«Рынок онлайн-торговли трансформируется от поставщика к потребителю»

Пандемия коронавируса глобально изменила модель потребления. За последний месяц в разы выросло число покупателей на различных маркетплейсах. Жители развлекают себя товарами из категории 18+ и фитнес, но вместе с тем заказывают продукты, электронику и кухонную утварь.

Онлайн-площадка AliExpress знакома российским пользователям с 2010 года. В 2015-м открылся российский офис AliExpress в Москве, а в прошлом году Alibaba Group совместно с Mail.ru Group, МегаФоном и Российским фондом прямых инвестиций (РФПИ) организовала совместное предприятие AliExpress Россия. При этом китайская сторона владеет 48% акций. Редакция KazanFirst поговорила с директором AliExpress Россия по взаимодействию с государственными органами Сергеем Лебедевым о том, как развивается бизнес такого крупного агрегатора в период карантина и что покупают люди, находящиеся «под домашним арестом».

- Как вы можете охарактеризовать российский рынок?

- Россия - это один из ведущих рынков для глобального AliExpress. А основной приоритет российского подразделения сейчас - это локальный рынок и его развитие. Если говорить именно о характеристиках российского рынка, то его можно сравнить с ребенком в ходунках - он вроде как встал, но ходить только учится. У нас очень большой потенциал. Сейчас доля проникновения онлайн-продаж в общем объеме ритейла - всего порядка 5%. Но в России достаточно активное население, емкий рынок и высокая степень проникновения мобильного интернета - около 50-60% заказов в России осуществляются с мобильного телефона, а на AliExpress Россия - более 70% покупок с мобильных устройств.

- А если говорить о конкурентном российском рынке?

- 45-50% рынка в России распределено буквально между десятью игроками. Рынок в нашей сфере очень диверсифицирован, но я думаю, что текущая ситуация как раз способствует его консолидации. Однозначно рынок конкурентный - каждая компания ищет свою нишу и пока находит. Не могу сказать, что идет какая-то жесткая борьба между крупнейшими игроками, - это многие признают. На сегодняшний день места хватает всем.

- Какие у компании планы на этот год?

- В ближайшее время мы планируем уравновесить долю локальных и трансграничных продавцов (50/50). За последние полгода количество российских продавцов выросло в 100 раз. У нас их порядка 10 тысяч, из которых около 7 тысяч - субъекты малого и среднего бизнеса. И на последней распродаже, которая была посвящена 10-летию площадки, российские компании сделали за один день оборот в полмиллиарда рублей.

- Как сотрудничать российской компании с AliExpress?

- Достаточно просто, мы ведь открытая платформа. Можно зайти на сайт в раздел «для поставщиков», зарегистрироваться и предоставить все необходимые документы на саму компанию и на товар - мы очень внимательно следим за предметами интеллектуальной собственности. Наши предложения по маркетингу или логистике для поставщиков очень гибкие. Мы не ограничиваем их, просто предоставляем выбор: пользоваться своей логистикой, или использовать нашу. А сейчас, в кризисную ситуацию, мы приняли решение снять какую-либо комиссию для новых поставщиков – теперь она составляет 0%. Таким образом, мы хотели бы внести свой вклад в стабилизацию экономики и помочь небольшим продавцам на старте продаж на нашей платформе.

- Какие товары чаще всего сейчас заказывают в мире/в России?

- Если говорить про трансграничную категорию торговли, то, конечно, там ходовые категории товаров более-менее неизменны: это электроника, товары для дома. Что касается России, то в последнее время мы отметили рост товаров 18+ - видимо, потому что все дома сидят. Также вырос спрос на товары для мам и малышей, на продукты.

- Насколько вообще вырос спрос на онлайн-торговлю в период пандемии?

- Конечно, он повысился, особенно на товары первой необходимости. В первую очередь покупатели площадки отдают предпочтение гигиене: за последние недели марта продажи зубных щёток и пасты выросли на 311 и 250%  соответственно. Еще покупатели заказывают на дом продукты: за последние две недели продажи выросли на 154% (больше всего заказывают сладости, кофе и чай). Почти так же быстро растут продажи кормов для кошек и собак - увеличение на 117%.

- Есть какая-то отдельная статистика потребления по Татарстану, как она изменилась?

- Мы отметили рост количества поисковых запросов на площадке среди жителей Казани в последние несколько недель примерно на 10%. Пользователи чаще всего интересовались электроникой и аксессуарами к ней, товарами для дома - кухонной утварью, кофемашинами, женской одеждой, товарами для комфортной самоизоляции дома и спортивным инвентарем - в топ наиболее популярных товаров входит именно спортивный инвентарь. Кстати, в два раза вырос средний чек – теперь он составляет около 3000 рублей.

- Какие прогнозы по дальнейшему развитию сферы онлайн-торговли в период кризиса вы можете озвучить?

- Несмотря на то, что все говорят о том, что интернет-торговля должна вырасти, с ростом оборота определенное давление оказывается на логистическую инфраструктуру. Вопрос в том, насколько компании к этому готовы. Есть те, кто начинает увеличивать сроки доставки, есть те, кто начинает доставлять заказы только от определенных сумм. Если мы говорим о России, то очевидно, что наши логистические мощности не были готовы к такой ситуации. Поэтому сейчас основная задача выстроить и усилить логистику – собственно, эта задача теперь стоит у всего мира. Взять и за месяц всем перейти из офлайна в онлайн просто невозможно. Весь общий объем продаж онлайн-ритейла в России сопоставим с оборотом одной продуктовой сети – например, «Магнита». Зато нам есть куда развиваться.

Ну и, конечно, сферу онлайн будут двигать продукты питания. Во-первых, люди сейчас привыкли к доставке и поняли, что это удобно. Во-вторых, это товары с наибольшей частотой заказа, ведь они нужны каждый день.

- Можно ли сказать, что мы становимся свидетелями глобального изменения модели потребления?

- Можно. Действительно, меняется и модель потребления, и сам рынок. Буквально пару лет назад рынок онлайн-торговли был рынком поставщика, а теперь это рынок потребителя. Трансформация в сторону потребителя изменила и способы доставки: если раньше курьер доставлял до двери, то потом пользователям полюбились ПВЗ (пункт самовывоза. – Ред.) и почтаматы (автоматизированная почтовая станция. – Ред.). Но сейчас мы больше сфокусированы на доставке до двери из почтовых отделений.

- Эта тенденция сохранится после окончания пандемии?

- Думаю, да. Но я считаю, что после того, как карантин закончится, люди какое-то время, соскучившись по офлайну, будут сами ходить по магазинам. Однако это будет недолгосрочный всплеск - потом онлайн продолжит расти.

- AliExpress вообще ощущал на себе какие-то последствия карантина?

- В какой-то момент у нас увеличились сроки доставки из Китая, когда там ввели жесткий карантин. Как только Китай вернулся в нормальное состояние, у нас быстро все восстановилось. Конечно, мы компенсировали все затраты и неудобства нашим потребителям – вернули деньги или дали купоны на следующие покупки. Сейчас мы даже отмечаем небольшой рост. Но в условиях этой ситуации для нас важно нарастить именно местный бизнес, который сможет доставлять товары в кратчайшие сроки.

- Какие у компании относительно себя прогнозы на будущее в сложившейся ситуации? Есть какая-то стратегия?

- Мы сейчас делаем все, чтобы компании, которые перестали торговать офлайн, перешли в онлайн: проводим вебинары для новых продавцов, например. Это и для них мера поддержки, и потребители останутся довольны, так как предложение увеличится. В общем, мы активно подключаем локальных продавцов. Еще начали диалог с крупными сетями одежды, у которых продажи тоже неизбежно упали. Думаю, как раз в течение месяца у нас существенно увеличится количество российских поставщиков.

Понравился материал? Поделись в соцсетях
18 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Горожанка
Да хоть онлайн хоть оффлайн без разницы – что-либо покупать у людей уже денег нет. а до окончания режима больше 2-х недель еще , неизвестно вообще что дальше будет…
1
0
Ответить

Сара
@Горожанка дааа, у же правда все равно онлайн оффлайн хоть в ларек, денег уже нет! мне предлагают выйти на черную подработку, извините конечно, но я соглашусь...
0
0
Ответить

Леня
@Горожанка такие мастодонты как АлиЭкспресс всегда будут актуальны на рынке, но когда происходит подобная ситуация как сейчас тяжело устоять в рейтингах, потому что очень много проектов запускается в мир для пользования, пройдет время и они опять вернут свои позиции))
0
0
Ответить

Инсаф
@Горожанка Ищите удаленную работу. Хотя бы на время. Сейчас предложений масса и это актуально как никогда. Даже просто оператором колл-центра на телефон. Пускай тысяч 12 прилетит. Тоже Деньги, хоть какие-то
0
0
Ответить

Мансур
Чайна стор пытается вернуть свои позиции в онлайн продажах только сейчас им придется долго извинятся и говорить что Али не виноват
1
0
Ответить

Алексей
@Мансур А причём тут али? Когда только все начиналось, мне пришло посылок 10. Живой и не жалуюсь)
0
0
Ответить

Саня
@Алексей Другое дело, что их репутация сейчас пошатнулась. Как и репутация всего, что связано с Китаем. Да, производства у них уже оклемались, но хвост позора будет тянуться за ними ещё долго
0
0
Ответить

Христина
понятное дело что доставки на данный периоды выросли в спросе, потому что есть потребность, лишний раз выйдешь-оштрафуют, но они так уверенно утверждают о то что это останется актуальным после карантина...НЕТ, есть нужда-люди пользуются, а так в свободной жизни нет смысла зачастую в этих доставках
0
0
Ответить

Алина
@Христина Мне кажется, за онлайн торговлей будущее. Различные постаматы занимают меньше место, один человек может обслужить несколько за день. Гораздо выгоднее. И если в два часа ночи решишь, что нужно что-то купить, никто не помешает.
0
0
Ответить

Андрей
@Алина А это в свою очередь может породить нехватку рабочих мест, что тоже плохо. Одно пинает другое
0
0
Ответить

Сергей
@Андрей Любой владелец бизнеса будет думать в первую очередь об оптимизации трат. Мы видим, что сейчас происходит на рынке и это начало. Нужно готовиться к тому, что со временем машины займут места многих из нас
0
0
Ответить

Мальвина
@Христина плюсую, когда нас выпустят на улицу, мало кто будет также пользоваться доставкой, все вернется на круги своя
0
0
Ответить

Димасик
@Мальвина да, но если кто привыкнет к доставкам то и будет ими в дальнейшем пользоваться, это дело привычки я думаю
0
0
Ответить

Ольга
По моему это всегда было, есть и будет актуально, сейчас все в самоизоляции и делать многим нечего сидят и изучают и заказывают, дальше после самоизоляции все выйдут на работу и также будут заказывать.
0
1
Ответить

Ильсур
@Ольга Многие боятся. Народ привык платить Деньги, когда товар перед ними. А практически все онлайн магазины работают по предоплате. Сложившаяся ситуация может подстегнуть людей к онлайн покупкам, но староверы все же останутся
0
0
Ответить

Вениамин
постоянно растет количество онлайн сервисов , одни более актуальные другие менее, но алик всегда будет в лидирующих позициях, это факт)
0
0
Ответить

Валя
Пока с али экспресс что-то дождешься, эпидемия закончится) там посылки три месяца идут, если это не т молл. Так что надеяться на это бесполезно. Озон вот норм тема, за три дня доставляет все.
0
0
Ответить

Рустик
Я с али экспресса жду посылку с февраля! До сих пор ничего не пришло. Вот думаю, может там с продавцом что-то случилось. Иначе не понимаю, почему так долго все это!
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite