Гонки за заработком: на каких автозаводах самые высокие зарплаты

Татарстан – в лидерах по количеству вакансий на предприятиях автомобильной промышленности, но не по оплате труда.

Из-за девальвации рубля в последние годы рабочая сила в России стала одной из самых дешевых в мировом автопроме. Тем не менее, зарплаты работников на российских предприятиях растут куда меньше, чем цены на выпускаемые ими автомобили. Почему же работа на автозаводах остается весьма привлекательной для россиян и на каких предприятиях больше платят – разбираемся в нашем обзоре.

Достаток – ниже среднего?

Автомобильная промышленность, пожалуй, по праву считается индикатором экономического и социального развития страны, ведь в производстве автомобилей задействованы не только поставщики компонентов, но и предприятия многих других отраслей (металлургия, электротехническая, химическая, легкая промышленность и др.) В общей сложности в обеспечении автопрома своей продукцией занято не менее 4 млн человек, а на самих автомобильных заводах трудится более 250 тысяч работников. По состоянию на начало 2020-го средняя зарплата в российском автопроме составляет около 43 тысяч рублей. Это несколько ниже, чем в целом по всем сферам экономической деятельности (46,7 тысячи рублей), гласят данные Росстата.

Как отмечает ведущий эксперт ГК «Финам» Дмитрий Баранов, такое различие скорее можно отнести к статистической погрешности, а не к тому, что в автомобильной промышленности работникам действительно платят меньше, чем в других отраслях. Ведь это некая «средняя температура по больнице», поэтому делать какие-то далеко идущие выводы из такой статистики не стоит.

- В целом заработные платы в автомобилестроении можно считать приемлемыми: зачастую на предприятиях других отраслей в тех регионах, где находятся автозаводы, зарплаты еще ниже. Поскольку автопром является одной из самых сложных отраслей, то платить гораздо меньше там нельзя, так как можно потерять квалифицированный персонал. А учитывая, что автомобильная индустрия в стране работает и развивается, значит, уровень зарплат и условия труда там можно считать удовлетворительными, в противном случае там бы не хватало работников. В то же время конкуренция в автомобилестроении высокая, что заставляет производителей постоянно работать над повышением своей эффективности, автоматизировать разные стороны своей деятельности, что приводит к отказу от части персонала, позволяет сокращать расходы и сказывается, тем самым, на экономических показателях в отрасли, в том числе и на средней зарплате, – рассуждает Дмитрий Баранов.

У кого зарплаты выше

По данным сайта для поиска работы и сотрудников HeadHunter, подготовленным специально для портала KazanFirst, за последний год на hh.ru компании, которые занимаются автомобильным производством, разместили более 30 тысяч вакансий. Больше всего предложений приходится на Москву (26%), Татарстан (12%), Нижегородскую область (11%), Санкт-Петербург (10%), Московскую область (6%) и Самарскую область (4%).

При этом зарплатное предложение по 57% вакансий составляет от 40 тысяч рублей, каждому четвертому соискателю предлагается зарплата от 70 тысяч рублей, от 100 тысяч работодатели готовы платить в 12% случаев. Узкоспециализированные специалисты и руководители различного уровня получают в автопроме еще больше – 4% вакансий имеют зарплатное предложение от 135 тысяч рублей, а оставшиеся 2% – от 165 тысяч рублей. С начала года в число наиболее высокооплачиваемых предложений, размещенных на hh.ru, вошли вакансии: мастера производственного участка (до 150 тысяч руб.), инженера-конструктора кинематических узлов и агрегатов (до 150 тысяч руб.), макетчика по стеклопластиковым изделиям (до 200 тысяч руб.), мастера цеха слесарного участка механосборочных работ (до 150 тысяч руб.).  

- На заработную плату специалистов влияют многие факторы, в том числе наличие опыта работы, необходимой квалификации, количество специалистов данного профиля на рынке (часто у узкоспециализированных специалистов заработные платы выше). Например, за последний год 58% предложений, размещенных на hh.ru, предполагали наличие у кандидата хотя бы минимального опыта работы от 1 года до 3 лет. В России средний размер заработной платы в предложениях с подобным требованием – 40 тысяч рублей. Начинающим специалистам были адресованы 22% вакансий – в этом случае средняя зарплата по стране 28,5 тысячи рублей. В 18% предложений от соискателей требовался опыт от 3 до 6 лет, размер средней заработной платы – 55 тыс. рублей, – рассказала руководитель пресс-службы HeadHunter Поволжье Александра Севостьянова.

В регионах платят меньше

Разумеется, зарплаты на российских автозаводах могут значительно различаться, причем сами автопроизводители, как правило, их не раскрывают, ссылаясь на конфиденциальность информации, относящейся к личным данным сотрудников. Тем не менее, нам удалось из разных источников получить сведения об оплате труда на ряде автосборочных предприятий и сравнить доходы их работников.  

Так, на калужском заводе Volkswagen средняя заработная плата, по данным профсоюза «МПРА-Калуга», составляет порядка 60 тысяч рублей. При этом диапазон окладов на предприятии – от 35 тысяч до 105 тысяч рублей, а большинство работников производства имеет оклад от 42 тысяч до 47 тысяч рублей. К имеющемуся окладу сотрудникам выплачивают различные премии, бонусы, надбавки, компенсации, разовые выплаты. В итоге среднемесячная зарплата у работников производства после уплаты налогов составляет порядка 50 тысяч рублей и более. На соседнем заводе Volvo зарплаты соответствуют зарплатам работников Volkswagen, а вот на предприятии «ПСМА Рус» с зарплатами значительно хуже: большинство работников производства здесь получают не более 35 тысяч рублей.

По словам председателя профсоюза МПРА Дмитрия Трудового, на уровень зарплат, в частности, влияет удаленность предприятия от Калуги или Москвы: чем дальше, тем меньше зарплаты. Заводы Volkswagen и Volvo находятся непосредственно в Калуге, а «ПСМА» – в 25 км от Калуги. Если же сравнивать уровень зарплат по рабочим профессиям, то на «Фольксвагене» они выше средних по региону, а на «ПСМА» значительно ниже. А вот зарплаты «офисных служащих» на «Фольксвагене» (за некоторым исключением) ниже, чем в регионе, а на «ПСМА» – на уровне средних.

- Зарплаты в целом вполне конкурентоспособны и на «Фольксвагене», и на «ПСМА». Желающих устроиться на оба предприятия всегда большое количество, впрочем, желающих потом уволиться, получив «золотой парашют», всегда хватает. Текучка кадров составляет от 8 до 12%, и наиболее болезненной является текучка подготовленных и обученных предприятием специалистов в рабочих профессиях, а также ряда офисных профессий/специальностей, – говорит Дмитрий Трудовой.

На петербургском предприятии Hyundai, которое является крупнейшим производителем иномарок в России, размер средней заработной платы не называют, отмечая, что индексация бывает ежегодно в начале года.

- Мы стараемся предлагать хорошие условия труда для наших сотрудников, это касается и заработных плат и социального пакета в целом. Текучка на предприятии небольшая. У нас есть конкурс как на офисные, так и на производственные вакансии. Для вакансии оператора производства это 5-6 человек на место, – рассказала порталу KazanFirst начальник отдела связей с общественностью «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» Мария Мальцева.

КАМАЗ повышает оклады

Что касается отечественного АвтоВАЗа, последний раз зарплата вазовцев индексировалась в июле прошлого года на 7%, однако размер тарифных ставок и окладов работников предприятия официально не раскрывается.

По словам заместителя председателя профсоюзной организации «Единство» АвтоВАЗа Леонида Емшанова, средняя зарплата у заводчан составляет около 30 тысяч рублей «грязными», а после вычета подоходного налога, профсоюзных взносов и горячего питания остается около 25 тысяч рублей. По сравнению с уровнем оплаты труда по региону вазовская зарплата для местных жителей довольно конкурентоспособная, тем более что большинство предприятий Тольятти ориентируются как раз на АвтоВАЗ. Поэтому очередь в заводской отдел кадров действительно существует, что связано с неудовлетворительной обстановкой в сфере занятости населения в городе и регионе. Особо привлекательных специальностей для жителей на АвтоВАЗе нет, выбор исходит от предлагаемых работодателем вакансий по принципу «сначала устроюсь хоть куда-нибудь, а потом переведусь на другое место получше».

- Если сравнивать зарплату вазовцев с другими автозаводами, входящими в альянс Renault-Nissan, то тольяттинский автогигант здесь явно уступает своим визави. Это обусловлено территориальным признаком – средней заработной платой в регионе и стране. Логично, что оплата труда на московском заводе Renault может быть в два раза выше, чем в Тольятти, а если взять заводы европейские, то и в несколько раз! – констатирует Леонид Емшанов.

Данные по средним зарплатам на предприятиях Татарстана – КАМАЗе и «Форд Соллерс Елабуга» – в пресс-службах этих заводов не предоставили. Напомним, последний раз тарифные ставки и оклады камазовцев повышались на 5% в ноябре прошлого года. По данным KazanFirst, на осень 2018 года средняя зарплата на челнинском автогиганте составляла 35 356 рублей. 

Кстати, помимо стандартного соцпакета некоторые автозаводы предоставляют своим сотрудникам различные бонусы и льготы. Среди них – ДМС (добровольное медицинское страхование), бесплатная доставка до места работы и дотации на питание. К примеру, на АвтоВАЗе заводчанам положена повышенная оплата больничных листов, декретного отпуска, сверхурочных работ. Также для вазовцев осуществляется дотация на питание, отдых по путевкам в санаториях и детских лагерях, предоставляются скидки на реализуемые автомобили и др. Как говорит Леонид Емшанов, помимо более конкурентной зарплаты многие делают выбор еще и в пользу соцусловий, какими не могут «похвастаться» другие работодатели в Тольятти.

Экономят на рабочих

Между тем в результате ослабления рубля за последние годы рабочая сила на предприятиях российского автопрома значительно подешевела в долларовом эквиваленте. Так, если в 2013 году уровень зарплат превышал 1 тысячу долларов, то в 2020-м работники в среднем получают уже порядка 550 «зеленых».

По данным консультанта исследовательской компании Frost & Sullivan Ивана Кондратенко, уровень зарплат на российских автозаводах почти вдвое ниже, чем у восточноевропейских лидеров автопрома – Польши, Чехии, Словакии, где средняя зарплата работников, задействованных в автопроизводстве, составляет свыше 85 тысяч рублей. А если сравнивать с показателями Западной Европы, то тут даже Польша, Чехия и Словакия отстают от той же Германии по уровню зарплат на 30-40%.

Тем не менее, иностранные автопроизводители не видят повода в снижении затрат на оплату труда в нашей стране, чтобы повысить зарплату российским работникам. Дело в том, что внутри России они работают исключительно в рублях. И девальвация российской национальной валюты означает для них прежде всего увеличение затрат на закупку импортных автокомпонентов, доля которых остается значительной в производстве иномарок в нашей стране. Эти издержки не способны компенсировать удешевление рабочей силы в России, учитывая, что оплата труда занимает незначительную часть в расходах автоконцернов. Показательно, что цены на автомобили в России растут гораздо сильнее, чем зарплаты работников, которые их производят.

- В последние время автопром в России переживает не самые лучшие времена и у автопредприятий резко снизились доходы. В условиях слабого рубля большинство автокомпонентов приходится покупать в Европе, но в любом случае это обходится дешевле, чем произвести детали в России. Однако наибольшее влияние оказывает все еще низкий уровень продаж автомобилей, вызванный снижением платежеспособности населения, – резюмирует Дмитрий Трудовой.

Понравился материал? Поделись в соцсетях
14 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Дмитрий
Хорошо что хоть у кого то есть стабильная работа и заработок
2
0
Ответить

Ужастик
Да нет ни у кого зарплат в 43-46 тысяч. В основном 25-30. Как их считают ? Эти экономисты все из кабинетов только видят.
5
0
Ответить

Дмитрий
@Ужастик Поделили частичку с верху с низом и средними вот и 46т.р получилось.
0
0
Ответить

Эконом
Да все взаимосвязано. Еще 2-3 месяца такого карантина и доход в 100 баксов за счастье будет.
3
0
Ответить

Коммуняка
Вот и дождались, когда капитализм победил. Ну и? Сейчас иностранные хозяева заводов их вообще закрывать будут - во время эпидемии машины не самый нужный товар.
1
1
Ответить

Хамит
На ВАЗе родные работали. Не знаю. как условия о которых пишут, но рассказывали, что задержки там постоянно и очереди в ОК точно нет. Другой вопрос что весь Тольятти сейчас в ж..
2
0
Ответить

Русский
да уже не осталось ничего нашего. Отобрать надо государству эти заводы и все. В огромной стране всякие иностранцы будут сейчас диктовать - какие зарплаты платить.
1
1
Ответить

Прогрессив
да не будет роста зарплат, сколько можно уже. наоборот где можно будут роботов ставить. Им и вирус не страшен и зарплата не нужна.
1
0
Ответить

Не верю
Росстату потому что считают как скажут, а не как надо. У кого в стране зарплата 43 тысячи. Хватит уже с Москвой в одну кучу мешать. В регионах 20-ка хороший доход.
0
0
Ответить

Я знаю
@Не верю Статистика дело тонкое и собирая миллионные стат данные цифра будет общая на большое количество респондентов, а если у вас зп небольшая не надо винит в этом Росстат, начинать надо в первую очередь с себя
1
1
Ответить

Шофер
Машины у нас не самые лучшие, вот и зарплаты такие. Куча гастеров трудится, которым и 20 тысяч за счастье. Делайте выводы.
2
0
Ответить

Серега
Так потому и скрывают наши заводы зарплаты - потому что реально там даже и 33 нет. От силы 22-23 на руки.
2
0
Ответить

ирина
да
0
0
Ответить

Татарин
Начальник ест мясо а рабочий капусту, в средней статистике по заводу едим голубцы)Вот так данные собирают!
1
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite