«Христиане и мусульмане России дали миру пока что недооцененный пример сотрудничества и взаимодействия, толерантности и взаимопонимания»

Более 500 лет между татарами и русскими в Поволжье выстраивались крепкие дружеские взаимоотношения. Как при Золотой Орде цвело православие, так и при Российской империи ислам татар получал силу для развития и распространения, заявил на днях в Казани один из иерархов РПЦ митрополит Илларион

Митрополит Илларион

Ильнур Ярхамов — Казань

Об исторически аргументированном опыте добрососедских отношений между русскими и татарами, православными и мусульманами в России и в Поволжье рассказал на днях в Казани председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата и митрополит Волоколамский Иларион

По его словам, более 500 лет между татарами и русскими в Поволжье выстраивались крепкие дружеские взаимоотношения. Как при Золотой Орде цвело православие, так и при Российской империи ислам татар получал силу для развития и распространения.

С докладом об этом митрополит выступил на пленарном заседании Всероссийской научно-практической конференции «Цивилизационный выбор народов России» в Казанском федеральном университете.

KazanFirst приводит доклад в сокращённом виде.

«Христиане и мусульмане России дали миру пока что недооцененный пример сотрудничества и взаимодействия, толерантности и взаимопонимания»

Митрополит Иларион: Вместе с православием в конфигурацию взаимодействующих духовных сил России входит и ислам. Его также можно считать традиционно российской религией.

В России ислам как и православие — фактор формирования менталитета народов. Например, ислам значительно расширил свое присутствие с увеличением территорий России и включением в его состав Поволжья, Приуралья, Сибири, Крыма, Кавказа, где проживают народы, исторически исповедующие ислам.

По мнению этнографа Льва Гумилева и казахского писателя Олжаса Сулейменова, совместное проживание в одном государстве на протяжении нескольких веков христианизированных славян и инорелигиозных тюрков неразрывно привязало их друг к другу. Так что тюркско-славянские контакты стали частным проявлением более широкого феномена — межцивилизационного христиано-мусульманского взаимодействия и создания гармонично существующего многонационального и мультирелигиозного государства.

Уникальность России — она возникла и веками развивалась как государство, где постоянно шел процесс взаимного привыкания, проникновения, смешивания народов на семейном, дружеском, служебном уровнях.

«Христиане и мусульмане России дали миру пока что недооцененный пример сотрудничества и взаимодействия, толерантности и взаимопонимания»

Она стала родиной многих этносов, не желающих оказаться в «плавильном котле» и потерять уникальные культурные и духовные ценности.

Русские не игнорировали голоса других братских народов, наоборот, они обладали «всемирной отзывчивостью». По определению писателя Федора Достоевского, сохраняли, оберегали и помогали развиваться их языкам, религии и традициям. Потому и существует Россия — как единый народный организм — более тысячи лет. В нашем государстве никогда не было межрелигиозных войн и серьезных конфликтов на религиозной почве.

Сегодня есть силы, заинтересованные в разжигании межрелигиозной розни, создании очагов нестабильности. Для этого широко используются современные информационные технологии, соцсети и различные методы «промывки мозгов».

Задача светского государства — не отгородиться от религии, а оценить потенциал присутствующих в нем вероисповеданий, создать условия для естественного поступательного развития, чтобы радикализм, встречаемый на обочинах различных религиозных движений, не имел почвы для своего развития. В этом заключается общая задача и религиозных лидеров.

Православные христиане и мусульмане в России дали миру пока что недооцененный пример сотрудничества и взаимодействия, толерантности и взаимопонимания. Потому что российский ислам не был ни гонимым, ни притесняемым. Он был просто российским.

Государство устанавливало правила общежития, основанные на уважении к исламу, но это уважение было обусловлено схожими религиозными ценностями и лояльностью к России. Более того в российском государстве ислам всегда соотносился с русской многонациональной культурой.

С периода Волжской Булгарии начинается не просто распространение ислама на территориях, находящихся в составе России, но выявление и наращивание потенциала мусульманской культуры. Между древнерусскими землями и исламским миром существовали прочные контакты. Их стимулировала широкая практика торговых связей и спорадических дипломатических отношений между окраинами Халифата и Русью.

«Христиане и мусульмане России дали миру пока что недооцененный пример сотрудничества и взаимодействия, толерантности и взаимопонимания»

Особое внимание — ордынский период отечественной истории. Агрессия монголов принесла жестокие страдания русскому народу. Однако, согласно Гумилеву и ряду других ученых, все сводить только к «игу» — заблуждение.

Между Северо-Восточной Русью (будущим ядром России) и Золотой Ордой были разного рода связи, в том числе торгово-экономические. Утверждение ислама как господствующей религии в Золотой Орде в начале 14 века в правление хана Узбека не помешало Руси сохранить свою религиозную самостоятельность.

Напротив, в 16 веке православные, жившие на католически-протестантском Западе, быстро становились униатами, теряя в конечном итоге веру и культуру. Так же и мусульмане: после реконкисты на Пиренейском полуострове в 16 веке их практически не осталось.
«Христиане и мусульмане России дали миру пока что недооцененный пример сотрудничества и взаимодействия, толерантности и взаимопонимания»В средневековой Руси славяне были склонны более к Востоку, чем к Западу. Это просматривается в действиях великого князя Александра Невского, предпочитавшего союз с Ордой преклонению перед Западом, в поддержке его тогдашним главой Русской Церкви митрополитом Киевским Кириллом II.

С 14 века на службу к русским князьям переходило немало знатных татар. Из них формировались особые полки татар-мусульман, участвовавших на стороне Москвы в многочисленных войнах, которые вело со своими противниками Московское государство. А после присоединения Поволжья в 16 столетии его жителям дали настолько широкие права в исповедании ислама, что казанские татары, спустя всего 50 лет после включения их территорий во владения русских царей, встали на защиту Москвы в момент Смуты. Тогда казалось, что российскому государству пришел конец.

Казанские татары составили значительную часть ополчения Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина и помогли выгнать польских интервентов из Кремля.

Символом христианско-мусульманского союза стало просуществовавшее до 1681 года Касимовское царство — удельное княжество для татарских ханов, переходивших на службу Москве. Некоторые касимовские цари и царевичи играли видную роль в политической жизни русского государства. Так, например, касимовский хан Саин-Булат (Симеон Бекбулатович) сын Бек-Булат султана, правнук Ахмат-хана, правившего Большой Ордой, вместе с отцом перешёл на службу к русскому царю Ивану Грозному, участвовал в Ливонских походах 1570-х годов, а в годы опричнины был даже провозглашен великим князем всея Руси и венчан на царство (1575-1576).
«Христиане и мусульмане России дали миру пока что недооцененный пример сотрудничества и взаимодействия, толерантности и взаимопонимания»
Важной стороной жизни мусульманской знати была служба в русской армии. Сражавшимся за русского царя мусульманским воинам вместо «православных» георгиевских орденов святого Победоносца вручались специально изобретенные «заменители» этого знака христианского великомученика. На всех георгиевских орденах, которые жаловались мусульманам, вместо изображения христианского святого был начертан герб Российской империи — двуглавый орел.

К 80-м годам 18 века российское правительство, заявив о покровительстве исламу в стране, провело ряд реформ по созданию территориальных управлений (муфтиятов) в Крыму и Казани. Начали печатать за госсчет Коран. Было назначено официальное содержание исламскому духовенству — имамам и муэдзинам в мечетях.

Одна из первоочередных задач, стоящих перед нашими вероисповеданиями — вместе противостоять попыткам разжигания межрелигиозных конфликтов и дестабилизации нашего общества. Повторю слова, сказанные Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом: «Самой большой опасностью является радикализация среди религиозных общин. Нам всегда нужно быть очень осторожными, когда кто-то, будь то религиозный или тем более политический деятель, настаивает на радикализации той или иной национальной позиции».

Важным механизмом межрелигиозного диалога является межрелигиозный совет России, действующий уже более 15 лет. Религиозными лидерами стран был также создан Межрелигиозный совет СНГ. Этими органами мы стремимся совместно противостоять различным вызовам современности, демонстрировать положительный опыт мирного сосуществования и взаимодействия всех традиционных религий России.

1000-летняя память равноапостольного князя Владимира несет в себе средоточие смыслов и дает пищу для размышлений, для начертания перспектив и выстраивания планов, для анализа и оценки пройденного. Мне видится еще одна задача нашего диалога, кроме противостояния межрелигиозным конфликтам и совместного ответа на вызовы секулярного мира — возможность выступить патриотами своей Родины.

Пример такого патриотизма — петербуржец Гумилев, чей памятник стоит в самом центре Казани с высеченными на нем словами: «Я, русский человек, всю жизнь защищаю татар от клеветы». Гумилев всей своей эрудицией и логикой противостоял попыткам политиков и историков принижать роль татарского народа в мироустройстве на евразийской земле и стремлению противопоставлять татар русским.

Еще один пример — строчки знаменитого татарского, а значит и российского поэта Габдуллы Тукая: «С народом России мы песни певали, есть общее в нашем быту и морали… Вовеки нельзя нашу дружбу разбить, нанизаны мы на единую нить».

Понравился материал? Поделись в соцсетях
8 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Айнур
Пустой доклад, в духе кота Леопольда «давайте жить дружно», банальные вещи сказал
0
0
Ответить

Руслан
Хороший исторический экскурс, мне понравилось.
0
0
Ответить

Евгений
Глазам своим не могу поверить, что это читает православный иерарх.
0
0
Ответить

Историк
Очень содержательный доклад получился, впервые узнал о медалях-заменителях Победоносцева
0
0
Ответить

Татарин
Наконец начали в открытую признаваться, что не было никакого «татарского ига», что реально при Золотой Орде русским жилось хорошо и безопасно. А то напридумывали, блин, страшную байку, которой всех пугают.
0
0
Ответить

Минзема Кокугина
Если в Татарстане озаботились такой очень важной темой, то не всякие заумные научные конференции нужно проводить, а фильмы снимать, чтоб до простого народа идеи эти довести.
0
0
Ответить

левй
патриарх несколько лукавит. Да правильно в Золотой Орде православная церковь вообще не преследовалась, скорее наоброт была освобождена от податей, а сами ханы открыто способствовали строительству церквей (было много церквей в стлице Орды — Сарае Бату), защищали ее интересы перед князьями. Зато потом РПЦ «отблагодарила» по полной: по наускиванию митрополита Макария была завоевана Казанское ханство, были разрушены мечети Казани, Булгара и других городов, а из их камней построили соборы. Татары, как и другие народы Урало-Поволжья активно подвергались насильственной христианизации, татар отселили за 50 км. зону от крупных рек и важнейших дорог. Государвто выделяло деньги только на церковно-приходские школы, что бы ассимилировать татар, не разрешали строить долгое время мечети, даже на частные пожертвования. Так что все это чушь. Единственное верно — татары не злопамятны, поэтому многое простили.
0
0
Ответить

Ринат
Прочтите хотя бы разрешённую историю о жизни татар и других инородцев в Российской империи и сравните с прочитанной статьёй. Изучайте ИСТОРИЮ.
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite