Михаилу Татаркину власти города помогли ее организовать. Выделили помещение в Шахматно-шашечном клубе. На открытии выступил начальник городского управления физкультуры и спорта Роман Насрединов. 

«Инвалиды не требуют для себя особых условий, но их всякий раз загоняют в непонятные рамки»

Он сказал, что это первая такая конференция в городе, что она организована общественниками поможет проанализировать и систематизировать опыт. Но после торжественного награждения спортсменов грамотами и небольшого концерта Насрединов из зала исчез! Зал вообще заметно опустел. Даже неискушенному было видно, что на конференции остались ее организаторы, докладчики. То есть о своих проблемах инвалиды рассказывали сами себе.

— Я точно знаю, что на конференцию приглашались директора коррекционных школ города, их обзванивала главный специалист управления физкультуры и спорта. Но их не было, — констатирует Микрюкова. 

«Инвалиды не требуют для себя особых условий, но их всякий раз загоняют в непонятные рамки»

Инвалидам к подобному отношению не привыкать. Они давно знают, что в их случае «спасение утопающих — дело рук самих утопающих». Но мероприятие получилось содержательным. И теперь его организаторам важно не опустить руки. Городские специалисты (не только в коррекционных школах) должны понять, что инвалиды — это не обуза и не дополнительная нагрузка к основной работе, инвалиды таят в себе огромный потенциал.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *