«Пусть Магдеев сам так попробует на работу добраться»

Жители Челнов переживают транспортную «деградацию». Горожане во всем винят мэра города и требуют его отставки.

«Возвращаемся к схеме 2014 года», «приносим извинения за неудобства», «переживать не нужно». Примерно такими фразами успокаивали жителей Челнов представители администрации, оправдываясь в провале пятилетней транспортной реформы. И как следствие - в необходимости убрать с улиц и вернуть лизинговой компании КАМАЗ 190 автобусов большой вместимости.


Наша справка

Транспортная реформа автограда была инициирована в 2014 году с подачи нынешнего мэра Челнов Наиля Магдеева, который тогда занимал пост руководителя исполкома. Город закупил у КАМАЗа 190 газомоторных НЕФАЗов большой вместимости. Сумма сделки, по разным оценкам, составила от 1,1 до 1,4 млрд рублей. Для реализации проекта было создано отдельное муниципальное предприятие «Электротранспорт», разработана новая маршрутная сеть.

Муниципальный перевозчик по итогам конкурса получил шесть маршрутов, еще 11 обеспечивала автобусами малой вместимости компания депутата горсовета Челнов Николая Тятюшкина «Пассажирские перевозки». В 2017 году стало известно, что «Электротранспорт» задолжал 365 млн рублей по лизинговым платежам. Выплаты субсидировали из бюджета. Но к концу 2019 года долг достиг 700 млн рублей, после чего КАМАЗ через суд добился возврата автобусов своей лизинговой компании.


По словам чиновников, проблем с транспортом у жителей автограда не возникнет. Дескать, на маршруты вместо больших автобусов выйдут микро. А власти в «максимально короткие сроки» попытаются исправить ситуацию.

Возможно, из окна личного (или служебного) автомобиля или пассажирского кресла такси все действительно выглядит не слишком критично. Но чтобы прочувствовать все блага и удобства транспортной «реформы» на себе, журналист KazanFirst решил проехаться по городу в «горячо любимых» многими горожанами «газельках».

Отправной точкой маршрута стала остановка «Проспект Залесный» в 65-м микрорайоне. В начале восьмого утра здесь уже порядочно народу: школьники с пухлыми ранцами понуро тянут по земле мешки со сменной обувью; сонные горожане пытаются спрятаться в небольшой остановке от ветра и снега; трехлетний малыш клюет носом в санках.

Первая маршрутка приходит довольно быстро (да и в целом, по наблюдениям, интервал движения составляет 7-10 минут), мгновенно заполняется и уезжает, забрав 5-6 человек. Остальные продолжают ждать, не желая забираться в переполненный автобус (в 65-й комплекс «газельки» приезжают тоже далеко не пустыми). До 7:30 сохранялась довольно спокойная обстановка, но затем начался настоящий хаос.

Челнинцы продолжают прибывать и прибывать, при этом многие торопятся - скоро начнется рабочий день, к опозданиям начальники относятся достаточно строго. На остановке настоящая толпа. При этом маршрутки подъезжают уже забитые - дверь открывается, а перед тобой чьи-то спины. Особо рьяные подлетают к автобусам и буквально вдавливают себя внутрь.

Пропустив несколько таких «консервных банок на колесах», один из ожидающих решает плюнуть на все и отправиться до точки назначения пешком, заявив, что «за такой сервис и 22 рубля жалко».

Мамочка с малышом и санками заметно нервничает, затем спрашивает, давно ли был большой автобус. Узнав, что ждать такого чуда сегодня не стоит, пару раз пробует пробиться в «газельку», пытаясь разжалобить сердца пассажиров историей об опоздании в поликлинику. После того как один из автобусов вовсе пролетел мимо, горожанка решительно достала смартфон и начала набирать номер такси, вполголоса объясняя сынишке (и себе), что нервы стоят дороже.

Чуть поработав локтями (по-другому никак), пробираемся в один из автобусов, следующий по проспекту Мира. Свободных мест, понятное дело, нет: все кресла заняты, в проходе собралось еще человек 8-10. 

Пожилая женщина отчитывает школьника - парнишка пытался встать поудобнее, но едва не врезал рюкзаком с изображением «Мстителей» ей по лицу. Продолжает «развлекать» горожан и водитель: то резко перестроится из ряда в ряд, то подрежет конкурента на остановке, то, наоборот, плетется на скорости в 40 км/ч (чтобы на следующей остановке накопилось больше людей, хотя место для них осталось только на крыше).

Финальным аккордом поездки стал тучный мужчина, сидящий в самом конце салона и неожиданно вспомнивший, что ему «выходить на следующей» (что неудивительно: увидеть что-то снаружи автомобиля невозможно из-за изморози на окнах). Взревев «Останови», горожанин, как раненый лев, бросился вперед, широкими плечами вдавливая пассажиров в стены. Устроив порядочный переполох, он все же выбрался на улицу.

- Пусть мэр сам так попробует утром на работу добраться, - ворчит, приводя себя в порядок после пережитого, одна из пассажирок.

Выходим на «Студенческой». Час пик уже прошел, но на остановке все еще достаточно много народу. Маршрутки здесь менее полные, впрочем, движение автобусов вызывает неподдельный страх. Автомобили выстраиваются по 3-4 в ряд, пытаются вклиниться друг между другом, подрезают, стартуют из остановочного кармана сразу на среднюю полосу, захлопывают двери прямо перед лицами пассажиров. В общем и целом - ничего удивительного, автоград рухнул в плане транспорта на пять (минимум) лет назад.

Однако проблема сейчас стала гораздо глубже, чем раньше. За последние несколько лет в Челнах появилось (или сильно разрослось) несколько крупных жилых микрорайонов. Это и Замелекесье, и Яшьлек, и 63-й комплекс. Здесь живет много молодых семей с детьми, чем власти крайне любят щеголять - вот как в городе замечательно с демографией. Но подобная транспортная «деградация» фактически отрезает эти районы от других частей города, так как с колясками или санками забраться в маршрутку чисто физически если не невозможно, то крайне проблематично. В более старых частях города спасением может стать трамвай (хотя и там придется попотеть, затаскивая ребенка и его «транспортное средство» по высоченным ступеням). Однако во многих комплексах фактически осталось два способа передвижения - здоровый и дешевый, но утомительный (пешком) и дорогой, не очень дешевый и комфортный (такси).

К слову, горожане уже завалили паблик администрации Челнов жалобами на сложившуюся ситуацию. Похоже, что аналогичная описанной обстановка складывается по всему городу.

«Расскажите, пожалуйста, каким образом сейчас добираться мамам с маленькими детьми в колясках и людям с ограниченными возможностями до больниц?», - вопрошает Анастасия Ревика.

Ответа от администрации нет.

«Если уж нас лишили больших автобусов и адекватных водителей, берите на контроль «газелистов», управы на них нет! Сегодня ребёнок упал на ступеньках, водитель закрыл перед ним дверь и уехал, потому что был очень занят разговором по видеосвязи. Он даже не заметил, что происходит», - рассказала Светлана Похожай

Ответ: для выяснения обстоятельств нужны факты: время, место, номер автобуса и маршрута.

«Почему вы убрали автобусы? Сегодня стояла 30 минут на остановке «Ипподром» и ждала 26-й маршрут. На улице не май месяц. Хорошо, что вышла за час до работы. О молодых мамах думали? Как им ездить с колясками или инвалидам?», - продолжает Алена Сергеева.

Ответ: просьба уточнить остановку и время, чтобы проверили через ГЛОНАСС; автобусы не убраны, курсируют маршрутки.

«Уважаемый мэр города! Вы отменили большие автобусы, а что делать теперь простому народу? Они не могут позволить себе индивидуальное авто. И приходится им по полчаса ждать маршрутку, чтобы как-нибудь залезть в эту маршрутку и дальше ехать, как килька в консервной банке. Попробуйте сами поездить так», - пишет анонимный автор в одном из городских пабликов.

Апогеем стала петиция от горожанки Регины Нестеровой на имя президента России Владимира Путина.

«У нас сняли все автобусы с маршрутов! А вместо автобусов пустили маршрутные микроавтобусы! Все бы ничего! Но инвалиды и мамы с колясками как???!!! В таких автобусах нет условий для этого! Сегодня на моих глазах водитель микроавтобуса 26 не посадил мамочку с коляской! Он сказал, что для коляски мест нет! Обращаюсь сразу к вам, так как в нашу мэрию Набережных Челнов обращаться бесполезно! Они не решат эту проблему», - пишет автор обращения.

На момент публикации поддержали инициативу более 2 тысяч человек.

Понравился материал? Поделись в соцсетях
9 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Гульназ
Дискриминанта по весу человека идёт! Это аморально.
3
1
Ответить

Аааа
А сам мэр на чем ездиет?
2
0
Ответить

Алинка
Всё разрушил этот магдеев ваш. Давайте другого
3
0
Ответить

гражданин
@Алинка вы вспомните как ездили до магдеева как куролесили арбы как не выполняли предписания служб гибдд европейские форматы и сугробы уйдет мадеев зарастете как забытом ауле позорники кто пишет оскорбления про работу магдеева
3
3
Ответить

Миляуша Рахимовна
Хороший хозяйственник и эффективный менеджер. Ага. Пусть дома у себя женой командует
4
0
Ответить

Клава
Да ничего он пробывать не будет, он когда последний раз на улице то пешком ходил
2
0
Ответить

Кот Матвей
Микроавтобусы это не общественный муниципальный транспорт. В администрации этого видимо не знают позорники
2
0
Ответить

Радик
Магдеев пусть едет обратно. Всё, показал свои способности
2
0
Ответить

Имаева Надежда
Спасибо журналистам сайта, за подробное освещение транспортной проблемы Набережных Челнов и объективную оценку происходящего.
6
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite