Татарский дидҗитал: как поколение соцсетей сохраняет национальную идентичность

Эксперты, опрошенные KazanFirst, сходятся во мнении, что в условиях самоизоляции и ограничений онлайн-формы всевозможного татарского креатива приобретают особую актуальность среди пользователей.

Сохранение татарской культуры является неотъемлемой частью национальной политики Татарстана. И если ещё пару лет назад многие активисты и общественники не думали о глобальном развитии в сети, то в условиях пандемии все изменилось. Даже традиционная акция «Мин татарча сөйләшәм» поменяла «прописку» и в этом году прошла в онлайн-формате. Среди тех, кто с помощью IT-технологий популяризирует родной язык сегодня, - как госструктуры, так и общественники. Один из них Азат Кашапов, который создал маску «Переведи на татарский». Она сегодня набирает популярность в Инстаграме. За два дня существования маски ей воспользовались более 170 000 человек. Азат признается, что идея не его. Он подсмотрел её у представителей Якутии и адаптировал под татарский формат. 

- Я подумал, почему бы не сделать такую же. Зная, как мы, татары, гордимся своей идентичностью, национальностью. Тем более мы начали забывать свой язык, особенно новое поколение, - говорит собеседник.

Со слов автора маски, в программу зашито около 200 слов, из которых больше половины широко известны, как, например, врач, береза, огурец, гвоздь, есть и те, над переводом которых придется подумать, - экономика, родословная, ссылка. 

- Если бы было слишком сложно, то люди не стали выкладывать, как они ошибаются пять сториз подряд. Если будет очень легко, то людям это не зашло бы. Я, например, не знал слово заря. Думал, что многие не знают слово родословная, но, как оказалось, это не так, - добавляет Азат. 

Активист утверждает, что тенденция на подобный татарский контент возникла около10 лет назад, когда он администрировал группу «Типичный татарин» во «ВКонтакте». Собеседник уверен, что публикация мемов помогала в шуточной и игровой форме вспоминать язык или узнавать новые слова на татарском. Сегодня спасать умирающие языки России можно только через диджитал и новые медиа. 

- Только вещи, которые интересны молодому поколению, смогут хоть как-то сохранить язык, чтобы он остался на том уровне, не погибал, - считает общественник. 

К диджитализации, уверен Кашапов, пора бы прийти и национальным организациям типа «Сэлэт» и молодежного крыла «Всемирного конгресса татар». 

В планах Азата создавать маски и дальше, в том числе в честь 100-летия ТАССР. Уже существующую маску, созданную администрацией Кировского и Московского районов, Кашапов оценить затруднился.

- Хорошо, что она есть, я бы постарался сделать еще интереснее, - сказал он. 

У администрации Кировского и Московского районов есть сразу три Инстаграм-маски: «Лента Победы», «95 Кировскому» и «100 лет ТАССР». 

- Маска «100 лет ТАССР» была создана шесть недель назад, ей уже воспользовались около 30 000 человек. На создание ушло не так много времени, больше ее утверждали, а так где-то два дня, - рассказала начальник отдела по взаимодействию со СМИ Екатерина Сабитова

С ее слов, оставшимися двумя масками - «Лентой Победы» и «95 Кировскому» воспользовались около 20 000 раз, или 1 000 человек. Условную популярность последней собеседница связывает с тем, что раскручивать ее будут ближе к праздничной дате. Екатерина отмечает, что на востребованность у пользователей подобного контента свое влияние, в том числе, оказала пандемия коронавируса. 

Есть своя инста-маска и у мэрии Казани. В их аккаунте можно «нарисовать на лице» герб Казани. Визуально это напоминает аквагрим, который используют болельщики на спортивных событиях или рисуют детям на праздниках. В мэрии нам пояснили, что маска создавалась собственными силами «методом проб и ошибок». После продолжительной модерации она стала доступна общественности в ноябре 2019 года. По данным пресс-службы, ей воспользовались более 7 000 раз. 

- Мы рады применять все способы привлечения внимания жителей Казани и гостей к любимому городу. Мэрия готова использовать и другие новшества и приёмы продвижения города - конечно, если это реализуемо нашими силами. Всегда рады предложениям и идеям от горожан, - отмечают в пресс-службе города.

Еще один проект, реализованный в социальных сетях, - «АйдаДомой» поддерживал жителей республики в период самоизоляции. В рамках этой акции на официальных площадках Республики Татарстан в социальных сетях проходили онлайн-трансляции концертов, в том числе звёзд татарской эстрады. За время реализации проекта было проведено свыше 40 онлайн-концертов и более 30 просветительских мероприятий. Общее количество просмотров эфиров составило более 18 миллионов.

Еще один успешный опыт диджитала по-татарски продемонстрировал интернет-журнал Enter. В феврале 2020 года они выпустили маску, представляющую собой эчпочмак, шуточно отвечающий на вопрос «Кто твоя татарочка?». За это время ей воспользовались более 1 000 000 пользователей. Главный редактор издания Данил Губайдуллин рассказывает, что маску «примеряли» абсолютно все категории - от студентов и модников, до представителей татарской эстрады, а за первые два дня на аккаунт издания подписалась 1 000 человек.

- На мой взгляд, это абсолютный рекорд по Татарстану. Грубо говоря, большая часть республики ей воспользовалась, - уверен главный редактор издания Данил Губайдуллин. 

С его слов, несмотря на то, что о маске не напоминают, в редакцию поступают обращения с просьбами добавить то или иное имя.

Губайдуллин уверен, что подобные результаты демонстрируют готовность татарского сегмента Инстаграма к всевозможным активностям. Собеседник считает, что локальная идентичность, вне зависимости от региона, воспринимается хорошо. Единственное, что стоит учитывать в этом вопросе, - подача. Если и использовать стереотипы, то только так, чтобы это было смешно, а не издевательски. 

- Безусловно, Татарстану нужна своя айдентика. Сложно сказать, как бы она выглядела, надо думать. Нужны какие-то новые формы. Возможно, стоит отойти от использования драконов и чак-чака, - считает Губайдуллин. 

Совладелица контент-агентства «Без воды» Алиса Лисовая рассказывает, что подобные игровые формы контента - удовольствие не самое дешевое. К примеру, стоимость создания маски на рынке составляет около 10 000 рублей. 

- С точки зрения SMM это просто развлекаловка. Это прикольная штука, в которую можно позалипать. У маски есть большой минус - она недолго живет. Ради двух недель выпускать такую маску нецелесообразно, но если очень хочется, то можно, - высказывает мнение Лисовая. 

Собеседница уверена, с точки зрения популяризации языка среди молодежи это классная штука. 

- В интернете, где сейчас находятся дети и где они потребляют зачастую странный развлекательный контент, как раз и надо размещать какие-то полезные вещи, - добавляет собеседница. 

Лисовая отмечает, что маски-приклейки, несмотря на простоту создания, отдают нафталином и скорее актуальны для пользователей категории 25+, желающей показать свою причастность к чему-то. Эксперт напоминает, что все действия должны работать на один результат, а для этого нужна четкая стратегия. 

- Если мы говорим про молодежь, то надо думать про то, где она находится. Чтобы не заставлять их идти туда, куда они не хотят идти. Для этого отлично подходит «ТикТок». Важно, чтобы была грамотная интеграция, а не просто зашли [на площадку], залили какой-то один неприкольный видосик и ушли. Чтобы эта история не была одноразовая. Самое главное - это должно быть нескучно. Потому что когда начинают вылизывать контент, тогда начинается история про то, что аудитории это не нравится. Такой контент никому не нравится, подросткам хочется реальности, - говорит Лисовая.

Основательница SMM-агентства FRAGENCY Регина Фасхеева называет маску, созданную Азатом Кашаповым, одной из самых известных в Татарстане, которая понравилась ей как пользователю. Статистические показатели, которые демонстрируют использование масок, собеседница характеризует на отлично. 

- Важно, чтобы человеку самому было интересно взаимодействовать с маской. Что-то рассказать о себе. Люди с маской Азата демонстрировали, как хорошо они знают татарский язык, или просто развлекались. Маска Enter - способ пообщаться с аудиторией. И то и другое - маски про Татарстан. Поэтому они интересны, в том числе тем, кто переехал, - так они показывают свою связь с Родиной, - уверена она.

Фасхеева считает, что единого рецепта удачного татарского контента нет. Если бы он и существовал, то все бы уже пользовались им. Главное - чтобы человеку хотелось взаимодействовать с созданным продуктом. В пример она приводит маски-квизы, в которых люди могут продемонстрировать свою эрудированность, или маски-игры, где человек набирает баллы. А в качестве идеи эксперт предлагает запустить маску-викторину с интересными вопросами о Татарстане.

Понравился материал? Поделись в соцсетях
12 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Майор
Как пели в костюмах 30 лет назад, так и поют
2
0
Ответить

Костюмер
@Майор Так в костюме из люрекса как раз и заключается идентичность татарской эстрады
0
0
Ответить

Игорь
Почему не сделать прост онлайн переводчик. Простой и понятный. В том числе для туристов. Например, сделал заказ на татарском - получил скидку. Только это моя идея и использовать ее без моего согласия я не разрешаю! (с)
0
0
Ответить

Очпоч
@Игорь Ты уже опадал баурсак ты безмозглый
0
0
Ответить

Мирумир
Ну скажем откровенно что не сезон нынче туристический. Когда ограничения снимут непонятно. так что туристический сезон откладывается на зиму
0
0
Ответить

Амир
У нас Тукай да Джалиль и всё. Где новые лица? Поэты, писатели?Кконкурсы нужны.
0
0
Ответить

Ирина
@Амир Гузель Яхина, например
0
0
Ответить

Бугульма
@Амир Нурминский например
1
0
Ответить

Тимур
Фасхеева много что считает) Умная бабенка
0
0
Ответить

Креатив тур
Много возможностей, очень много. Просто со стадии проектировки и планирования до стадии реализации проекты проходят через цепочку чиновников. И 90% проектов умирает. Выживает только кто не против подельться
0
0
Ответить

Мнир
Почему тогда молодежь стесняется разговаривать на своем языке?
0
0
Ответить

Амир
@Мнир Стесняется??))) Она его не знает.
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite