Бизнес готовят к 2008 году

Предпринимателей Татарстана продолжают учить, как выживать в кризис. Им советуют сокращать издержки, объединяться с конкурентами и искать новые ниши.

Очередную нерабочую неделю открыл онлайн-урок для предпринимателей «Стратегия и тактика действий компаний в период кризиса», участниками которого выступили глава Агентства инвестиционного развития Талия Минуллина, директор ООО «Акульчев» Сергей Акульчев, представитель KPMG Андрей Митрофанов и консультант  по стратегии, антикризисному управлению и финансам Михаил Носов

По данным Фабрики предпринимательства, 56% опрошенных бизнесменов просто перестали функционировать, 35% терпят сильный спад, лишь у 7% все стабильно, а у 2% бизнес-показатели растут.

- Ситуация на всех предприятиях сейчас одинаковая – нет такого бизнеса, который был бы готов к коронавирусу. И то, что сейчас есть, – результат вашей работы как управленца. Если вы довели предприятие до ликвидации или банкротства, значит, совершили какие-то управленческие ошибки. И то, как вы будете реагировать в этой ситуации, – это ваша ответственность. Поэтому нужно думать, как использовать кризис, чтобы не просто спасти предприятие, но сделать прорыв, – вдохновляла бизнес Талия Минуллина.

Чиновница советует бизнесменам в первую очередь сделать полный анализ ситуации, особенно финансово-хозяйственной деятельности (наличие задолженностей,  долговых обязательств, основных средств и оборотных активов). Затем проанализировать свое место в общей цепи и найти не только возможность снизить издержки на каждом этапе работы, но и новую роль для себя, исходя из сложившейся ситуации. Особое внимание, по мнению Минуллиной, необходимо уделить анализу клиентуры - как можно увеличить чек за счет продажи сопутствующих товаров и услуг и частоту использования вашей услуги. Она также предлагает не забывать и про конкурентов.

- Возможно, их стратегические планы могут быть адаптированы и под вашу систему работы или, например, будет выгодно объединение: время перемен – это возможность приобрести новые кадры, - считает глава АИР.

Руководитель отдела инвестиций и рынков капитала группы реструктуризации бизнеса КПМГ в РФ и СНГ Андрей Митрофанов признал, что большой бизнес слишком большой для того, чтобы упасть. Он может «максимум лечь на бок». Он нужен кредиторам, государству, поэтому его будут поддерживать.

- Для малого бизнеса никто не будет разрабатывать индивидуальных решений – все причешут под одну гребенку в контексте взаимоотношения с государством и кредиторами. А в случае с малым бизнесом, наоборот, важно придумывать индивидуальные решения, потому что каждая ситуация уникальна и привлечение менеджмента для малого бизнеса имеет большее значение, – уверен он.

По мнению эксперта, паника вокруг коронавируса будет действовать два-три месяца, а потом еще несколько месяцев бизнес будет восстанавливаться.

- Стоит ожидать примерно такого кризиса, который был в России в 2008/2009 году – сильного, но не смертельного, – прогнозирует Митрофанов.

Эксперт отмечает, что многие экономические прогнозы, которые публикуют сейчас участники рынка, намеренно искажаются. Некоторые пользуются ситуацией, чтобы извлечь выгоду для своего собственного бизнеса.

Необходимо отделять то, на что можно повлиять, от того, на что нельзя. Каждое предприятие должно подготовить три сценария развития: базовый, пессимистичный и оптимистичный. Тогда оно будет хотя бы морально готово ко всем событиям.

- Экономика будет падать дальше. Поэтому если у вашего бизнеса есть запасы только на месяц, то вопрос поиска новой ниши или заморозки стоит очень остро, – говорит консультант по стратегии, антикризисному управлению и финансам Михаил Носов.

Он выделяет несколько основных стратегий поведения в кризис: во-первых, бережливую стратегию, основанную на минимизации издержек (сокращение заработных плат, общих затрат на аренду и так далее).

- Многие из моих клиентов смогли договориться об арендных каникулах, потому что арендодатель понимает, что лучше ему потерпеть и получить деньги, чем не получить их вообще. А еще стоит провести аудит команды – время кормить ту лошадь, которая везет, – посоветовал Носов.

Вторая стратегия - стратегия адаптации. Мир меняется, меняются потребности людей, причем базовые потребности снова выходят на первый план (вспоминаем пирамиду Маслоу). Соответственно, и бизнес должен адаптироваться под потребителя, иначе он просто не выживет.

Понравился материал? Поделись в соцсетях
14 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Ангелина
Да..у бизнеса сейчас не лучшие времена..многие вообще не смогут оправиться после такого кризиса, это уж точно
2
0
Ответить

Марат
@Ангелина ну и хорошо это своеобразная дезинфекция бизнеса
3
0
Ответить

Диля
@Марат Чего хорошего то. Это мировой заговор по сокращению малого и среднего бизнеса как класса. Останутся только транснациональные корпорации и рабы, которые будут это все обеспечивать. ну плюс Россия как сырьевой придаток
0
1
Ответить

Лёха
@Диля Теория заговора хороша тем, что тот кто его ищет — всегда найдет)
1
0
Ответить

Думающий
@Ангелина все понятно у нас снижение издержек за счет простых людей опять будет..
1
0
Ответить

натусик
у нас в России только и делаешь каждый день, что выживаешь))
0
0
Ответить

Валерий
бизнес, который связан с потребностями человека никогда не прогорит
0
0
Ответить

Марат
@Валерий Конечно! Главное держать нос по ветру, а не зацикливаться на кризисе, и давать людям то, что им нужно)
0
0
Ответить

Максим
Если сейчас еще на месяц-два все продлится, то толпы безработных будут, а малый и средний бизнес точно ляжет...
1
0
Ответить

Аналитик
@Максим Ну а за безработицей, спрос упадет...вернемся на 20 лет назад...послевоенное время и то лучше было наверное, хоть какие-то перспективы...
1
0
Ответить

Тамарочка
2008 пережили и 2020 переживем, нелегко будет, но мы это сделаем
0
0
Ответить

Жижетта
@Тамарочка согласна, ждем...и наблюдаем за ситуацией
0
0
Ответить

Жижа
да триндец полный! находите новые ниши блин, угарают что-ли
0
0
Ответить

Мартирос
я помидоры свои в любом случае втюхаю кризис не кризис
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite