Рафис Бурганов: Полгода назад мы даже морально не были готовы к дистанционному обучению

Министр проверил, как в Челнах идет подготовка к переходу обучения на онлайн-формат. Детей, у которых нет домашнего компьютера, пустят в школу. 

Впервые за много-много лет школьники Татарстана после весенних каникул останутся дома. В 1,4 тысячи школ республики из-за угрозы распространения коронавируса обучение планируют продолжить в дистанционном режиме. Ограничения, по предварительным данным, будут действовать с 1 по 12 апреля, но сроки в конченом итоге могут быть и увеличены. Готовность образовательных учреждений Челнов к уходу в онлайн проверил министр образования и науки Татарстана Рафис Бурганов.

На входе в гимназию №26, где должна пройти встреча, журналистов встречают бдительные дежурные, сразу просят надеть бахилы. Затем приглашают на ресепшн, где выстроились бутылочки с антисептиками и дезинфицирующими салфетками. После приставляют ко лбу каждого посетителя «пистолет» - измеряют температуру.

- После улицы у всех температура примерно одинаковая, - подозрительно поглядывая на представителей СМИ, отмечает один из дежурных.

Спустя 10 минут подъезжает и официальная делегация. Для министра не стали делать исключение в плане профилактических мер - Бурганов так же обработал ладони антисептиком, затем подставил лоб под градусник. Министр, представители администрации и руководство школы отправились на небольшую обзорную экскурсию, а журналистов сразу проводили в кабинет информатики, где и должны были представить основные форматы дистанционного обучения.

К презентации готовилась учитель информатики гимназии Гульшат Волошина. По её словам, программ и сервисов, позволяющих проводить уроки в интернете, достаточно много. Но многие из них платные - от 1,2 тысячи рублей. Что для кошелька педагога достаточно существенно. Бесплатные же накладывают определенные ограничения - например, на количество участников видеоконференции.

- Плюс, что мы прорабатываем ситуации, когда не можем очно встретиться. Я иногда задаю ученикам вопрос, может ли робот заменить учителя. Он, конечно, может. Но вот эти душевные качества учителя, когда лично встречаемся с учениками, пока не заменить. В подобных условиях угрозы вируса - это, конечно, преимущество, - рассуждает Волошина.

Педагог добавляет, что дистанционное обучение может быть полезно и в «мирное» время. Для проведения занятий с заболевшим или просто отстающим по какой-то теме учеником. Так что карантин, в некотором роде, хорошая тестовая площадка - при стандартных обстоятельствах до работы в онлайне добрались бы не скоро.

В кабинете собралось около 10 представителей разных школ города. Как они пояснили, каждый учитель волен пользоваться тем ресурсом, который для него удобен. Есть и список рекомендованных. Но их всего около десятка, а наплыв посетителей в последние дни настолько велик, что эти сайты или не работают, или ужасно «глючат».

Пришедшему в класс министру презентуют различные подходы к дистанционному обучению. Волошина провела часть урока с несколькими учениками - изображение с экрана ее компьютера транслировалось школьникам, общение - при помощи голосового чата. Кто-то из педагогов выбрал Google Docs, где будут выкладываться задания, тесты и учебные материалы для учащихся, а ответы и конспекты они скинут по выполнению в виде фото. Что вроде бы удобно, но не решает вопрос со списыванием, да и общение с учителем ограничивает.

Другие платформы предполагают просмотр роликов и выполнение тестовых и контрольных заданий, а также позволяют отслеживать, сколько времени ученик провел, просматривая видео и отвечая на вопросы. Но и тут недобросовестные подростки могут найти варианты «взлома» - ролик можно запустить и не смотреть, а ответы списать, но вводить постепенно.

По словам Бурганова, школы в несколько более выигрышном положении, чем те же вузы, которые уже перешли на «дистанционку», - есть время подготовиться. С другой стороны, подобрать единую систему для них сложнее - велики различия в возрасте, профиле. Поэтому и работы здесь больше.

- Думаю, что наши педагоги в школах сколько бы ни готовились, а на следующей неделе пойдет совершенно другая плотность работы. Сказать, что наши школы не готовы, не могу. Потому что элементы в каждом образовательном учреждении не первый год используются. Но мы должны понимать, что одно дело, когда 5-10% учебного времени идет по «дистанционке» - это одно. Когда все 100% надо будет этим заниматься одновременно, могут возникнуть проблемы, сложности. Мы к ним готовы, - заверил глава республиканского ведомства. 

Предполагается, что уроки по-прежнему будут длиться 45 минут. Но введут дополнительные перерывы - сделать гимнастику или зарядку для глаз. Сейчас в школах Татарстана тестируется 8-9 программ, знакомых педагогам. Задача - проверить все платформы и взять из каждой лучшее.

- Мы входим в дистанционное обучение одними людьми, выйдем совершенно другими. В этом я не сомневаюсь. Даже два тестовых дня, которые уже были проведены в дистанционном формате, поменяли подходы, поменяли восприятие и педагогами, и детьми. Будут какие-то замечания, но мы не уходим от этих проблем. Мы все услышим, переработаем. Ситуация форс-мажорная, полгода назад мы даже морально к этому не были готовы. Но сегодня время диктует мобилизовать все ресурсы. Думаю, что 1 апреля мы в таком нормальном, спокойном режиме начнем обучение во всех школах Татарстана. Наверное, кому-то что-то не понравится. Но могу обещать, что мы ни в коем случае не позволим уронить качество обучения. Ребята должны пройти программу в полном объеме, 9-е и 11-е классы имеют полное основание сдать ЕГЭ и ОГЭ, - сказал министр.

Знают в ведомстве и о проблемах отсутствия или нехватки компьютеров в некоторых семьях. В отдельных случаях учащихся без гаджетов будут приглашать в учебные заведения - в целом это не запрещено, если школьников не так много.

- Мы делаем все, чтобы у ребят была такая же возможность учиться. В каждом муниципалитете будут решать по-разному этот вопрос, но то, что будут решать и решат, - нет никакого сомнения, - заявил Бурганов.

С одной стороны, представленная журналистам презентация показала, что у школ Челнов достаточно много вариантов перехода на дистанционное обучение. С другой - все они имеют весьма серьезные минусы: от отсутствия возможности организовать общение ученика с учителем до банальной бесполезности в случае недобросовестного подхода к занятиям детей.

Интересно, что сами школьники в комментариях к новостям о переходе на «дистанционку» заявляют, что наиболее удобными средствами проведения уроков для них стали бы YouTube и Discord. Во-первых, оба сервиса доступны и в браузере, и на мобильных устройствах (лишь бы было подключение к интернету). Во-вторых, ими и так пользуются многие подростки. В-третьих, все их функции доступны бесплатно.

В YouTube вполне можно организовать стрим урока, которые позже ученики смогут пересмотреть в формате ролика, а вопросы задать в чате в режиме онлайн. В Discord же и вовсе пошли навстречу педагогам, добавив некоторые «бонусы». Помимо текстовых и голосовых каналов в сервисе доступна учебная среда для проведения занятий в режиме реального времени, на которых одновременно могут присутствовать до 50 человек. Правда, зарегистрироваться здесь могут учащиеся, которым исполнилось 13 лет, - для младшего звена сервис недоступен.

Воспользуются ли в школах советами учеников - вопрос открытый. В конце концов, список «рекомендованных» платформ никто не отменял. В обоих случаях стоит отметить, что для самих детей переход к дистанционному обучению произойдет безболезненно. Современные подростки разбираются в информационных технологиях на уровне, вполне достаточном для того, чтобы учиться через интернет весь год, а не только две недели. 

Понравился материал? Поделись в соцсетях
ПОДРОБНЕЕ В СЮЖЕТЕ: 218 материалов в сюжете

Коронавирус в Татарстане

В этом сюжете редакция KazanFirst собирает все последние новости, которые связаны с темой вируса.

9 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Леся
Очень оперативно решили проблему! Когда я училась в школе не понимала как включается пк, а нынешнее поколение растет программистами
2
0
Ответить

Резеда
Самое интересное что педагоги теперь тоже будут на хорошем уровне эксплуатировать компьютеры.
0
0
Ответить

Мишаня
В случае чс как сейчас это к месту, но не на постоянку...детям нужен социум, не стоит ставить все ставки на дистанционку, людям нужно живое общение!
2
1
Ответить

Земф
@Мишаня Да никто не говорит что это будет основным методом обучения, просто выхода другого нет((
0
0
Ответить

Рафаэль
@Земф До каникул у ребенка суббота уже продолжительное время была на дистанционке сейчас он легко с этим справляется
0
0
Ответить

Бэндер
@Мишаня Да какое им общение в живую? Сейчас все общением в телефоне обходятся...
1
0
Ответить

Романтик
бедные дети, заперли бедолаг в четырех стенах не дают нормально проводить время, учиться, общаться. Может всё-таки стариков закроем дома? а то им вечно куда-то нужно ехать в 6 утра...заразу разносить!
2
2
Ответить

А летом будут каникулы или это в счет лета так сделали?
0
0
Ответить

В значит Вася
@7б по официальной информации сроки летних каникул не изменяются, вроде бы пока учеба по стандартному расписанию продолжается, только в другом формате
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite