Никто не застрахован
Возможность переуступки прав требований по ОСАГО сделала бессмысленным для автовладельцев обязательное страхование гражданской ответственности.
Юристы-мошенники пользуются несовершенством российского законодательства и отсуживают деньги у виновников дорожных аварий, выкупая права требования по ОСАГО у пострадавших в ДТП. Оказаться в суде сегодня может любой водитель: перерасчет по страховой выплате пострадавший в ДТП может сделать в течение трех лет с момента аварии.
Дмитрий Ефимов (имя изменено. - Ред.) стал виновником аварии в 2017 году. У него и у пострадавшего было оформлено ОСАГО - выплата по нему произошла в полном объеме и покрыла расходы на ремонт. Спустя два с половиной года на почту Дмитрия пришло уведомление о том, что на него подали в суд.
Компания ООО «ЛК Газинвестгрупп» перекупила права требования по ОСАГО и потребовала с него возмещения за убытки, понесенные при ремонте автомобиля.
- Суды Казани завалены исками от этой организации. Они звонят потерпевшим, говорят, что страховая не полностью им выплатила деньги, и предлагают за 5-7 тысяч переуступить право требования. Потом перерассчитывают ущерб с учетом рыночной стоимости, - рассказывает Дмитрий.

Собеседник нашел человека, который был пострадавшим в его ДТП. Тот рассказал, что представители ООО «ЛК Газинвестгрупп» предложили ему 5 000 рублей за переуступку прав. Мужчина согласился, полагая, что деньги в суде истребуют со страховой. Пострадавший даже согласился выступить в качестве свидетеля со стороны Дмитрия, заявив, что претензий к нему не имеет. Но с юридической точки зрения его слова не обладали ценностью - он отказался от прав на долг. Дмитрий проиграл суд и выплатил «ЛК Газинвестгрупп» 30 000 рублей, а также дополнительно оплатил все расходы на суд.
Сегодня 90% таких процессов проигрывается виновниками ДТП.
Наша справка
ООО «ЛК Газинвестгрупп», согласно выписке из ЕГРЮЛ, зарегистрировано в Казани в марте 2016 года. Компания занимается предоставлением «прочих финансовых услуг, кроме услуг по страхованию и пенсионному обеспечению». Уставный капитал ООО - 10 тысяч рублей. Его учредитель - Марина Иванова. «ЛК Газинвестгрупп» фигурирует как истец не менее чем в 345 судебных процессах в Татарстане, из которых 27% дел компания выиграла, 69% дел находятся в процессе. Общая сумма исковых требований по судам - 35,2 млн рублей.
Найти контакты «ЛК Газинвестгрупп» и связаться с Мариной Ивановой не удалось. По словам юристов, вероятно, это «обычный подставной человек».

- В 2014 году ввели единую методику оценки ущерба, чтобы было снижено количество споров со страховыми, - цена на деталь стала единой. Но те, кто работает в этой сфере, понимают: это было сделано для того, чтобы страховые компании по закону платили мало. Цены на запчасти были занижены, плюс ко всему учитывался износ. Страховые компании предположили, что выгоднее направлять машины в сервис, чтобы разногласий по суммам не оставалось. Но что в итоге? Сервис начал выставлять счета по реальным рыночным ценам, и тогда от этого отказались. И тут законодательство развязало страховым компаниям руки: появилась возможность истребовать с причинителя вреда разницу между выплатой, рассчитанной по единой методике, и потраченными на ремонт деньгами. А раз создалась такая практика, появились юридические фирмы, наживающиеся на этом, - объясняет схему автоюрист, который представляет интересы Дмитрия.
Этой лазейкой в законе активно пользуются, причем делают это одни и те же люди, которые просто открывают разные фирмы. Такая фирма работает год или два, потом открывается другая.
- Я думаю, здесь каким-то образом завязаны сотрудники ГИБДД. Очень часто происходит авария и откуда-то берутся так называемые аварийные комиссары, которые «мимо проезжали». Откуда они узнают об аварии, ведь пострадавшие успели только сотрудников ГИБДД вызвать? - задается вопросом автоюрист ФАР Владлен Копвиллем.
Эксперт объясняет, что на самом деле никаких аварийных комиссаров не существует. Когда-то они были и работали на страховые компании, но давно уже не функционируют.

Базы сливаются ежедневно. Пострадавших обзванивают, представляются не только «комиссарами», но и каким-нибудь «фондом по взысканию», а дальше дело техники. По такой же схеме в Казани в 2019 году действовал Зиннур Юсупов (на него было оформлено ООО «Единая служба аварийных комиссаров»), широко известный в «автомобильной юриспруденции». Юсупов заключал договора цессий от лица организации, а потом переуступал права сам себе и судился уже как физическое лицо. По словам участника рынка, сегодня счета Юсупова арестованы, а сам он «частный гость в следственном комитете».
Однако пока существуют лазейки в законодательстве, подобные фирмы так и будут всплывать.
- Страховые компании тоже навязывают услуги таких фирм. Чисто теоретически они могут выбивать до 300% от суммы реального ущерба. ОСАГО человека по большому счету не защищает, - говорит Копвиллем.
По данным Российского союза автостраховщиков, за девять месяцев 2019 года средняя выплата по ОСАГО в Республике Татарстан составила 62 964 рубля, тогда как такие посредники обычно платят за право требования с виновника 20-30 тысяч рублей.
- Формально нарушения законодательства в заключении договора цессии с потерпевшим в ДТП нет. Если виновник аварии застрахован по ОСАГО, потерпевший может отремонтировать автомобиль за счет страховой компании. Как правило, страховая выплата существенно больше, чем те суммы, которые платят недобросовестные посредники потерпевшим по договору уступки права требования, - говорит заместитель исполнительного директора РСА Сергей Ефремов.

Как отметил представитель Федерации автовладельцев России в РТ Рамиль Хайруллин, на данный момент не существует ни одной государственной страховой компании - все отданы в частные руки. Это, по сути, нонсенс. По его мнению, государственная страховая необходима и давно уже назрела. Если государство напрямую будет заниматься страхованием и контролировать рынок, то многих вопросов просто не возникнет. В том числе и вопросов переуступки прав, потому что играть с государством в такие игры будет сложно и чревато.