Авторынок на карантине: продажи машин встали

Дилерские центры закрыты, но и желающих купить автомобиль сегодня нет.

Продолжающийся режим карантина в России закономерно сократил использование личного транспорта, равно как не способствует он и накоплению средств на такие дорогие покупки, как автомобиль. В связи с этим стоит ожидать обвала спроса на новые машины, в то время как россияне будут пересаживаться на бэушки.

Вспышка спроса

С конца марта дилерские центры закрыты по всей России в рамках мер по предотвращению распространения коронавируса. Однако большинство желающих сменить автомобиль успели-таки это сделать до карантина. Так совпало, что в начале марта случился обвал рубля, и все, кто планировал покупку машины, поспешили в автосалоны, пока цены вновь не поползли вверх. Впрочем, большого ажиотажа, как это было в аналогичной ситуации в конце 2014-го, на этот раз не наблюдалось, ведь сбережения россиян с тех пор заметно сократились, а срок владения автомобилем увеличился. И уже к концу марта, по данным дилеров, спрос начал постепенно затихать.

Тем не менее, приток покупателей на фоне девальвации рубля обеспечил российскому авторынку рост не только в марте, но и по итогам первого квартала. Так, согласно данным Ассоциации европейского бизнеса, в прошлом месяце россияне купили 162,3 тысячи новых машин, что на 4% выше показателя годичной давности. С начала года продажи автомобилей увеличились на 1,8% и составили 398,5 тысяч единиц.

Как говорит председатель правления АГ «Авилон» Андрей Павлович, в марте действительно был повышенный спрос, и объясняется он тем, что покупатели спешили приобрести автомобиль на выгодных условиях – пока еще не повысились цены. Люди ждали, что цены пойдут вверх, так как в марте были скачки валюты, что сильно разогрело спрос. Вместе с тем такая спешка происходила на фоне новостей о скором введении в России карантина, временном закрытии автозаводов и дилерских центров.

Действительно, с конца марта автосалоны были вынуждены закрыться в рамках введенного в России карантинного режима из-за распространения коронавируса. Причем в первое время дилерские предприятия не могли не только продавать автомобили, но и заниматься техническим обслуживанием. Однако с прошлой недели в ряде регионов местные власти разрешили дилерам возобновить реализацию запчастей и проведение сервисных работ. Отметим, что на момент подготовки материала Татарстан в этом списке не значился.

Соблюдай дистанцию

А вот открыть двери для покупателей дилерские центры, вероятно, смогут уже после отмены карантина, хотя в профильном министерстве и разработали регламент работы автосалонов с соблюдением санитарно-эпидемиологических норм. В частности, в шоу-румы предлагается пускать не более 10 посетителей, при этом тест-драйвы автомобилей запрещены. Консультации клиентов и оформление всех необходимых документов должны проводиться дистанционно. На выдачу машины покупателю отводится не более 30 минут, причем она в обязательном порядке должна пройти санитарную обработку.

Пока же разрешения на работу в таком формате не получено, многие дилеры начали осваивать онлайн-продажи машин. Однако даже с учетом скидок, которые предлагаются за покупку автомобиля через интернет, сегодня мало кто готов совершить столько дорогую покупку в один клик, без посещения автосалона. К тому же полностью дистанционно это сделать оказалось и невозможно, поскольку в большинстве случаев покупатели могут только забронировать машину ради фиксации текущей цены или лучшего выбора комплектаций в свете грядущего дефицита из-за недавней остановки автозаводов. Забрать же свои машины клиенты смогут только в автосалоне лично, то есть уже после прекращения карантинного режима в стране. Лишь некоторые дилеры предлагают доставку автомобиля до дома на эвакуаторе, но эта услуга, как правило, доступна за дополнительную плату.

По словам управляющего «Объединенной Автомобильной Корпорации – РРТ» Сергея Новосельского, на реальные онлайн-продажи не перешел почти никто, поскольку в России отсутствуют возможности для полноценного функционирования данной схемы. Пока комиссия за эквайринг не будет снижена, этот способ покупки не станет преобладающим. Незначительная часть дилеров начала предлагать возможность онлайн-бронирования, выездных оценок автомобилей с пробегом, дистанционной подачи документов в банки. Но ведь финальный штрих – подписание договора купли-продажи и передачи автомобиля все равно не отменяет контакта менеджера с клиентом. Поэтому определенное допущение в части соблюдения режима самоизоляции все равно присутствует.

- Кроме того, наше общество, несмотря на красивые картинки опросов, пока не готово массово покупать автомобили в интернете. В премиум-сегменте это развивается быстрее. В массовом – нашим клиентам все равно хочется посмотреть на машину живьем, пощупать ткань или кожу в салоне, поговорить с менеджером… Все это объясняет штучные продажи в онлайне. Но тот факт, что часть дилеров предлагает различные варианты онлайн-покупки – это правильно, мы так приучаем наших клиентов к такому удобному способу приобретения автомобиля, – рассуждает Сергей Новосельский.

Вторичный фактор

Что касается вторичного авторынка, то здесь ситуация в этом году развивается несколько иным образом. Всплеск спроса на новые машины в марте, безусловно, оттянул часть покупателей со «вторички», где продажи остались на прошлогоднем уровне, составив 431,4 тысяч единиц, гласят данные агентства «Автостат». Однако в предыдущие два месяца 2020-го этот сегмент рос более активно, благодаря чему результат продаж за первый квартал в 1,2 млн автомобилей оказался на 6% лучше прошлогоднего.

Несмотря на то, что в отличие от рынка новых машин повышение утилизационного сбора на перепродажу автомобилей с пробегом не повлияло, цены на них в этом году также росли. По оценкам «Авито Авто», средняя стоимость подержанной машины в отчетный период составила 437,1 тысяч рублей, увеличившись на 8% по сравнению с первым кварталом 2019 года и на 3% – по сравнению с четвертым кварталом того же года.

- Смещение спроса в сегмент автомобилей с пробегом наблюдается уже последние несколько лет. Я думаю, что и в этом году вторичный рынок сохранит позитивную динамику за счет регионов и за счет обмена подержанных машин на подержанные. У людей просто не будет достаточно денег на новые машины, а обновиться все равно надо. Что делать? Правильно – покупать такой же автомобиль с пробегом, как и был, только поновее, – рассуждает Сергей Новосельский.

В свою очередь, директор по развитию дилерского бизнеса холдинга «Максимум» Александр Кустов полагает, что в текущих экономических условиях и вторичный авторынок не сможет избежать падения, которое по итогам года составит порядка 5-10%. Однако рынок новых машин пострадает гораздо сильнее, сократившись в 2020-м как минимум на 20%. Отчасти это будет связано с тем, что часть клиентов, которая рассчитывала приобрести новый автомобиль, купит машину с пробегом ввиду меньшей стоимости.


Читайте также: Первая жертва кризиса: компания «ТрансТехСервис» Вячеслава Зубарева выгоняет людей на улицу


Понравился материал? Поделись в соцсетях
8 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Виталий
Да, странно в условиях сокращения работы и зп все побежали покупать машины кончено
2
0
Ответить

Степан
@Виталий Просто боязнь потерять накопления подталкивает людей приобрести что-то физически ощутимое, но видимо кто был при деньгах уже все потратили
0
0
Ответить

...
@Степан Кто был при деньгах успели за границу свалить ,с такими темпами в российской экономике коллапс настанет
0
0
Ответить

Ринат
@Степан А машина не обесценивание денег))). Как пылесос. Понятно если одна машина.
0
0
Ответить

Дмитрий
Я думаю у кого были накопленные средства потратят на недвижимость
5
0
Ответить

Люция
Людей только жалко работников, у начальства то по сути ничего не изменится. Всегда страдает обычный работящий народ
4
0
Ответить

читатель
На рынке два дурака. один продаёт, второй покупает
0
2
Ответить

Рустем (53)
Я сейчас приучаю себя голодать. Надо минимум два года продержаться.
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite