«Если помощь бизнесу какая-то оказывается, она доходит очень тяжело»

«Если помощь бизнесу какая-то оказывается
Бизнесмен в интервью KazanFirst рассказал о планах запустить кофейни без бармена
и официантов и производство кед под заказ.

В очередном выпуске коронакризисного интервью KazanFirst пообщался с Аделем Ягудиным, совладельцем бренда мужской одежды Indever, сети кофеен Coffee Cava и Bar108. 

— Адель Наилевич, расскажите, какие были у вас планы до пандемии.

— У нас планы были хорошие, но не грандиозные. Я не агрессивный бизнесмен, мы двигаемся потихоньку. Что касается кофеен, в Иннополисе в стадии строительства у нас находится одно заведение, еще два в стадии проекта. Мы уже обсуждали концепцию, помещения, общались с мэрией города и другими бизнесменами. Естественно, планы приостановились. В технопарке имени Попова второе заведение внешне уже готово, а внутри начинка сорвалась. Оборудование на подходе, но платежи пока будем останавливать, потому что смысла нет. Когда выйдем из пандемии и пойдут доходы, мы все быстро доделаем.

«Если помощь бизнесу какая-то оказывается, она доходит очень тяжело»

— Это заведение какого плана?

— Концепт новый, нестандартный. В заведении не будет бармена и официанта. Будет примерно как в «Макдоналдсе». То есть приходишь, нажимаешь пару кнопок для заказа, платишь через PayPass и его выносят на барную стойку. Это направлено больше на быстрые обеды. А за счет уменьшения количества персонала хотим держать конкурентные цены. В будущем думаем о заказе через приложение.

— А что с баром?

— По бару у нас больших планов не было. Он хорошо работает и в пандемии себя показал шикарно. Единственное, был план выйти в Казань. Но эти планы были только в голове. 

Самый главный проект для меня — это Indever. Он прям в душе у меня сидит. По Казани планируем переезд в другую студию. Магазин существует уже больше пяти лет, а у нас новая концепция со слоганом «Well done suits». В других городах студии соответствуют нашему новому брендбуку, а вот Пермь и Казань пока нет. Но Казань в приоритете. 

Еще есть планы по запуску кед. Это очень сложный продукт. Планы такие, чтобы человек приходил и не просто заказывал кеды по размеру, а чтобы это была кастомизация. Он будет выбирать цвет подошвы, кожи, шнурков, стельки. То есть кеды можно будет собрать, как конструктор. Прикольный проект, но он у нас пока встал. Хотя проблема больше в итальянцах, потому что у них карантинные меры жестче. Еще мы немного провалились с запуском новой коллекции весна-лето. В общем, пандемия порубила кучу планов по разным направлениям.

— Как вы вошли в пандемию?

— Что касается ресторанов и кафе, так же, как все. Выходит постановление — адаптируемся. Что касается Indever, у нас студии в 10 городах, а требования везде разные. Но у нас была некая готовность. В январе мы проводили встречу с партнерами, куда приехали и голландцы. Мы уже тогда понимали, что раз в Китае идет коронавирус, у нас будут проблемы с поставками. Часть нашего производства на аутсорсе находится в Гонконге. Мы, кстати, не думали, что коронавирус дойдет до России. Но когда он начал доходить до Европы, мы начали изучать, что происходит с похожими бизнесами: закрываются они или нет. Мы уже догадывались, что раз самолеты летают, поезда ходят, то и до нас доберется. Нас железный занавес, что ли, спасет?! Мы начали аккумулировать разные фишки, ходы. Наши партнеры находятся в Италии и Нидерландах, мы многое у них взяли. Поэтому когда в конце марта объявили о нерабочей неделе, мы были частично готовы. Понятно, что в первую неделю мы ушли в жесточайший карантин — закрылись полностью. Но за это время, находясь на удаленке, все переосмыслили и быстро смогли адаптироваться.

«Если помощь бизнесу какая-то оказывается, она доходит очень тяжело»

— И как вы начали перестраивать свой бизнес?

— Все говорят про онлайн, поэтому мы многое сделали в онлайне. Первое, что мы сделали, — запустили мобильное приложение, но это было задолго до пандемии. Окей, приложение помогает, но понятно, что это не решение всех проблем. За несколько недель мы успели полностью перезапустить сайт, но подготовка была до этого: фотосессии проведены, сделаны наработки. 

Мы начали онлайн-продажу сертификатов, то есть человек может купить его онлайн, он придет ему на почту или в любой форме либо его доставит курьер. Плюс мы запустили специальные акции. У нас есть сезонный каталог, ключевым клиентам мы развозим его в руки. В этот раз мы его запустили в формате PDF в онлайне, а всю базу выгрузили в телефоны менеджерам. Они с каждым клиентом индивидуально связывались, доводили порядок работы во время пандемии. Эти моменты нам помогли. 

После 7 апреля мы начали оказывать услуги удаленно. Казалось бы, в нашем бизнесе как это вообще возможно, мы должны были провалиться полностью под землю в продажах. Понятно, есть Zoom, Skype, WhatsApp, FaceTime… Но наши потенциальные клиенты сидели дома, не поехали за границу, а магазины все закрыты. Люди воспользовались этой паузой. Это нормально для нас, когда в обычное время клиенты привозят нам свой гардероб, поэтому мы начали разбирать их гардеробы онлайн. Все, что было не окей, мы забирали и увозили нашим портным. У нас все работали по одному, со справками. Плюс мы по доставке смогли пробиться через все таможни, потому что заказы были сделаны до пандемии. Все сюда пришли, мы их выдавали удаленно. То есть мы продажи не потеряли благодаря этим инструментам вообще никак, но и не выросли. Март-апрель — у нас высокий сезон, как и август-сентябрь. Мы растем в три-четыре раза на два месяца. В этот раз мы не выросли, а просто пошли по стандартному плану. 

— Подсчитывали ли вы убыток по общепиту?

— Конечно, общепит убыточен, но убытки мы еще не подсчитывали. Где-то мы договорились о снижении аренды, где-то об отсрочке. Везде по-разному. Но мы продолжали работать на доставку. Иннополис полностью на доставке был. У нас была выручка. Да, в баре в три раза меньше, в кофейне — в четыре. Падение есть, но и затраты упали: аренда сократилась, себестоимость тоже. Я думаю, через два-три месяца поймем, насколько было убыточно. Но в целом запас прочности есть, мы его аккумулировали специально. Общепиту сейчас главное — это запуститься. 

«Если помощь бизнесу какая-то оказывается, она доходит очень тяжело»

— Удалось ли сохранить всех сотрудников?

— Мы сами не увольняли никого. Кто сам захотел, мог уйти. Но мы никого не просили заявления писать. Более того, по Indever сотрудники даже премию с продаж получили. Что касается других городов, самая сложная ситуация была в Тюмени, но там тоже весь персонал сохранен. Единственное, может быть, они остались на МРОТ. То есть сокращение есть по заработной плате, но персонал никто не трогал. 

— Я общалась с разными бизнесменами. Есть мнение, что предприниматель — это человек, который всегда берет всю ответственность на себя, в том числе во время пандемии. То есть он должен рассчитывать только на свои силы и ему не стоит полагаться на поддержку государства. Что вы думаете по этому поводу?

— Это абсолютно правильная логика. Если взять наше государство, к сожалению, если у нас помощь какая-то оказывается, она доходит очень тяжело. Единственная помощь, которая до нас дошла, когда мы попали в перечень наиболее пострадавших отраслей, — это субсидии на 12 130 рублей. МРОТ по всем нашим компаниям дошел 28 мая. В этом плане финансовая помощь была оказана. 

На днях мы встречались с Вячеславом Зубаревым (владелец компании «ТрансТехСервис». — Ред.). Он интересную цифру сказал, мне самому захотелось посчитать. Если я не ошибаюсь, помощь государства, которая оказывается «ТрансТехСервису», составляет менее 1% от оборота компании. Ну это бред… Как бы да, помощь есть, деньги пришли, но мы и без этих денег выплатили зарплаты в марте-апреле. Мы еще подали заявку на кредит под 2%. Будет прикольно, если это действительно сработает. Но опять-таки это надо ходить, заниматься, помимо того, что предприниматели вынуждены спасать свой бизнес, придумывать какие-то ходы, фишки. 

Мы потратили на адаптацию к пандемии намного больше, чем государство нам возместило. Поддержка есть, но ее мало. Да, вышел закон об аренде, но он вышел, когда мы уже со всеми договорились. Вроде, помочь желание есть, они же прекрасно понимают, что все формируется из налогов. Вопрос в том, что это долго. Это надо было делать вчера, а они делают это завтра. 

— Многие представители малого бизнеса говорят, что остро нуждаются в налоговых льготах, но больше в освобождении от уплаты налогов. Почему государство не идет на этот шаг?

— Если честно, у меня тоже много вопросов возникает. Видимо, здесь нужно разбирать конкретную ситуацию в зависимости от бизнеса. Надо смотреть тех, кто работает с НДС. Я никогда с ним не работал. Там могут быть очень большие налоги, особенно в строительной сфере. По моим бизнесам просто налоговая нагрузка не такая большая. Да, с 1 января отменяют ЕНВД (единый налог на вмененный доход. — Ред.), по общепиту у меня нагрузка возрастет. Но для нас это была не самая большая нагрузка. У нас большая проблема — это аренда, коммунальные платежи, например, бар сжигает десятки тысяч электроэнергии. 

В общем, для меня ответ на этот вопрос пока будет загадкой. Но у меня как бизнесмена порой возникает много вопросов по нашему налоговому законодательству. Я лично бы сделал все по-другому.

«Если помощь бизнесу какая-то оказывается, она доходит очень тяжело»

— На ваш взгляд, какой процент малого бизнеса сможет пережить пандемию и возобновить свою деятельность? 

— Сложно вычислить, потому что каждый бизнес ведет себя по-разному. Возьмем, например, магазин в «Новой Туре». Если им дали отсрочку по арендным платежам, то они сейчас сидят дома, тратят деньги на еду, а больше трат никаких не возникает. Как откроют все, тогда запустятся. У них остаточный товар никуда не делся. А если взять общепит, там продукты портятся. Им же придется запускать все заново. Если деньги есть, они смогут запуститься. Еще, я думаю, нет проблем запуститься у самозанятых. Возможно, какие-то бизнесы будут умирать, банкротиться. Процент не будет фатальный. Кто-то уйдет, а на его место придет другой. Уйдут те, кто не смог быстро адаптироваться и у кого не было запаса прочности. Сложно вычислить. Я думаю, 30% не выживет. Но в течение пары лет все эти ниши будут заняты. 

— Какой урок вы извлекли для себя из пандемии?

— Надо быть готовым ко всему и везде закладывать запасы прочности. Нужно закладывать наперед, что возможна вторая волна коронавируса, просматривать все договоры. Например, мы рассматривали одно помещение для переезда, сделали смету и обсудили со строителями. Обычно как: платишь — делают ремонт. А мы сразу со строительной компанией проговорили, чтобы было кредитное плечо. Вдруг кризис усилится, у нас начнутся проблемы, могут быть просрочки по платежам. Об этом мы уже думаем. Или когда рассматриваем договор по аренде, спрашиваем, какая будет индексация и какие условия в случае повторения ситуации. То есть готовы ли они давать кредитные каникулы, отсрочку. Если раньше рассматривали договоры на два-три года, то сейчас я уже смотрю на 10 лет и как будет увеличиваться ставка. Это все нужно просчитывать. 

— Попробуйте описать пандемию одним предложением. Для вас, для бизнесмена, пандемия — это что?

— Пандемия — это хороший учитель для бизнесмена. А лично для меня пандемия — это то, что происходит не с нами, а где-то рядом. Я просто ее не чувствую. Она где-то там. Есть ли она вообще, непонятно.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *