«Мы рады, что можем создавать условия для воспитания и обучения наших детей»

Рассказываем, как реализация национального проекта «Образование» улучшила жизнь казанской школы-интерната.

Завершился первый год реализации национальных проектов, на которые Татарстану направили огромную долю средств из федерального бюджета - 20 млрд рублей. В рамках национального проекта «Образование» учреждения Татарстана приняли участие в федеральном проекте «Современная школа». Среди них и казанская школа-интернат №4 для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Рассказываем, как изменилось учреждение и жизнь учеников и педагогов.

Немного о школе

Школа-интернат №4 больше 50 лет работает с особенными детьми. Сегодня тут обучается 191 ребенок от 7 до 21 года. В основном это дети с нарушением двигательного аппарата: почти 97% ребят с детским церебральным параличом (ДЦП). Порядка 30 человек - тяжелые дети, которые находятся в интернате только в сопровождении родителей, а 26 находятся на домашнем обучении. Лишь порядка 40 человек остаются в интернате до пятницы. 

Особенность школы в том, что каждый ребенок обучается по своему индивидуальному маршруту. Учеба начинается в 8:30 и заканчивается в 14:30, в начальной школе - в 13:00. Затем дети идут на лечебные процедуры, дополнительные занятия и кружки.

- Мы стараемся развивать ребенка в том направлении, в котором он может достичь наибольшего результата, - говорит директор школы-интерната Зульфия Габидуллина. - Бывает, что за год работы есть незначительные сдвиги, но это тоже результат.

Обучаются дети на втором этаже. Первый полностью медицинский. На нем расположены кабинеты физиотерапии, лечебной физической культуры, массажа, психолога и другие. 

- Мы оказываем детям амбулаторную помощь в рамках лицензированных видов: педиатрия, физиотерапия, массаж, лечебная физическая культура, неврология. Мы проводим курсовые лечения. Два раза в год они назначаются каждому ребенку индивидуально. Также оказываем курсовое медикаментозное лечение, - говорит заместитель директора по лечебной работе врач-педиатр Фидания Газизова.

Педагоги и воспитатели отмечают, что с каждым годом в интернат приходит все больше детей со множественными нарушениями. 

- Самое сложное то, что сейчас идут сложные дети. Они на колясках, их матери носят на руках. Они приходят и занимаются непосредственно на столе. То есть мы работаем руками, помогаем детям делать движения, которые они не могут выполнить самостоятельно, - говорит Татьяна Сидорова, инструктор по ЛФК. - Наша цель - поставить ребенка на ноги или хотя бы посадить.

С 1 сентября Сидорова занимается с тремя мальчиками. Она радуется, что есть хоть и маленький, но результат работы. Один мальчик научился ходить без помощи отца, а другие два стали выполнять движения, которые не получались ранее. 

Как изменился интернат 

В рамках участия в федеральном проекте «Современная школа» интернату выделили 4 млн 160 тысяч рублей на покупку оборудования в кабинеты допобразования, психолога, дефектолога, технологии и логопедов. А на 460 тысяч рублей во всех кабинетах сделали ремонт.

- Мы каждый день радуемся и работаем с новым оборудованием, - говорит директор. - Мы рады, что можем создавать условия для воспитания и обучения наших детей.

Габидуллина провела журналистам экскурсию по обновленной школе. Мы зашли в кабинет психолога, в котором появилась интерактивная песочница iSandBox. 

По словам педагога-психолога Наталии Поваровой, дети играют в игру «Вулкан», за счет чего у них формируется представление таламических чувств. А в кабинете логопеда появился интерактивный стол.

- Он намного упрощает занятия, - говорит учитель-логопед Лилия Махмутова. - Есть программы, с помощью которых высвечиваются задания, есть мультипликация. Ребенок сам выбирает задания и выполняет их. Детям интересно, а самостоятельность придает им уверенности. 

В кабинете технологии появились швейная мастерская и уголок для кулинарии. На уроках девочки шьют различные изделия, работают над проектами, а затем участвуют с ними в конкурсах и выставках. Каждый занят своим делом, поскольку и здесь работает индивидуальный подход.

После окончания занятий дети посещают музыкальный класс или, например, кружок по робототехнике. За месяц ребята собрали робота-собаку. Она умеет кивать головой, вставать на задние лапы и реагировать на разные команды. Ученики помладше, которые только начали увлекаться моделированием, собирают фигуры из конструкторов Lego по разным схемам.

Встреча с Эдуардом Асадовым и концерты Софии Ротару

Достижением школы является музей, который создала 37 лет назад учитель русского языка и литературы Генриетта Кобякова. На него не выделялись отдельные средства, но он достоин внимания. В музее хранятся документы об известных личностях со всего мира, которые такие же особенные, как и ученики интерната. Например, на стендах представлены 68 человек - это писатели, поэты, художники, участники Великой Отечественной войны, спортсмены, герои Татарстана, деятели культуры и искусства. 

- Человек или слепой, или на протезах, или без рук и ног достиг таких высот, о которых мы только мечтаем. Таких у меня 500 человек, - рассказывает Генриетта Лукинична. - Это все инвалиды первой и второй группы. Они живой пример для нас, что, если у нас что-то заболело, не нужно пищать и плакать. Они выжили, и мы должны выжить.

Учитель не просто преподает детям, а вдохновляет их, мотивирует и старается знакомить с разными людьми. Например, дважды она возила детей на концерт певицы Софии Ротару и несколько раз приглашала в школу поэта Эдуарда Асадова. На войне Асадов получил серьезное ранение - осколок снаряда попал на лицо, из-за него он стеснялся приходить к детям. Но Генриетта Лукинична была уверена, что ученики интерната смогут его понять.

- Он был настолько в восторге от нашего приема, что через пять лет позвонил и сказал, что снова хочет приехать к нам в интернат. Потом снова позвонил, - с улыбкой вспоминает она. - Наши дети понимают его, а с теми, кто учится в общеобразовательной школе, сложнее. 

«Учитель - это наставник»

К слову о сравнении интерната с обычными школами - учащиеся с ОВЗ так же сдают экзамены.

- Они сдают ЕГЭ. После окончания школы кто-то идет в среднее специальное заведение, но в основном дети идут в вузы. Настрой такой, что они хотят получить высшее образование. У детей есть свои цели, - акцентирует директор. - Несмотря на свои заболевания, они стараются и учатся хорошо. 

Живым примером того, как можно реализовать себя, для учеников является их собственный учитель истории и обществознания Герман Анисимов.

- Это интересное и необычное состояние: сначала ты прошел школьный путь в качестве ученика, а сейчас в качестве педагога. Мне легче понять, что чувствуют наши ученики. Я могу понять их проблемы бытового плана или по учебе. Дети подходят и спрашивают, как у нас все было в 90-е годы, советуются. У них возникают сложные вопросы. Например, как им построить будущее. Я на него для себя ответил. Закончил школу, поступил в педагогический институт, закончил, вернулся в родную гавань, - рассказывает учитель.

По словам Анисимова, дети спрашивают его про дальнейшую путевку в жизнь, поскольку сомневаются в своих силах. Они думают, что им тяжелее будет устроиться в жизни, чем их сверстникам. Учитель их подбадривает и напоминает, что внешность - это не главное в жизни.

- На уроках и классных часах я пытаюсь воспитать в детях человека с большой буквы. Стараюсь показать что-то и на личном примере, потому что учитель - это наставник, - заключил он.


Понравился материал? Поделись в соцсетях
2 КОММЕНТАРИЯ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Алия
Вот детишки то обрадуются
0
0
Ответить

Аркадий
Педагоги молодцы хорошим делом заняты
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite