100-летие ТАССР: от автономии и коммунизма до цифровой демократии

Вековой путь республики был непростым и трудным. Но даже в самые сложные исторические периоды Татарстан приумножал и приобретал достояние. 

Госсовет Татарстана провел заседание парламента, приуроченное к 100-летию ТАССР. Руководитель парламента Фарид Мухаметшин выступил с докладом, как республика проходила через непростые и переломные исторические периоды на протяжении века. Председатель Госсовета обозначил, в чем важность опыта и практики, накопленных предшествующими поколениями, и какие новые вызовы стоят перед Татарстаном сегодня.  

- Столетие ТАССР - это рубежный этап в развитии татарского народа, имеющего свои тысячелетние традиции и опыт государственности, часть из которой была позднее востребована при построении Российского государства. Особенно яркие новаторство и ответственные политические устремления Татарстана проявились в бурные 90-е годы на стыке времен и общественных формаций. Потенциал, накопленный ТАССР, сыграл большую роль в повышении самостоятельности. Сохранение межнационального согласия, реализация политики мягкого вхождения в рынок, активное участие в переустройстве России на началах реального федерализма, - заявил Мухаметшин.

Председатель Госсовета совершил небольшой экскурс в столетнюю историю. Республика вместе со страной прошли сложнейшие годы первых пятилеток, репрессии конца 1930-х годов, Великую Отечественную войну, перестройку и распад СССР.

- Вековое развитие нашей республики - тесно увязанный процесс, а в каких-то моментах и сонаправленный политической истории русских земель. Начиная с полиэтничной Волжской Булгарии, Золотой Орды, Казанского ханства и далее, - перечислял председатель. 

Отношения татарских государств с русскими государствами средневековья Мухаметшин называет «совокупностью не самых простых взаимоотношений», суждения по которым он оставляет профессиональным исследователям прошлого. 

На рубеже XIX-XX веков у татар-мусульман России оформился запрос на «большую самостоятельность» в рамках империи. В качестве причины этого называется «расцвет буржуазно-капиталистических отношений» среди татар в конце XIX века. 

- Появление в тот период реформистской идеологии религиозного просветительства - джадидизма - способствовало небывалому росту уровня образованности и подъему национального самосознания, - подчеркнул Мухаметшин.  

Он перечислил таких татарских деятелей и писателей, как Габдулла Тукай, Дэрдмэнд, Фатих Амирхан, Гаяз Исхаки, Галимжан Ибрагимов, Шариф Камал. Напомнил, что в годы образования ТАССР обсуждались разные формы государственности татар вместе с башкирами. 

- Серьезно обсуждался проект оформления государственности татар и башкир в виде Урало-Волжского штата, а также его идейно-политическая альтернатива - Татаро-Башкирская Советская Республика… Ожесточенные сражения Гражданской войны отодвинули вопросы национально-территориального устройства Казанской губернии в тот период на второй план. Вместе с тем после завершения военных действий, долгого поиска конкретных форм был предложен новый взгляд на создание теперь уже Татарской республики, - заявил Мухаметшин. 

Он напомнил, что судьбоносный Декрет «Об образовании Автономной татарской Социалистической Советской Республики», принятый 27 мая 100 лет назад ВЦИКом и Совнаркомом РСФСР, был подписан Михаилом Калининым, Владимиром Лениным и Авелем Енукидзе. 

Мухаметшин рассказал о некоторых важных моментах, которые были запечатлены в этом историческом документе. 

- Среди прочего декларировалась прямая обязанность Федерации содействовать республике в достижении фактического равенства с другими автономиями; снабжать ее из общих средств необходимыми для этого финансовыми и техническими средствами, - зачитал Мухаметшин. 

25 июня, почти через месяц со дня подписания Декрета, Казанский губисполком в торжественной обстановке передал власть временному Революционному комитету, во главе которого был Сахиб-Гарей Саид-Галиев.

- Российской коммунистической партии (большевиков) и Советам удалось мобилизовать энергию и энтузиазм масс, что дало результат в виде довольно быстрого преодоления послевоенной разрухи, голода и социальных экспериментов. Пользуясь статусом автономии, руководство республики тех лет успешно реализовало ряд мер, направленных на укомплектование госаппарата национальными кадрами, развитие национального образования, культуры и искусства, - рассказывал руководитель парламента. 

Ещё в самом начале образования ТАССР лидеры молодого региона поднимали перед федеральным центром вопрос о повышении статуса автономий, уравнивании их с союзными республиками. Здесь Мухаметшин вспоминает выступления Мирсаида Султан-Галиева в Наркомнаце РСФСР в начале 1920-х годов. А затем отмечает, что в 1923-1924 годах случился разгром сторонников Султан-Галиева. Поэтому все те немногие завоевания, что были в сфере национальной политики в ТАССР, были фактически свернуты. 

- Маятник «стихийного федерализма» качнулся в обратную сторону: обещая на словах развитие культуры, языков, государственности народов России на основе самоопределения, большевики на деле не признавали политической субъектности национальных меньшинств. А в годы большого террора - государственные и партийные органы республики, как и всей страны в целом, и вовсе были подвергнуты тотальной чистке, - вспоминал трагические страницы истории ТАССР Мухаметшин. 

Он зачитал список имён, кто был убит во время сталинских репрессий. К высшей мере наказания были приговорены четыре из семи председателей президиума ТатЦИКа: Рауф Сабиров (1921-1924), Шайгардан Шаймарданов (1924-1927), Миннегарей Ахметшин (1927-1929), Гумер Байчурин (1934-1937). Еще один, Харис Мратхузин (1929-1933) отбыл срок в лагерях, затем воевал в штрафбате.

- Все они были реабилитированы позже, многие, к сожалению, посмертно, - говорит Мухаметшин.
Для объективности стоит вспомнить о некоторых и позитивных моментах в период массового террора, что были в ТАССР.

- Казалось бы, парадоксально, но именно на пике репрессий эволюция конституционно-правовой системы СССР выразилась в закреплении единообразной парламентской формы правления. В республиках были избраны Верховные советы, сыгравшие значимую роль в накоплении практики советского государственного строительства, - перечислял Мухаметшин. 

Здесь спикер парламента, конечно, не пребывает в иллюзиях, что законодательные органы Советского Союза были той же решающей политической силой, что и на Западе. Советская специфика всё-таки была. 

- И хотя наши законодательные органы отличались от западных аналогов по степени самостоятельности, формированию повестки, с точки зрения реального представительства, содержания полномочий они ни в чем не уступали передовым демократическим образцам тех лет, - сказал Мухаметшин. 

Он напомнил о достижениях по части ускоренной индустриализации, которая была в тот период в ТАССР. 

- Надо понимать, что, несмотря на «террор» и перегибы коллективизации, формирование новых институтов государственности проходило на волне общественного энтузиазма, подкрепленного успехами «большого рывка» в экономике, ростом авторитета СССР на международной арене. Во многом благодаря этой системе в годы предвоенных пятилеток была реализована политика ускоренной индустриализации и технического переоснащения села, - сказал председатель парламента. 

Первые 20 лет существования ТАССР Мухаметшин определил так: 

- Пройдя путь, полный свершений и трагических страниц, за 20 лет с момента образования ТАССР выросла в полноценную советскую автономию со своей Конституцией, органами власти, в том числе и на местах. 

Далее Мухаметшин напомнил о той роли, которую ТАССР сыграла в годы Великой Отечественной войны.

- В ряды действующей армии из республики отправилось около 700 тыс. человек, было сформировано семь только стрелковых дивизий, а ещё танковая бригада, зенитно-артиллерийский полк и прочие войсковые соединения. Только вдумайтесь: из тех, кто убыл на фронт, погиб почти каждый второй, 50 тыс. наших земляков вернулись инвалидами! Мы по праву гордимся подвигами и воинской доблестью татарстанцев: 225 из них удостоены звания Героя Советского Союза, 48 стали полными кавалерами орденов Славы, более 200 тысяч награждены орденами и медалями, - перечислял Мухаметшин.

Несмотря на масштабные человеческие потери из-за войны, ТАССР сложный период 1941-1945 годов прошла, и даже со значительными приобретениями.

- Ценой неимоверных усилий, которые легли в основном на пожилых людей, на женские и детские плечи, сельские труженики республики стабильно снабжали войска продовольствием. Без преувеличения скажу, в ходе Великой Отечественной наша республика закалилась, окрепла, стала прочной системной основой государства Победителей. Вопреки попыткам пересмотра итогов Второй мировой войны именно советский народ внес определяющий вклад в победу над фашизмом, - подчеркнул глава Госсовета. 

Военная Татария приняла свыше 70 заводов и фабрик, 33 института Академии наук СССР, Наркомат финансов, Госбанк СССР и ряд других ведомств (в общей сложности свыше 266 тысяч человек). Наши госпитали вернули на фронт более 200 тысяч воинов.

Послевоенный период для ТАССР тоже дался непросто. В этот период республика ощутила на себе перекосы и перегибы руководителей Советского Союза.

- Безусловно, ТАССР в полной мере испытала на себе негативные последствия волюнтаристских решений тех лет: перезонирование, увлечение коллективными формами хозяйствования, интернационализация культуры… О насущных проблемах этого периода открыто говорили Гази Кашшаф, Гумер Баширов, Нурихан Фаттах, Амирхан Еники, Сибгат Хаким, Салих Баттал, Наки Исанбет, - перечислял Мухаметшин. 

Однако именно после войны у ТАССР также были экономические приобретения. На Каме был построены нефтехимкомбинат, шинный завод, КАМАЗ. Казань превратилась в значимый центр самолето-, приборо-, машиностроения, отечественного ОПК. Развитие получили такие города, как Альметьевск, Нижнекамск и Набережные Челны. 

Такое бурное экономическое развитие республики шло явно вразрез с положением рядовых жителей ТАССР, с тем, в какой степени они были обеспечены товарами, услугами, социальной инфраструктурой.

- К 1980-м годам объем промышленной и сельхозпродукции, произведенной в расчете на одного татарстанца, на треть превышал аналогичный показатель по СССР. Однако производя столько же, сколько три прибалтийские республики вместе, Татарстан имел меньший бюджет, чем каждая из них в отдельности. Было очевидно, что усеченная автономия существенно сдерживала возможности дальнейшего социально-экономического развития республики, - рассказывал Мухаметшин.

Нарастание такого противоречия в итоге привело к закономерному росту популярности в общественном сознании идеи повышения государственного статуса Татарстана. 

- Вслед за Россией 30 августа 1990 года Верховный совет ТАССР под председательством Шаймиева единогласно принимает Декларацию о государственном суверенитете. Думаю, здесь будет уместным сказать, что Минтимер Шарипович сыграл огромную роль в возрождении государственности Татарстана на всех этапах своей политической биографии, - рассказывал Мухаметшин. Он поблагодарил Шаймиева аплодисментами, впрочем, как и все другие депутаты Госсовета.

Руководитель парламента напомнил, что в этом году также круглый юбилей будет Декларации о государственном суверенитете. Документу и всем сопутствующим ему событиям исполняется 30 лет. 

- Реализуя неотъемлемое право татарской нации, всего народа на самоопределение (как сказано в Преамбуле), республика стала первопроходцем в освоении конституционно-договорной практики, отстаивании федерализма и толерантности в стране. Впервые в нашей истории была самостоятельно разработана и утверждена новая Конституция, в основу которой легли Декларация о государственном суверенитете Татарстана и итоги впервые же проведенного референдума по государственному статусу республики. В 1991 году был учрежден институт президентства, - вспоминал Мухаметшин. 

Но и эти события тридцатилетней давности были непростыми, не всегда однозначными. 

- Дух новаторства, нашедший выражение в опережающем нормотворчестве по многим сферам, зачастую вел к расхождениям в выстраивании экономической политики, распоряжении собственностью, доходами и прочим. Тем не менее руководители республики всегда искали и находили политические компромиссы с федеральным центром, который, кстати, разделял заинтересованность в развитии такого региона, как Татарстан. Опирались при этом на поддержку народа при защите наших позиций в самых различных инстанциях. Универсальным инструментом согласования интересов сторон и учета национально-исторической специфики того периода стали Договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти России и Татарстана 1994 и 2007 годов, - напомнил присутствующим Мухаметшин. 

По его словам, инициативность и самостоятельность Татарстана в 90-х годах была оправдана тем, что таким образом федеральный центр «разгрузил» себя от ответственности за федеральные программы и функции.

Татарстан своими силами реализовывал такие направления, как программа газификации, переработки нефти, адресная социальная защита, ликвидация ветхого жилья и так далее. 

- В начале 1990-х годов были заложены прочные основы современного татарстанского общества, главными ценностями которого стали гражданский мир и межнациональное согласие. Атрибуты политической практики тех лет - согласованное и конструктивное взаимодействие всех ветвей и органов власти - и сегодня составляют прочный фундамент действующей модели государственности Республики Татарстан. Наш подход, известный ныне как «мягкое вхождение в рынок», позволил в значительной мере сохранить экономический потенциал в условиях переходного периода. Избежать обвального падения уровня жизни населения. Значимой составляющей «модели Татарстана» выступает государственная национальная политика, направленная на утверждение атмосферы взаимного уважения между представителями 173 этносов, проживающих в нашей республике, - подвел итоги развития Татарстана в 90-х годах Мухаметшин. 

Будущие цели, задачи и направления развития республики парламентарий определил так: 

- Контуры политической эволюции видятся в дальнейшем укреплении парламентаризма, субсидиарности, местных сообществ, институтов «цифровой демократии». Тем более это заложено и логикой инициированной в нынешнем году конституционной реформы страны… Каким будет Татарстан, перешагнувший 100-летний рубеж, какое место займет в обновляющейся Федерации, в сетевом глобальном сообществе - это во многом зависит от нас с вами. Мы должны продемонстрировать, что у нас достаточно сил, прозорливости и достоинства не свернуть с избранного пути, - заключил Фарид Мухаметшин.

Понравился материал? Поделись в соцсетях
ПОДРОБНЕЕ В СЮЖЕТЕ: 88 материалов в сюжете

100-летие ТАССР

Вековой путь республики был непростым и трудным. Но даже в самые сложные исторические периоды Татарстан приумножал и приобретал достояние.

5 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Марат
Как говорил Ницше, все что нас не убивает, делает нас сильнее. Трудности, которые республика преодолевала с каждым разом делали ее более сильной и гибкой. Сейчас мы видим результат всего этого.
0
0
Ответить

Бабай
@Марат Алга без булдырабыз, ә кем булдырмы заставим и ул булдыра тоже
0
0
Ответить

Ева
Начинать что-то с нуля всегда трудно. А мы как продолжатели должны держать планку на заданном уровне!
0
0
Ответить

Альберт
Такая насыщенная история! Смотрим в будущее с новыми силами!
0
0
Ответить

Мечта
Урало-волжский штат это конечно не по нашему, но об укрупнении региона уже речь идет давно. создание макрорегиона со столицей в любимом городе Казань можно конечно подумать
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite