«Нужно не стесняясь и не жадничая практиковать комплименты в адрес коллег»

Семейный психолог Наталья Аблизина раскрывает научную формулу, которая превращает похвалу в стимул производства.

Семейный психолог Наталья Аблизина привела небольшой пример из жизни одной из своих клиенток:

- У нее есть сын и был муж. Эти ее мужчины по-разному вели себя за обеденным столом. Сын всегда восторгался: «Ой, мама, как все вкусно приготовлено, как здорово! Спасибо!». Муж принимал пищу по-деловому. Молча, сосредоточенно. И так же молча выходил из-за стола. Пришло время, сын ушел в армию. «А я после этого заметила, что стала меньше и хуже готовить!», - сказала мне клиентка. У нее исчез стимул.

Неожиданно этот простой бытовой пример психолог расширила до масштабов отечественной экономики.

Она напомнила, что в советские времена на предприятиях, в госучреждениях, в общественных организациях широко практиковалось вручение почетных грамот, поздравительных и благодарственных писем. Казалось бы, эти бумаги мало что значили, потому что деньги к ним не прикладывались.

- Но человеку было приятно, и он действительно лучше работал! Вручение грамот и прочих признаков морального поощрения практикуется и сейчас. Но, ссылаясь на упомянутый бытовой пример, Аблизина уверена, что руководители предприятий, организаций, вообще каких-либо коллективов должны широко, не стесняясь и не жадничая практиковать комплименты. Делать их подчиненным. Это не требует вообще никаких усилий, но эффект даст. Не такой, который можно просчитать экономически, но эффект будет. Нам стал интересен такой подход. Мы связались с несколькими серьезными руководителями и задали им вопрос: «Вы своим подчиненным комплименты делаете?». 

Первым этот вопрос услышал предприниматель и депутат Горсовета Челнов Владимир Васев. В ответ возникла пауза. Довольно долгая. Собеседник думал. Потом уточнил:

- Личные или по работе? Если по-работее, то делаю!

Директор управляющей компании «Энтузиаст» Фаргат Минхаеров, тоже от неожиданности помолчал, потом сказал, что за хорошую работу, конечно, специалистов хвалит. А через пару минут сам позвонил журналисту:

- Слушайте, а что это был за вопрос? С какой целью?

Стало ясно, что Фаргат Сабирович не владеет искусством комплимента, так, как им владеет та же Аблизина. Он просто хвалит специалистов по привычке. Заместитель председателя Ассоциации фермеров Татарстана Гульфира Рзаева сразу сказала, что она и сама делает комплименты подчиненным, и получает их в ответ.

- Ну и как это на вас действует?

- Приятно!

После чего в ход пошел другой наш вопрос-заготовка:

- А что такое по-вашему «комплимент»? Вот приходилось читать рассуждения одного из филологов о том, что есть словесный комплимент, а есть словесная награда. Чем по-вашему они отличаются?

- Ну, словесный комплимент делается человеку, а награда – это, наверное, от организации, - предположила Гульфира Зиатдиновна. 

На самом деле филолог рассуждал несколько иначе. Он утверждал, что комплимент – это незаслуженная похвала. Например, вы говорите: «Какое у тебя красивое платье!» и получается, что вы хвалите модельера или портного, а не даму, которая это платье надела. Вот если вы скажете, что радуетесь с каким вкусом и как точно женщина подобрала себе платье, то это будет похвала именно этой даме. Это тонкости мастерства комплиментов. Но это светские тонкости. Аблизина же говорит о комплиментах, как о способе стимулирования деятельности человека и в быту, и в семье, и на производстве, и где угодно. Поэтому она обращает внимание на саму суть.

- В тематике лекций в действующем в Челнах «Университете для родителей» у нас есть лекция «Формула комплимента». Да, у комплимента есть четкая формула, – раскрывает секрет Аблизина и объясняет далее.

- Формулу комплимента надо соблюдать, потому что некоторые вещи мы на самом деле не слышим. Вот сказали человеку: «Молодец!», а это на самом деле ни о чем. Действенный, стимулирующий комплимент – это в одной-двух фразах ответы на вопросы: «что?» «где?» «когда?» плюс вложенные в эти ответы чувства. Например, директор говорит главному бухгалтеру: «Марья Ивановна, вы вчера сдали мне очередной отчет, так послушайте, я был рад, от вас я не ожидал настолько прекрасной работы! Все по полочкам, мне и уточнять нечего!». 

Если бы директор сказал просто: «Спасибо Марья Ивановна, хороший отчет!», это тоже был бы комплимент, но уже не такой действенный. Марья Ивановна и без директора знает, что она умеет писать отчеты. Да и непонятно о каком отчете речь.

- У нас страна не очень приветливая. Мы очень редко делаем комплименты друг другу. У нас привыкли стимулировать руганью. Если на человека наорешь, он то, что нужно сделает, но не очень хорошо, из-под палки. А комплимент очень важен, очень полезен и очень сильно мотивирует. Работодателям надо научиться делать комплименты. Они вдохновляют, дают эндорфины, - уверенно говорит Аблизина.

Понравился материал? Поделись в соцсетях
5 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Ленар
Доброе слово и кошке приятно, многие руководители такого подхода не понимают
3
0
Ответить

Аноним
Работая в ресторане долгие годы, назвали эти систему «нематериальная мотивации», конечно к неё много что входило еще , но и слова благодарности для сотрудников был так же важны.
1
0
Ответить

Дмитрий
@Аноним Полностью поддерживаю
0
0
Ответить

Яндекс
Работаю в Яндексе. Там совсем другой мир. Советую всем найти подобную компания
0
1
Ответить

Жена
У нас в стране все угрюмые и хмурые ходят, чему ж тут удивляться
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite