«Главное для власти - чувствовать контекст интернета и соцсетей»

В Татарстане подсчитали медиаэффективность чиновников. Пока не все из них понимают, что в госуправлении, как и в бизнесе, есть один закон - гражданин всегда прав. Даже если это не так, нужно сначала с человеком согласиться, а уж потом разъяснять.

Аналитики агентства «ПромРейтинг» исследовали медиаэффективность руководителей министерств, ведомств и муниципалитетов Татарстана за 4-й квартал 2019 года.

Эксперты отмечают, что от квартала к кварталу растёт присутствие республиканских органов власти в интернете, управленцы оживляют заброшенные странички в соцсетях, создают новые группы. Также положительная тенденция наблюдается у пресс-служб - язык их коммуникации становится более понятным людям.


Наша справка 

Специалисты используют оценку, основанную на математическом подсчете медиадеятельности персоны. Она включает в себя сумму личного рейтинга и рейтинга сопричастной организации. Здесь имеют в виду количество публикаций в СМИ и соцсетях, тональности публикаций, тональности комментариев и так далее.

Критерии эффективности работы зависят от задач: активность пользователей (количество комментариев), качество обратной связи (какие вопросы задают пользователи, как скоро получают на них ответы), частота и актуальность публикаций.


Авторы исследования отмечают, что позитивные сдвиги касаются только крупных городских структур. Муниципальные же власти пока придерживаются позиции молчания при возникновении информационных вызовов. А их работа с соцсетями сильно провисает. 

Есть и другая закономерность: ряд управленцев становятся эффективными, если в веренной им сфере или территории ответственности не случается ничего плохого. Но как только происходит условный «пожар» или «ЧП», то какие бы команда управленца не генерировала положительные истории, шквал негатива уже не перекрыть, тем более если он приобрел федеральный или республиканский резонанс. Отсюда вывод - команда администратора должна работать всегда, постоянно креативить, генерировать и накапливать позитив, чтобы быть готовым к неприятным и позитивным инфобурям. А если всё-таки и произошло что-то скандальное и резонансное, то приниматься за разъяснение и отыгрывать случившийся негатив в позитив. Времена, когда можно было «молчать и отсидеться», уже прошли. 

Исследование агентства «ПромРейтинг» - это, пожалуй, один из немногих на сегодня инструментов измерения эффективности коммуникации чиновников с населением. Именно эта тема стала одной из ключевых на недавнем Совете муниципалитетов при президенте РФ в Красногорске. Глава государства Владимир Путин оценил значительные достижения Татарстана в этом направлении. Власти республики презентовали такую систему, как, например, «Инцидент-менеджмент», который, по сути, так же является действенным инструментом в коммуникации население-чиновник.

Авторы традиционно определили несколько ТОП-5-списков: самые эффективные управленцы, самые неэффективные, самые сильные движения вверх и те, кто упал сильнее всего. 

Движение вверх

Список возглавил мэр Казани Ильсур Метшин. У него одна из самых информационно-насыщенных территорий и сфер деятельности в Татарстане. По числу вызовов, наверное, можно сравнить только с полем деятельности МВД, МЧС и прокуратуры республики. 

Одна из главных задач его пресс-службы и пиар-команд - интерпретация инфоповодов и работа с максимальным числом сегментов аудитории - традиционные СМИ, интернет-СМИ, соцсети и мессенджеры. 

На втором месте - глава МЧС РТ Рафис Хабибуллин. В числе заслуг его команды авторы «ПромРейтинга» называют активную генерацию инфоповодов и распространение информации в СМИ и соцсетях. Причем региональное МЧС работает с комментариями, оперативная реакция на инфоповоды на тех же площадках, где они возникли. В то же время в минус работе регионального МЧС относят игнорирование работы с мессенджерами. 

На третьей строчке расположился прокурор Татарстана Илдус Нафиков. Его сильной стороной аналитики признают инсайдерство. Надзорное ведомство подтверждает или опровергает информацию о ЧП, интерпретирует громкие скандалы и формирует новостной фон. В то же время прокуратура слабо работает в соцсетях и отсутствует в мессенджерах. 

Выделили эксперты и работу вице-премьера - министра сельского хозяйства и продовольствия РТ Марата Зяббарова. Плюс 19 позиций по отношению к предыдущему периоду. Очевидно, что пресс-служба ведомства максимально полно отрабатывает информационную повестку, генерирует поводы для СМИ, а также присутствует на всех площадках, включая мессенджеры. Результатом этой работы и стал взлет руководителя отрасли.

Положительную медиакартину Зяббарову сформировали такие истории, как фитнес-браслеты для коров, обещание министра сохранить низкую цену на гречку на сельхозярмарках, строительство роботизированных молочных комплексов, предупреждение вероятности распространения в Татарстане вируса АЧС и поддержка сокращения рабочей недели для жительниц села. 

На пятом месте расположился глава министерства молодёжи Татарстана Дамир Фаттахов. Его команда так же может занести себе в актив работу с медиаполем республики. Отсутствие негативных инфоповодов, формирование интересного контента для СМИ позволяют министру поддерживать положительный имидж.   

Положительным в медиаактивности Фаттахова стало его выступление по проблеме подростковой преступности, старт республиканского конкурса лидеров «Вверх», строительство крытого скейтпарка, вхождение руководителя в федеральный рейтинг экспертов, старт госпрограммы для работающей молодёжи. 

Из сильных движений вверх в рейтинге на первом месте - председатель Комитета по охране объектов культурного наследия Иван Гущин. Он скакнул на 28-ю позицию из 101, преодолев 72 строчки. 

Положительную динамику показывают Игорь Безуевский, руководитель УФССП по РТ, Айдар Салахов, а также глава Кировского и Московского районов Казани Сергей Миронов. Последний заметно активизировал работу в соцсетях, в том числе с комментариями, отмечают авторы исследования. Однако с мессенджерами пиар-команда Миронова пока ещё не работает.

Кто из управленцев Татарстана хуже всего представлен в инфополе 

Среди тех, кто оказался в «красной зоне», обращает на себя внимание глава Менделеевского района Валерий Чершинцев. Он потерял 77 позиций. «Резкое перемещение вниз обусловлено низкокачественной отработкой негативных инфоповодов», - пишут аналитики. И если трагедию в одной из семей можно назвать стечением обстоятельств, то вот публичная критика со стороны президента Татарстана Рустама Минниханова, который прямо во время совещания уволил руководителя исполкома, говорит о системных проблемах у властей муниципалитета.        

Фаил Камаев, глава Тукаевского района, попал под удар в основном из-за скандала, связанного с учениями в Новотроицкой школе. Негатив достиг федерального уровня. Каких-либо попыток отыграть эту историю в позитивном ключе не было, отмечают специалисты «ПромРейтинга». Не было работы ни в СМИ, ни в соцсетях, ни в мессенджерах.

Из локальных негативных историй выделяется недовольство жителей микрорайона Подсолнухи, жалобы на строительство мототрассы в Азьмушкино, продолжение конфликта вокруг проектирования руслорегулирования реки Шильны. 

Очевидные проблемы с позиционированием есть у председателя Госкомитета по тарифам Александра Груничева. Он по-прежнему остается одним из самых медианеэффективных глав ведомств. Заметен «прессинг негатива во всех без исключения каналах коммуникации», отмечается в публикации «ПромРейтинга».  

Работа с соцсетями для чиновников уже не ремесло, а искусство 

- У нас принципиально изменились информационное поле и информационная корзина каждого гражданина, который подключен к интернету. Сегодня активно развиваются соцсети, у всех практически есть коммуникаторы, телефоны, которые дают возможность в любое свободное время почитать и посмотреть что-то интересное. Это рождает огромный массив контента. И гораздо большее количество авторов наполняют этим контентом соцсети. Если раньше это была монополия журналистов, то сейчас каждый сам себе журналист, - рассуждает российский политтехнолог, автор Телеграм-канала «Политджойстик» Марат Баширов

Собеседник отмечает, что поведение чиновников всегда актуально для любого гражданина. Поэтому госслужащему важно уметь работать в той среде, где сегодня чаще и больше всего пребывают люди. То есть в интернете. 

- Если чиновник не умеет это делать, то попадёт впросак, как это случилось с уже бывшим главой Чувашии Михаилом Игнатьевым, - говорит эксперт. 

Он перечисляет несколько принципов, которых представителям власти следует придерживаться при коммуникации с населением в интернете. 

- Любой госчиновник получает деньги за счет налогов. В госуправлении, как и в бизнесе, есть один закон - потребитель всегда прав. В нашем случае гражданин всегда прав. Даже если он не прав, нужно сначала с ним согласиться, а уж потом разъяснять. Нельзя ни в коем случае, с точки зрения ролевого поведения, занимать позицию доминирования. Обычно ведь людям говорят, чтобы они перестали рассуждать, потому что ничего не понимают. Это раздражает людей. Нужно диалог с ними начинать со слов «Да, вы правы, но…». Это очень важная ролевая модель поведения в соцсетях, - даёт совет собеседник. 

Далее, перечисляет Баширов, в коммуникации важна простота. Чиновник должен искать те аргументации, которые будут понятны большинству граждан с ходу. 

- Нужно искать людей, которым избиратель доверяет и которые не работают в органах власти. Нужно привлекать их, чтобы они разъясняли, тогда уровень доверия, объяснения события, убеждения, что нужно поступать именно так, а не по-другому, будет гораздо выше, - подчеркивает политтехнолог. 

Политолог Аббас Галлямов соглашается, что стремительное изменение в информационном пространстве поднимает на новый уровень роль и значимость присутствия властей в интернете. 

- Главное для власти - чувствовать контекст. Сегодня, например, нельзя вести себя так же, как три-четыре года назад, когда уровень протестных настроений был низким. Надо понимать, что реалии изменились: все неоднозначное сейчас будет, скорее всего, проинтерпретировано против них; все недомолвки и недосказанности будут злить; все свои аргументы надо излагать с доказательствами, потому что на слово люди властям уже не верят. Соцсети перестали быть местом дежурных коммуникаций, здесь надо демонстрировать искренность и индивидуальные подходы. Это теперь не ремесло, а искусство, - рассуждает собеседник. 

Коллега Галлямова Руслан Айсин считает, что живое общение между людьми и властями всё больше и больше перетекает в интернет. 

- Сегодня в России есть чиновники, которые всё ещё не могут привыкнуть, как те или иные процессы в обществе или в государстве обычные люди обозначают в соцсетях. Сейчас живое общение, ситуации, когда граждане сидели в приёмных по несколько часов, лишь бы добиться аудиенции к какому-нибудь госслужащему или политику, прошли. Сейчас всё автоматизировалось, - говорит он. 

Потому властям нужно пересматривать своё видение этого процесса, уметь правильно реагировать на критику, не так остро и не так нервно. 

- Ведь как только кто-то упоминает их в соцсетях с негативной оценкой, то они начинают реагировать не так, как стоило бы. Идут какие-то угрозы, обвинения в сотрудничестве критически настроенных авторов и комментаторов с какими-то силами, включается конспирология, - считает Айсин. - Если информацию вовремя не разъяснить, не прокомментировать, то она сразу же обрастает какими-то кривотолками, слухами и начинает жить самостоятельной жизнью. Пора привыкать к тому, что работа в соцсетях для чиновников - это такая же реальность, как отчеты, работы с бумагами и контрактами. Важно, чтобы чиновничий аппарат в Татарстане освоил все эти новые технологические новшества, технологические практики взаимоотношения с населением. 

Собкор Первого канала в Великобритании Тимур Сиразиев считает, что чиновникам не стоит завораживаться соцсетями. Он высказывает скептическое мнение. По его словам, медиаэффективность не может быть отдельным проявлением от общей деятельности чиновника. 

- Либо руководитель эффективен во всем, либо нет. Медиа - это лишь отражение, зеркало деятельности чиновника, той работы, которую он проделал или нет. Поэтому уместнее говорить, насколько результат их деятельности отражается на разных медийных площадках, - говорит Сиразиев. 

«Медиаэффективность - это соотношение между использованными ресурсами и достигнутым результатом»

Завкафедрой политологии КФУ Андрей Большаков рассматривает конкретные кейсы из исследования аналитиков «ПромРейтинга». В частности, медиапровалы Госкомитета РТ по тарифам и глав районов Татарстана.

По словам Большакова, в целом медийная активность Госкомитета сводится к тому, что ему приходится в общество транслировать далеко не популярные новости о росте цен на тарифы ЖКХ, на общественный транспорт и так далее. Совет от Большакова - больше разъяснений и открытости.

- Госкомитету следует давать сравнительную информацию. Если тариф касается Татарстана, то сравнение с другими регионами. Если отдельный муниципалитет - сравнение с другими муниципалитетами, - говорит он. 

Так можно нивелировать негативное восприятие населением. Ведь если стоимость тарифа растет в республике - это одна подача. Но если тарифы растут по всей России, но в Татарстане они выросли не так сильно, то это уже совсем другая интерпретация. 

По части медийной работы в муниципалитетах Большаков отмечает, что имиджевая политика требует сегодня особых специалистов- эсэмэмщиков, политологов, социологов и так далее, труд которых должен быть оплачен. Поэтому, рассуждает Большаков, медиаактивность районов объективно ограничивается: насколько они рентабельны, насколько насыщены их бюджеты. А с этим есть серьёзные проблемы, разрешения которых в ближайшие 10-15 лет не предвидится, считает эксперт. 

Координатор аналитического агентства «ПромРейтинг» Антон Глухов отвечает на замечания, высказанные опрошенными экспертами. При подготовке исследования были проанализированы более 10 тысяч сообщений, связанных с персонами рейтинга. Исследуется весь публичный массив сообщений в СМИ, социальных сетях, комментариях и мессенджерах. 

- Источники этой информации ранжированы в зависимости от местного, регионального или федерального статуса, ежедневного охвата аудитории, комментируемости и прочих показателей. В рамках исследования отсутствует понятие целевой аудитории. Если чиновник и его структура имеют собственную активную позитивную повестку в медиа и эффективно работают с возникающим негативом, это признается качественной работой, - говорит Глухов.  

Собеседник объясняет, что медиаэффективность - это соотношение между использованными ресурсами и достигнутым результатом. В крупных городах и на республиканском уровне в запасе у чиновника больше инструментов, но и «медиабури» на этих территориях бушуют куда мощнее. Ставки выше. Заметна деятельность различных интересантов и групп влияния. Жителей больше, их активность в медиа выше, создаваемые ими сообщества работают эффективнее. При этом, конечно, система расчетов подразумевает наличие сдержек и противовесов на уровне коэффициентов. 

- Само исследование уже несколько раз доказывало, что допускает попадание представителей управленческого класса районного уровня на самые высокие позиции рейтинга медиаэффективности. Случалось даже, что руководители муниципалитетов доминировали в «зеленой зоне» сводной таблицы, - акцентирует внимание Глухов. 

Очевидно и то, что сегодня исследование «ПромРейтинга» представляет собой актуальную информацию по карте Татарстана, где чиновники слабее всего ведут свою работу в соцсетях и в целом в медиаполе. Этими брешами смогут воспользоваться различные политтехнологи и другие участники предвыборной кампании. Обнажение точек напряжения в районах может мобилизовать протестные настроения. Чтобы этого не произошло, и требуется постоянная работа с информационной средой.

Понравился материал? Поделись в соцсетях
20 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Рашит
Менделеевск молодец
1
0
Ответить

Серега
Ну со многими позициями согласен. Метшин да. Фаттахов да. Прокурор да. МЧС да. Остальные так себе
0
0
Ответить

Андрей
Соцсети сейчас это прямой разговор населения и власти без участия армии клерков
0
0
Ответить

Жинэм
@Андрей А толку то
0
0
Ответить

Сомов
Верхний Услон впереди планеты всей! Так держать
0
0
Ответить

Оленька
По разному можно относиться к этому. Но логика определенная в этом есть. Только вот придают ли значение этому сами чиновники? Если на первых местах одни и те же. А сзади тоже одни и те же
1
0
Ответить

Ильфат
Метшинлар беренче урыннарда, булдыралар
0
0
Ответить

Мимо проходил
Что значит груничев транслирует непопулярные решения??? А тарифы не он разве поднимает? В той же Самаре или Ульяновске портят за автобус 25 и 20 23 рубля!!! Там же значит не транслируют непопулярные решения,так? Всё понятно ! Опять пытаетесь обяъснить повышение цен!!!!
1
0
Ответить

Знаток
@Мимо проходил У Груничева проблемы с межличностной коммуникацией! Срочно на тренинг по развитию навыков и компетенций!
1
0
Ответить

Айрат
Главы районов судя по рейтингу не знают даже значения слова медиаактивность
1
0
Ответить

Роберт
@Айрат Понятно у мэра какая служба и какая служба у главы районов
2
0
Ответить

Оттого фон
@Роберт А Чершинцеву кто мешал того пацана навестить в больнице сразу и семье помочь??? Он же до последнего тянул думал что дядя придет и сделает за него всё
1
0
Ответить

Не глава
Главам всё пофиг
1
0
Ответить

Ютаза
Ещё бы советы давали как и что делать
0
0
Ответить

Панфилова
Не соглашусь с Большаковым. Иногда в района что то происходит и об этом снимает Первый канал. Вопрос в том надо ли это самому району. Ответ отрицательный. Какой kpi перед районом стоит. Какие задачи ставят ему? Если повысить надои,нафиг ему этот интернет?
1
0
Ответить

На своем месте
Магдеев красава
0
0
Ответить

Козлов В.А.
Дома у себя они пусть доминируют
0
0
Ответить

Мирон
Похоже перед выборами снова что-то затевается
0
0
Ответить

Тукай
Сказал будем договариваться и забыл. Слова и дела не должны идти разной дорогой, уважаемый глава. Народ - не дети, в чудеса не верит, все видит и понимает.
0
0
Ответить

Горожанин
Камаев реально топит район, зачем ему это? Люди воют уже от бесчинства...Видно хотят усмирить народ, загнать в крепостных снова
2
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite