Выборы-2020: кого избирать татарстанцам осенью

В сентябре в республике, помимо президентских, также пройдут выборы депутатов представительных органов власти муниципальных образований. Это те, кто и представляет интересы людей во власти.

Муниципальные выборы проводятся раз в пять лет в соответствии со 131-м Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В Татарстане это будет уже четвёртая избирательная кампания начиная с 2005 года. Ближайшей осенью предстоит сформировать 956 советов городских и сельских поселений, избрав в совокупности около 7700 депутатов. 

Выборы в органы местного самоуправления отличаются определёнными особенностями. 

Во-первых, только на этих выборах избирательное законодательство допускает безальтернативное голосование, то есть при наличии лишь одного кандидата. Безальтернативные выборы формально считаются менее демократическими, так как само понятие выбора предполагает наличие альтернативного кандидата. Однако во многих сельских поселениях реально обеспечить альтернативность не представляется возможным. Выборы - дело добровольное. А желающих бороться за депутатский мандат на селе среди самих сельчан не так много. Именно по этой причине среди сельских депутатов иногда можно встретить политически активных горожан, для которых обкатка на сельских выборах - первая ступень в их политической карьере. 

Во-вторых, в наиболее крупных городах Татарстана - Казани, Набережных Челнах, Нижнекамске и Альметьевске выборы в представительные органы проходят по смешанной системе. То есть часть мандатов распределяется путём голосования в одномандатных округах, часть - по партийным спискам. Именно по этой причине активность политических партий в этих городах наиболее высока. 

В Татарстане традиционно в муниципальных выборах принимают участие не более 10 партий. В предстоящей кампании можно прогнозировать выдвижение кандидатов от «Единой России», КПРФ, «Справедливой России», ЛДПР,  Партии Роста, «Коммунистов России», Российской партии пенсионеров, «Родины» и «Яблока». Впрочем, не исключено участие ещё одной–двух партий. Однако их активность будет различной. 

Количество мандатов по республике настолько велико (7700), что даже «единороссам» не удаётся полностью закрыть своими выдвиженцами всю республику. Так что часть мандатов окажется в руках самовыдвиженцев. Активность оппозиции концентрируется преимущественно в крупных городах, хотя и неравномерно. Впрочем, депутатов от КПРФ, «эсеров», ЛДПР и «Коммунистов России» также можно встретить во многих сельских советах.     

В-третьих, в отличие от выборов в Государственную думу и Государственный совет РТ, в муниципальных выборах своих кандидатов могут выдвигать и республиканские общественные объединения. Речь в первую очередь идёт о движении «Татарстан - новый век» (ТНВ), лидером которого является Фарид Мухаметшин. Естественно, ТНВ выступает в качестве союзника «единороссов».

Многие задаются вопросом относительно природы взаимоотношений между «Единой Россией» и ТНВ. Считается, что само участие ТНВ в выборах носит искусственный характер, так как на местах де-факто это движение существует только на бумаге. И эту точку зрения можно признать обоснованной, если принять во внимание, что повышенная активность ТНВ в период муниципальных выборов никак не согласуется с его фактически «мёртвым» существованием в межвыборный период (эпизодическое проведение заседаний руководящего органа - политсовета ТНВ - не в счёт). При этом, однако, следует принимать в расчёт одно обстоятельство. 

Исторически движение ТНВ, созданное в 1999 году, объединяло в своих рядах людей, ориентированных на ценности суверенитета Татарстана. И в этом смысле движение на начальном этапе отчасти оппонировало «Единой России», которая с самого начала позиционировалась как партия российских государственников. Конечно, это оппонирование осуществлялось в разумных пределах и не переходило в стадию открытого политического противоборства. Тем не менее в 2000-е годы в программных установках ТНВ и «Единой России» идеологические расхождения были весьма заметными. И лишь путинская унификация политического пространства, реформа партийной системы, а также формирование единой вертикали власти сделали эти расхождения формальными. Так что в настоящее время движение ТНВ не играет значимой политической роли, выполняя в основном техническую функцию на муниципальных выборах.

Ещё одна особенность местных выборов в Республике Татарстан - это отсутствие процедуры прямых выборов глав муниципальных образований. Оппозиция обвиняет власть республики в том, что она преднамеренно избегает прямых выборов глав из-за опасений проигрыша. Данный аргумент можно было бы принять во внимание, если бы татарстанская оппозиция была способна составить реальную конкуренцию выдвиженцам власти. Основной мотив всё-таки лежит в иной плоскости. 

Для руководства Татарстана со времён президентства Минтимера Шаймиева было принципиально иметь единую вертикаль власти с целью сохранения управляемости республики. Именно поэтому вплоть до 2005 года главы городов и районов назначались президентом Татарстана. Более того, до начала 2000-х годов эти должностные лица заседали в Госсовете РТ в качестве депутатов. С точки зрения федерального законодательства это был нонсенс - нарушение провозглашённого Конституцией РФ принципа разделения властей. Поэтому в ходе кампании по приведению законодательства Татарстана в соответствие с федеральными нормами главы сначала были лишены депутатского мандата, а позже выведены из системы органов государственной власти на муниципальный уровень. С этого момента они перестали назначаться сверху и перешли в категорию выборных должностей. 

Кстати, сейчас уже забылось, но в начале 2000-х годов активную роль в деле приведения татарстанского законодательства к федеральным нормам сыграл Кафиль Амиров, прокурор республики тех лет. Позже, правда, он заявлял о своём сожалении по этому поводу, но, находясь в должности руководителя надзорного ведомства, чётко выполнял указания федерального центра.

С 2005 года в Татарстане существует двухуровневая система муниципальных представительных органов власти. Сначала посредством прямых выборов формируются советы сельских и городских поселений. Затем члены такого совета избирают из своего состава по одному представителю на вышестоящий уровень - в состав совета муниципального района. И именно из числа депутатов районного совета уже избирается глава района. В Казани и Набережных Челнах, имеющих статус городских округов, действует более упрощённая схема. Здесь сначала избираются депутаты Казгордумы и горсовета автограда, а уже затем на первом заседании они из своего круга избирают мэра города. 


Автор материала: Николай Бородин


Понравился материал? Поделись в соцсетях
16 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Итак сойдет
А что не написали кого избирать то
1
0
Ответить

Рамис
Во власти интересы людей уже давно никто не представляет
2
0
Ответить

Бэга
@Рамис Эт точно
0
0
Ответить

Альберт
Было бы из кого выбирать
2
0
Ответить

Горский
Ой да когда ТНВ кому оппонировало, не смешите уж. Им деньги показали они сразу все о суверенитете забыли
2
0
Ответить

Политолог
Местное самоуправление нужно развивать - эт основа любой нормальной демократии
3
0
Ответить

Мага
@Политолог Хорошо что есть люди которые это понимают
0
0
Ответить

Наблюдатель
Всем нужно идти на выборы! Иначе за вас проголосуют!
1
0
Ответить

Тумблер
@Наблюдатель ДА и пускай! От нас один шиш ничего не зависит
0
1
Ответить

Яшин
Нужно партийно многообразие, все старые партии уже себя давно дискреитировали
1
0
Ответить

Знаменатель
Нормальные люди во власть не идут в нашей стране
1
1
Ответить

Ять
@Знаменатель Спорное утверждение, есть и хорошие
1
0
Ответить

Руфик
@Ять Только потом плохие становятся
0
0
Ответить

Анна
Так в районах часто один бай - и есть одинединственный кандидат. откуда уж взяться другим, себе дороже
1
0
Ответить

Патриот колонии
ЕР партия жуликов и воров! Хватит травить наших деток ради вашего нафса, чертовы рабы иуды! Во имя Аллаха и чести наших отцов! Как же вы задолбали, недоумки!(((
1
0
Ответить

Надежда Казанская
Интересно, с правовой точки зрения выдвижение Минниханова на третий срок - это нарушение Конституции РТ (2 года), но б этом не говорят, а вдалбливают в мозги, что у него нет альтернативы.
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite