«Закрепление понятия многоженства в Конституции сформирует юридическую ответственность внутри таких семей»

Редакция KazanFirst вместе с экспертами попыталась понять, готово ли общество к кардинальному пересмотру института брака и есть ли социальный запрос на легализацию многоженства.

В России в очередной раз подняли тему многоженства - соответствующая петиция появилась на платформе Change.org. Авторы призывают законодательно закрепить понятие многоженства в Конституции, по поправкам в этот документ в скором будущем пройдет голосование. 

«В настоящее время многоженство официально разрешено в 50 странах мира. Частично во Франции, Австралии и Великобритании. Отрицать наличие проблемы многоженства в России, особенно в северокавказских республиках, бессмысленно. Полигамные браки являются частью культуры и ментальности южных народов и фактически не прекращают практиковаться по настоящее время», - говорится в тексте петиции.

В действительности вопрос о многоженстве периодически всплывает в информационной повестке России. Наиболее активно эта тема обсуждается в рамках мусульманского сообщества, хотя речи о едином мнении не идет. Так, в сентябре минувшего года муфтий Москвы Ильдар Аляутдинов предложил легализовать многоженство во всей России и обратил внимание, что такое явление есть в Татарстане, Дагестане и Чечне. По его мнению, это стало бы гарантом прав женщин, являющихся вторыми женами, поскольку сейчас они никак не защищены. 

С ним согласился и муфтий Татарстана Камиль хазрат Самигуллин, который заявил, что в многоженстве нет ничего плохого, если мужчина в состоянии содержать несколько семей. 

Глава Духовного управления мусульман РФ шейх Равиль Гайнутдин в свою очередь соглашается, что целесообразно легализовать многоженство в мусульманских регионах страны. Это, по его словам, гораздо лучше, чем «иметь 40 любовниц и не нести никакой ответственности» перед ними и внебрачными детьми.

В то же время лидер Татарстана Рустам Минниханов придерживается иной точки зрения, коротко и ясно ответив на соответствующий вопрос: «Я не поддерживаю». 

Руководитель пресс-службы президента республики Лилия Галимова закономерно высказывается более осторожно. Этот вопрос претендует на серьезную и глубокую дискуссию, отмечает она. В то же время она заявила, что в Татарстане не планируют принимать соответствующего закона. 

Опрос, проведенный в крупных сообществах Татарстана во «ВКонтакте» показывает, что большинство жителей республики выступают против закрепления понятия многоженства. Вопрос звучал следующим образом: «Нужно ли законодательно разрешить многоженство в России?». Абсолютное большинство не поддерживает такую инициативу. Против высказались в Казани 75,91% проголосовавших, в Набережных Челнах - 72,65%, в Чистополе - 78,46%, в Нурлате - 68,75%, в Бавлах - 76,14%, в Лениногорске - 75%, в Бугульме - 80,7%, в Азнакаево - 72,24%, в Альметьевске - 72,3%, в Елабуге - 73,58%, в Зеленодольске - 79,15%, в Нижнекамске - 70,36%. 

Поддерживают эту идею в городах в среднем около 12-17%, кроме Челнов, Нижнекамска и Альметьевска, где сторонников этой инициативы оказалось около 20%. 

Ответственный секретарь Совета по правам человека при президенте РФ Ирина Киркора полагает, что легализация многоженства в России «откроет ящик Пандоры», поскольку опасно делать какие-либо исключения из действующего по всей стране единого Семейного кодекса. Еще один вопрос, который наверняка возникнет, - это право женщин регистрировать отношения с несколькими мужчинами, добавила Киркора.

Эксперты, которые комментировали эту тему для KazanFirst, сочли, что нет каких-либо серьезных шансов на законодательное рассмотрение этой инициативы. В то же время, по их мнению, сам вопрос достаточно сложен. Так, медиатехнолог Ярослав Муравьев считает, что тема многоженства имеет два вектора. 

- Россия - многонациональная и многоконфессиональная страна с совершенно разными традициями и укладами. Где-то многоженство считается нормой, и представители отдельных конфессий выступают за то, чтобы его узаконить. В информационном поле все чаще появляются истории с реальным многоженством, когда на Кавказе, в других регионах с преобладанием мусульманской части общества, люди фактически живут в этом состоянии. То есть это существует - у мужчины есть несколько жен, об этом знает общество, и это воспринимается нормально, - говорит Муравьев. - В то же время, когда это доходит до другой части общества, для которой эти традиции являются неприемлемыми, это вызывает информационный резонанс. То есть, с одной стороны большая часть населения в своих культурных традициях это принимает, с другой - это вызывает неприятие в рамках тех законодательных норм, которые сейчас есть в России.

По мнению Ярослава Муравьева, нужно закрепить такую норму в законодательстве, но ни в коем случае не как руководство к действию. 

- Прежде всего любая семья - это гармоничные взаимоотношения между всеми супругами, неважно, сколько их. И, конечно же, если такая норма будет введена, обязательно согласие и добровольное принятие этого всеми участниками семьи, - подчеркнул собеседник.

Он также отметил, что многоженство существует не только на Кавказе, Муравьев сталкивался с такими случаями даже в Татарстане. 

- При этом семья - это не столько эмоциональное, сколько юридическое состояние. Это обязательства между партнерами. И если что-то происходит в семье, то на законодательном уровне один партнер несет ответственность перед вторым. В данном случае при не оформленном браке с другим супругом/супругой, как раз-таки создается большой риск. Неся все обязательства как семьи, супруги не получают семейной гарантии в случае, если с одним из них что-то произойдет. Поэтому закрепление такой нормы как раз-таки формирует ответственность между всеми внутри нестандартной семьи, - отметил Муравьев.

По его словам, общество России крайне многогранно - страна впитала в себя традиции разных народов и культур, поэтому попытка «причесать всех под одну гребенку» и создать единые традиции может привести к серьезным внутренним проблемам. Часть общества, которая формировалась в традиции принятия многоженства, приемлет это понятие и страдает без соответствующей законодательной нормы. 

- Мы должны понимать, что Россия сильна своим разнообразием, мозаикой культур и народов. И если мы хотим попробовать сформировать совершенно универсальную народность, то это приведет к огромным рискам, и возможно, даже трагедиям. Осознание нашего разнообразия и есть та самая задача. Потому что то, что нормально, допустим, в Калининградской области, может быть совершенно неприемлемо за Сибирью. Но мы должны учитывать интересы и особенности каждой из культур, - подчеркивает собеседник. 

Доктор политических наук профессор КФУ Сергей Сергеев не считает, вопрос многоженства в России актуальным, хотя в отдельных регионах тема может входить в топ востребованных. Он напомнил, что подобная инициатива возникает не впервые, и ранее даже на официальном уровне Ингушетия предлагала внести подобный закон. Это предложение было отвергнуто, поскольку разрушало единое правовое пространство. 

- Не нужно обладать большими способностями к логике, чтобы понять, что многоженство даже при разрешении подобных браков по сути разрушает традиционную семью, и вообще семью. Вообще в нынешних условиях семья видится одной из основ, одной из скреп российского общества, потому что, соединяя многоженство с принципом юридического равенства людей мы должны будем допустить и многомужество. К чему мы придем - к тому, что семья как таковая будет разрушена, - полагает профессор Сергеев. 

Эксперт не отрицает того факта, что многоженство в нашей стране практикуется, но это прерогатива богатых и статусных людей в регионах, где существует значительная или преобладающая доля населения, исповедующего ислам. 

- Это не совсем в правовом поле, хотя какая-то статистика преступлений, связанных с многоженством, отсутствует. Может, есть что-то, связанное с подделкой документов. Ведь чтобы зарегистрировать второй брак, нужно либо «потерять» паспорт или «договориться» с паспортисткой, чтобы поставили штамп. То есть сейчас узаконенное печатью в паспорте многоженство - это подделка документов, и за это могут преследовать, - отметил Сергеев, добавив, что подобной статистики, скорее всего, нет, и попадаются на этом только особо невезучие индивиды. 

По его мнению, законодательное закрепление многоженства будет в перспективе равно отмене института семьи. 

- Если мужчина и женщина равны, а это одна из основ Конституции, тогда мы должны, судя по логике, разрешить и многомужество. И тогда семьи как таковой, в общем-то, не будет. Могут быть партнерства, браки. Может быть, мы к этому идем, но наше общество, во всяком случае, сейчас к этому не готово, - полагает Сергеев.

Декан факультета социологии-политологии Финансового университета при правительстве РФ Александр Шатилов в свою очередь отметил, что тема многоженства является «относительно актуальной» для российского мусульманского сообщества после 1991 года, когда произошел всплеск интереса к исламским ценностям. 

- Даже в советское время на Кавказе и в республиках Средней Азии в некоторых случаях это де-факто присутствовало. Официально, конечно, все были атеистами-партийцами, но по факту случаи были, хотя и не носили массовый характер. После распада Советского Союза и ликвидации прежней советской системы в ряде республик произошла такая десекуляризация и подъем религиозных ценностей. Соответственно, исламские общины периодически ставили вопрос о легализации многоженства. Хотя, надо сказать, что эту тему жестко не педалировали, особенно это касается официальных исламских организаций. Они предпочитают эту тему обозначать, но жестко не лоббировать. И иногда бывает, что некоторые политики, даже российские, пытаются эту тему эксплуатировать. Пару раз такие вбросы были со стороны Владимира Жириновского. Но это была скорее не какая-то политическая инициатива, а некая попытка привлечения к себе внимания и самопиара, - рассказал Шатилов.

Он не считает необходимым легализацию многоженства, поскольку это понятие так или иначе связано с религиозными канонами, а Россия - это светское государство. Такой шаг мог бы привести к острым дискуссиям, разделению общества на сторонников и противников такой идеи, и, возможно, даже столкновениям. 

- И еще неизвестно, как женщины это воспримут. К тому же, многоженство будет противоречить феминистическим настроениям. Как бы ни был поставлен вопрос насчет многомужества, пострадавшими могут быть все - и мужчины, и женщины. На мой взгляд, нет такого особого социального запроса на данную тему. Все-таки был период всплеска интереса к религиозным аспектам среди мусульман России, но он приходился на 90-е, начало 2000-х. Сейчас все-таки как-то балансируются религиозные и светские ценности в их культуре, - отметил Шатилов. 

По его мнению, общество сейчас не готово воспринять эту концепцию, причем даже в мусульманских республиках и общинах. 

- Мне кажется, сейчас законодательно несвоевременно ставить такой вопрос. Пока эта идея выглядит слишком эпатажной для России, хотя не знаю, что будет через 10-15 лет, многое будет зависеть от вектора развития страны, - считает эксперт.

Независимый политолог Дмитрий Орешкин и вовсе считает, что тема многоженства в России совершенно не актуальна. 

- Женщины делаются самостоятельными и европеизированными и скорее идет феминизация, чем маскулинизация. Так что какое тут многоженство? С моей стороны, это просто очередной знак того, насколько далеко по ценностным ориентирам европеизирующиеся, условно говоря, Москва, Екатеринбург, Петербург, Нижний Новгород и прочие традиционные российские центры по сравнению с Кавказом, - высказался Орешкин.

Он считает, что на Кавказе решают свои задачи и пытаются разрешить многоженство для себя. Там прекрасно знают, что в «большой» России эта идея не будет воспринята, а Кремль не будет вмешиваться в местные правила. Так что де-факто это явление может иметь место, но официально оно принято не будет. 

- Для кавказцев, наверно, такая необходимость есть, а для России - я думаю, что у Владимира Путина достаточно проблем, чтобы создавать себе новые. Большая часть его избирателей сейчас - женщины, причем российские, а не кавказские. Соответственно, если он что-то такое сделает, то, мягко говоря, эта часть избирателей может задуматься, - считает собеседник.

По его мнению, многоженство - это социокультурная особенность определенных регионов и это провинциальная инициатива, которая интересна как игра природы. Орешкин отметил, что даже для Кавказа эта тема не самая нужная.

- Там женщины так же понемножку понимают, что они тоже люди. И, соответственно, далеко не каждая согласится быть второй или третьей женой. Я думаю, что из 147 миллионов российского населения, из которых больше половины женщины, может быть 1 миллион женщин на Кавказе со скрипом это готовы принять. Мне кажется, что это просто сотрясение воздуха. К тому же, у нас в Конституции прописано равенство вне зависимости от пола или еще чего-то. Но вот многомужество народ принять точно не готов. Все это тема из XVIII века, - заявил Орешкин.

Политолог Виктор Сидоров также не считает тему многоженства актуальной для современного общества, особенно при наличии других, гораздо более важных вещей: коронавируса, кризиса, дистанционного голосования. По его мнению, само это явление противоречит всем мыслимым и немыслимым морально-этическим нормам, и общество к этому абсолютно не готово. Политолог не видит никаких шансов на закрепление этого понятия в законах. 

- Думаю, что этот вопрос никогда официально не будет рассматриваться органами власти Российской Федерации, - подытожил Сидоров.

Понравился материал? Поделись в соцсетях
23 КОММЕНТАРИЯ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Ильяс
Насколько мне известно по исламским законам, муж должен каждой жене выделить жилье так что бум строительства нам будет обеспечен
7
0
Ответить

Ильясу
@Ильяс Шалаш тоже жилье
2
1
Ответить

Влад
Не чешите там где не чешется!
11
0
Ответить

Марина
Мне кажется, что полигамия имеет место быть, и она не плоха, пока все её члены согласны. Но возникает такое чувство, будто у этих семей просто так получилось.
2
0
Ответить

Марине
@Марина Полигамия и многоженство разные вещи. Мусульманские деятели не предлагают узаконить браки между любым составом семей, а именно "многоженсто", т.е. муж чина имеет право на брак с несколькими женщинами. Изначально роль женщины определяется, как второсортная, зависимая от мужчины. Мужчине тоже отводится незавидная роль ишака, который должен тащить на себе воз семейных забот. Ни о каком гендерном , гражданском равенстве двух полов, саморазвитии, самореализации не идет и речи. Средневековье.
13
3
Ответить

рекин
Нужно в Конституции закрепить законодательно чтобы женщины мозг не делали мужьям. Вот тогда заживем!
5
7
Ответить

оля
Вот в Москве можно и легализовать. Все равно там одни приезжие в этом Масквабаде. Там других скоро не останется. Как и нравственных ценностей никаких там
6
2
Ответить

Вверхдном
А если женщина скажет, что хочет с тремя мужиками жить, её назовут зажравшейся шкурой.
16
1
Ответить

Муж
А с чего вдруг идет европеизация женщин? Потому что мужчин разучились слушать и разучились быть покорными и исполнительными.
5
6
Ответить

Айрат
Фетиш есть фетиш а какую окраску ему дают люди, что бы оправдаться это другой вопрос
6
1
Ответить

ирина
То есть они предлагают официально разрешить блуд и измены)) Любопытно) И причем здесь вообще Кавказ? Они пусть там хоть на козах женятся. Не надо в чужой монастырь со своими горными правилами лезть
15
3
Ответить

Глеб
А как они спят по графику чтоли
2
1
Ответить

Айваз
По шариату прошу заметить мужчины женились главным образом, на вдовах, время было военное, либо других, находящихся в тяжёлом положении, женщин и девушек нельзя было бросать без кормильца, и т.д.
11
0
Ответить

Махмуд
@Айваз А сегодня просто прикрывают свою похоть этим
15
1
Ответить

Анна
Кошмар я стану феминисткой
4
1
Ответить

.-.
Просто тем кто выступает "за" никто не дает...
5
0
Ответить

Без имени
Если я несу ответственность за всех жен почему не могу иметь 4 жен?
3
0
Ответить

Ритейл
@Без имени берите столько сколько унесете, а могут и ограничить не более пяти в одни руки
3
1
Ответить

ритейлу
@Без имени Дружок, а ты не рассматриваешь вариант, когда успешные женщины смогут содержать несколько мужей? Согласен быть пятым мужем?
7
1
Ответить

Римма
Тут одну то жену содержать не можете нищеброды! Куда вам 5! Ахахахах
19
3
Ответить

Юрист
Скажите, как институт традиционной семьи, закрепленный в Конституции РФ и Семейном кодексе РФ, сильно влияет на юридическую ответственность в семьях? Посмотрите статистику разводов, количество детей, воспитываемых без отцов, количество должников по алиментам. Поглядите судебную практику, какие алименты отцы платят своим детям по решениям судов. Понятно, что под красивым лозунгом защиты прав женщин протаскивают средневековый обычай в угоду куражащихся богатеев.
10
1
Ответить

Ират
Это усугубит социальное неравенство и породит террористов, потому что баи будут насильно брать замуж молодых и красивых девушек, а парни будут оставаться без пар, не смогут создавать семьи. Всех инициаторов этой галиматьи надо приравнять к экстремистам и привлечь к уголовной ответственности. Нечего лодку раскачивать: в стране много молодых холостяков, которые по бедности не могут создать семью, а для полного уничтожения их самооценки ворье и жулье решило еще и девок портить.
4
2
Ответить

Танюша
Многомужество хочу
1
2
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite