Стабильность по спецконтракту

Правительство России пообещало промышленникам стабильность. Для инвестиционных проектов стоимостью до 50 млрд рублей условия не будут меняться в течение 15 лет, если вложения свыше этой суммы - в течение 20 лет.

Депутатам Госсовета Татарстана предложили внести изменения в республиканский закон «О промышленной политике». Они касаются новых условий и регулирования специальных инвестиционных контрактов (СПИК).  

Спецконтракты направлены на стимулирование инвестиций в промышленное производство: так, в 2018 году в Татарстане был заключен первый и пока единственный СПИК между министерством промышленности и торговли России и двумя предприятиями - ПАО «КАМАЗ» и ООО «Даймлер КАМАЗ Рус». Контракт на 46,5 млрд рублей предполагает развитие модельного ряда машин «КАМАЗ» и Mercedes-Benz и модернизации мощностей для их производства.

Как отметил депутат Госсовета РТ Марат Галеев, принимаемые поправки в некотором плане ужесточают регулирование СПИК.

Согласно новой концепции, появится открытый конкурсный отбор проектов. Без него спецусловия смогут получить только проекты, лично одобренные президентом страны. Податься на конкурс получат возможность предприятия, которые разрабатывают и внедряют технологии для производства конкурентоспособной на мировом уровне промышленной продукции. Существенно возрастает и ответственность региона за реализуемый проект. Если ранее субъект привлекался к проекту только в зависимости от запрашиваемых инвестором мер, то теперь в условиях спецконтракта прописано обязательное одновременное участие федералов, региона и муниципального образования, на территории которого реализуется проект.

Зато выросли сроки, при которых условия контракта будут неизменными, - с 10 до 15 лет (в случае если объем инвестиций в проект не превышает 50 млрд рублей) и с 10 до 20 лет (если инвестиций больше 50 млрд рублей). Также сняты ограничения по объему инвестиций: ранее проект стоимостью менее 750 млн рублей вообще не мог претендовать на спецусловия.

В то же время Москва отказалась от практики совмещения льготных налоговых режимов: для того чтобы получить налоговые преференции в рамках СПИК, инвестор не должен быть резидентом ОЭЗ или ТОСЭР и применять специальные налоговые режимы. Зафиксирован и объем господдержки на один контракт - налоговые и неналоговые расходы государства не должны превышать 50% капитальных вложений.

По мнению министра промышленности и торговли Татарстана Альберта Каримова, спецконтракты положительно влияют на реализацию крупных проектов. 

- Самое главное, они дают уверенность для инвесторов, которые реализуют эти СПИК, в том, что параметры бизнес-плана, которые они закладывают, кроме рыночных форс-мажорных обстоятельств, с точки зрения государства будут соблюдены и не будут меняться в худшую сторону. Это дает стабильность и больше уверенности в реализации проекта, - подчеркнул глава ведомства.

Изменения в регулировании СПИК будут способствовать заключению новых контрактов, считает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов

- Эти изменения можно назвать совершенствованием данной сферы на основе имеющегося опыта заключения СПИК. Они призваны повысить прозрачность функционирования контрактов, усилить ответственность властей всех уровней, повысить инвестиционную привлекательность регионов. Кроме того, механизм СПИК 2.0 предоставляет инвесторам гарантии неизменности условий ведения бизнеса на длительный период, а также сохраняет льготы в фискальной сфере. Всё это может способствовать росту интереса инвесторов к таким контрактам, - высказывает мнение эксперт.

Инвесторы после введения в действие нового механизма СПИК могут продолжить заключать такие соглашения даже не ради льгот, а потому что они дают возможность закрепиться на отечественном рынке и создать производство востребованной продукции. 

В свою очередь председатель Торгово-промышленной палаты Татарстана Шамиль Агеев настроен более скептично.

- Слишком много бюрократических сложностей в этих контрактах. Должно быть проще. Наша экономика пока напряжена коронавирусом, потом, я думаю, будет попроще. А так нужны не только инвестиции, а обстановка вокруг проектов. Законодательство часто меняется, условия меняются. У нас никак не могут сделать так, чтобы одни правила действовали в течение 5-10 лет. Сейчас большой дефицит не денег. Они есть в банках и на счетах. Никто не инвестирует, никто не хочет начинать, потому что есть ощущение нестабильности, неуверенности, - говорит собеседник.

По мнению Агеева, нужна стабильная экономическая политика, которая будет направлена на привлечение инвестиций во все отрасли экономики, особенно производства, поскольку республика зависит от импорта.

- Один-два контракта, а вокруг столько разговоров. У меня несколько сдержанное отношение к ним, но если будут дополнительные контракты, будет хорошо, - подчеркивает председатель. 

Собеседник убежден, что на рост промышленности механизм СПИК не повлияет, поскольку эти проекты занимают малую долю в сфере производства. Кроме того, несмотря на обещаемую стабильность, у инвестора могут возникнуть дополнительные риски - экологические или по безопасности, предполагает глава ТПП.

Понравился материал? Поделись в соцсетях
6 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Старый
Лозунг на вертолетном мощный вспомнил молодость и времена когда работал на пороховом, вот в советские времена пропаганда и мотивация хорошо работала ни то что сейчас
0
0
Ответить

Франс
Агеев прав. Там где сложности и двойственность толкования, там неизменно коррупция
0
0
Ответить

Искандер
Рабочие на последнем фото видать тоже думают о сложностях и двойственности толкования, лица прям такие сурьезные
0
0
Ответить

Ренат
@Искандер Вроде молодые парни, должны веселыми быть, а по их лицам печаль какая-то читается(
0
0
Ответить

Петр
Сейчас именно тот момент когда инвесторы должны хлынуть бурной рекой в крупный бизнес, тк рынок находится в подвешенном состоянии и свои сбережения лучше хранить в ликвидных активах
0
1
Ответить

Марат
Такая большая страна столько ресурсов неужели нельзя обновить парк общественного транспорта, загрузить авиационную промышленность а только боинги летают, Камаз чтобы работал как внутри страны на и на экспорт на полную катушку чтобы в четыре смены. Все будут довольны и рабочий и начальник.
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite