Татарстан разработал федеральный закон для беспилотников

Депутаты Госсовета составили проект будущего документа, который будет регламентировать передвижение «умных машин» на дорогах страны. 

Татарстан является одним из участников эксперимента, где на дорогах общего пользования испытывают беспилотники. Предприятия активно занимаются внедрением новых технологий в машины, готовятся к переходу на электротранспорт, но республику, как и страну в целом, тормозит законодательная база, которой по факту нет.

К 2050 году мир пересядет на электротранспорт

Комитет Госсовета Татарстана по экономике, инвестициям и предпринимательству накануне обсудил развитие беспилотного транспорта в Татарстане. Руководитель IТ-отдела АНО «Фонд развития города «Иннополис» Станислав Ефимов рассказал о проекте «Яндекса» по беспилотному такси. Он отметил, что проект успешно реализуется с августа 2018 года. Компания тестирует свои машины в России, Израиле и теперь в США. «Яндекс» хочет перейти к коммерческому использованию беспилотного такси и строит другие планы на будущее, но реализовать их не позволяет законодательная база.

В свою очередь заместитель директора по развитию по инновационным продуктам ПАО «КАМАЗ» Фирдаус Кабиров отметил, что предприятие 10 лет занимается разработкой беспилотного транспорта и различных технологий. Он представил ряд новых моделей авто: грузовой электромобиль, пассажирский электробус, гибридный грузовик, энергоэффективный тягач КАМАЗ-2020, а также грузовики с системами автономного движения. 

- Все направления работы в итоге должны привести к качественным изменениям. Выбросы вредных веществ мы должны довести до нуля, а это возможно только на электроавтомобилях. Стремимся к тому, чтобы количество ДТП и смертность на дорогах тоже дошли до нуля, а это можно сделать только при помощи автоматизированных систем, чтобы уменьшился человеческий фактор, - считает Кабиров.

Также замдиректора добавил, что внедрение беспилотного транспорта позволит снизить эксплуатационные затраты в два-три раза, обеспечит рост пропускной способности дорог в три-четыре раза и скорости перемещения людей и товаров в три раза. По его словам, международные предприятия активно осваивают рынок беспилотного транспорта, поэтому уже к 2050 году люди перейдут на электроавтомобили. «КАМАЗ» старается не отставать от трендов. Он сотрудничает с различными институтами: КФУ, НАМИ, МАДИ, МГТУ имени Баумана. 

- Для их применения в ближайшее время отсутствуют условия и соответствующая законодательная база, тем не менее, наши наработки можно использовать внутри заводской логистики. Мы под эгидой НАМИ (Научный автомоторный институт. - Ред.) создали межотраслевую рабочую группу, где обсуждаем вводимые за рубежом на законодательном уровне технические регламенты, - говорит Кабиров. 

Нет единой интеграции всех технологий

О том, что страна остро нуждается в законодательной базе, рассказал и директор ГБУ «Безопасность дорожного движения» Рифкат Минниханов. По его словам, в республике внедрены различные «умные» технологии для транспорта и наблюдения за дорожной ситуацией, но все разрозненно, нет единой интеграции. А Россия сильно отстает по законодательной базе от Европы.

- На Западе сегодня более 350 нормативно-правовых и нормативно-технических документов, более 10 крупнейших научно-производственных объединений, более 20 реализованных проектов по беспилотному транспорту, - перечисляет Минниханов. - К сожалению, в России сегодня отставание в области нормативно-правовых актов и нормативно-технических документов более чем в 10 раз. Если на годы переводить, это 10-15 лет.

Затем директор добавил, что отсутствует и единый орган, который бы контролировал развитие инновационных технологий. В зависимости от сферы применения этим занимаются ряд министерств, хотя суть работы одна и та же.

Члены Комитета поддержали, что предприятиям нужно объединить усилия для развития российского беспилотного транспорта, и перешли к обсуждению законодательной инициативы.

- Председатель Госдумы Вячеслав Володин убедительно просил Фарида Мухаметшина (председателя Госсовета РТ. - Ред.) изучить данный вопрос и внести в федеральный парламент предложение в виде законодательной инициативы с целью создания правовой базы для развития инновационных ТС, - сообщил председатель Комитета Лутфулла Шафигуллин.

Парламент республики начал прорабатывать вопрос и создал отдельную группу по подготовке проекта федерального закона. Ею руководит депутат Марат Галеев. Он отметил, что первый разработанный проект закона пока является рамочным. В нем обозначен ряд понятий и полномочия федерального центра, в рамках которых он должен выбрать единый контролирующий орган.

- Я согласен, что сейчас большой разнобой и координирующего органа нет. Это здорово тормозит. Более того, это будет означать пустую трату средств по разным направлениям. Могут быть и тупиковые ситуации, когда тратили-тратили по одной дорожке, а потом окажется, что это и не нужно, - отметил депутат.

Галеев уверен, что закон по беспилотникам важно принять вовремя, поскольку он станет стимулом к разработке других подзаконных нормативных актов. 

- Эксперимент по опытной эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования высокоавтоматизированных ТС должен завершиться в 2022 году. По его завершении будет приниматься принципиальное решение о внедрении инновационного транспорта. К этому времени нормативная база должна быть серьезно проработана, - заключил парламентарий.

Члены Комитета поддержали инициативу и включат данный вопрос в повестку заседания Госсовета Татарстана.

Понравился материал? Поделись в соцсетях
14 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Илон
Весь мир уже на электричках ездит, а мы только 2050 году. В 2050 КАРЛ!
0
0
Ответить

Гузель
Беспилотники есть в Иннополисе. Езжайте туда и катайтесь все желающие
0
0
Ответить

Иннополисянин
@Гузель В Иннополисе делать нечего!
1
0
Ответить

Имя или псевдоим
Посмотрю я на эти беспилотники в глухой тайге. Где ближайшая розетка в 400 км. А заправка из ведра 76-м бензином
0
0
Ответить

Инженер
@Имя или псевдоим К тому времени там будет беспилотный бортовой камаз на полном приводе и с независимой энергетической установкой. Ну и никто не говорит что электричество нельзя из ведра залить.))
0
0
Ответить

Глеб Су
Вы сперва пилотный сделайте нормальным! А потом уже про беспилотный будем думать! В Челнах до сих пор автобусов нет нормальных. 2020 год, если что! В Казани не пойми что происходит в автобусах. Трамваи вообще горят. На дорогах в Казани каждый день кто то разбивается вдребезги. Многие улицы в ямах, где не проехать. А мы оказывается инновационные технологии развиваем
1
0
Ответить

Айдар
Я катался на таком беспилотном камазе, прям киберпанк в действии
0
0
Ответить

Ветеран
Ага, пересядет. С нефтяной иглы на нефритовый жезл разработчиков американского ПО
0
0
Ответить

Не темляков
Тут автобусный омбудсмен Темляков из каждой щели кричит, что нельзя увольнять кондукторов и водителей. А здесь всех уволить и сократить издержки. С чего бы?
0
0
Ответить

Жлобин
@Не темляков Уже всем давно понятно про автобусы. Там очень много левого налика получается. и идет он мимо кассы. Многомиллионные суммы! Кто же добровольно откажется от такого?
0
0
Ответить

Россиянин
Ага ,пересядет он как же. У нас либо на бензе, либо на газу будут ездить, надо же будет кому то нефть сплавлять если весь мир на электрокары перейдет
0
0
Ответить

Владик
ОТ машин нужно полностью отказываться, наши люди не умеют ездить
0
0
Ответить

Глен
@Владик Есть доля правды, вон за этот месяц в одной Казани сколько в ДТП людей погибло, молодые парни разшиблись вмясо в столб врезались
0
0
Ответить

Еж
Лучше бы для людей нормальные законы писали
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite