Работница компании «Транснефть-Прикамье» пожаловалась, что ей отказали в назначении на должность руководителя из-за пола
Жительница Татарстана разместила видео в социальных сетях, хотела придать истории общественный резонанс, но потом передумала.
- Я женщина, на этом основании меня увольняют с работы, - с таким заявлением Юлия Кузнецова разместила ролик в социальных сетях.
Жительница Татарстана рассказала, что с 2017 года работает инженером по обслуживанию зданий АХО в компании «Транснефть-Прикамье». Должность предложил ей бывший начальник управления на определенных условиях - зарплата будет ниже, но есть перспектива карьерного роста до руководителя отдела. Повышения пришлось ждать семь месяцев - в мае 2018 года Юлию согласовали на пост главы отдела. Правда, о самом назначении речи пока не шло из-за того, что место было занято. Со слов Кузнецовой, ставка освободилась только в июле 2019 года, а пока она была в отпуске, на обещанную ей должность назначили мужчину, который до этого уже работал в компании.
- То есть, когда нужно было работать за двоих на запущенном участке работы, женщина прекрасно подходила. А когда я все отладила, да еще нам дали дополнительную ставку - еще одного инженера, набрали полный штат, то уже можно и мужчине должность отдать. Новый начальник отдела первым делом заявил, что уволит меня по статье, - негодует Юлия.
Женщина рассказывает, что с первых дней новый руководитель начал вставлять палки в колеса. Например, отключил от офисных программ, вывозил ТМЦ за спиной и подделывал подписи Юлии, утверждает она. Апогеем, рассказывается в видео, стало избиение женщины на складе. После чего Кузнецова была вынуждена обратиться в травмпункт.
- Когда меня согласовывали на должность инженера и начальника отдела, никто не заикнулся, что у меня неподходящее образование. В настоящее время я получаю задания, которые ранее выполняли сотрудники рабочих специальностей, и тут почему-то мой гендер вообще не учитывается. Мне предлагается заниматься вентиляцией, системой водоснабжения, канализацией, электричеством, хотя у меня даже соответствующей группы допуска нет. По итогам составляют акт о невыполнении заданий непосредственного руководителя. То, что данные задания могут нанести вред моему здоровью, жизни, а также инженерным коммуникациям здания - поскольку мне совершенно непонятно, что делать, могу что-то повредить, никого кроме меня не волнует. То есть уверенно ведут меня к увольнению по статье. Предлагала выдавать задания под видеозапись - понимания не нашла. Что, впрочем, понятно - не для этого мне такие задания выдают, чтобы я с ними справлялась, - жалуется Юлия уже на странице в социальной сети.

В пресс-службе компании «Транснефть-Прикамье» журналисту KazanFirst подтвердили, что Юлия Кузнецова действительно работает в организации. А меры дисциплинарной ответственности применяются только из-за того, что она не выполняет своих обязанностей.
Редакции KazanFirst удалось связаться с Юлией и получить предварительное согласие на интервью. Однако через несколько часов женщина отказалась от разговора, мотивировав это тем, что «люди, которым она полностью доверяет, ей так посоветовали».
То, что жительницы Татарстана сталкиваются с гендерной проблемой, показывает исследование агентства «ПромРейтинг». По данным аналитиков, каждая седьмая опрошенная женщина в республике чувствует ущемление прав со стороны мужчин на работе. Почти треть женщин региона полагают, что за их работу мужчинам платили бы больше.

А это уже результат опроса службы исследований HeadHunter - 10% соискательниц Татарстана отметили, что им отказывали в приеме на работу на основании их пола, причем работодатели говорили об этом открыто.
Руководитель пресс-службы HeadHunter-Поволжье Александра Севостьянова рассказывает, что ещё 17% опрошенных подтвердили, что также получали завуалированные отказы, которые звучали не прямым текстом, но истинная причина становилась понятна по другим признакам. Вместе с тем примерно каждая четвертая жительница республики с маленькими детьми испытывала трудности во время поиска работы. С аналогичными сложностями сталкивалась и каждая пятая соискательница Татарстана, выходящая из декрета.

Член совета адвокатской палаты Татарстана Этери Ильина заявила, что увольнение по гендерному признаку - прямое нарушение Трудового кодекса. Но никто подобную формулировку никогда не внесет. В случае, если в суде женщина докажет, что она лишилась работы из-за своего гендера, то работодателю грозит штраф - придется компенсировать моральный вред, утраченный заработок и судебные издержки. Кроме того, это скажется ещё и на репутации компании.