Проблема родителей - знать, что делать для обучения детей, но не понимать, как сохранить их здоровье

Исследование социологов показывает, что ученики лицеев и гимназий болеют чаще, чем их сверстники из обычных школ.

Сегодня наблюдается тенденция, когда проблемы со здоровьем отмечаются у всё более и более молодых людей, в том числе у детей. Эта тенденция идёт вразрез с общераспространённым ожиданием, что у человека здоровье должно ухудшаться с возрастом, считает директор Центра семьи и демографии АН РТ и доктор социологических наук Чулпан Ильдарханова

В то же время исследователи отмечают, что у родителей есть четкие представления о практиках, которые позволяют их детям достигать успехов в учебе. Но подобного не скажешь о здоровьесберегающих практиках семей во время обучения детей в школе. Родители не следят за рационом ребенка и не отдают должное урокам физкультуры и подвижным играм. 

В чем заключаются поведенческие практики и ценности сбережения здоровья у жителей Татарстана? Центр семьи и демографии Академии наук Татарстана провёл пилотное социологическое исследование «Социальные детерминанты здоровья школьников в Татарстане». Были опрошены 325 родителей учеников средних школ, гимназий, лицеев, а также школ с углубленным изучением отдельных предметов (УИОП) из Казани, Арского и Чистопольского районов.

Специалисты поставили цель выявить влияние семьи, её образа жизни и питания на здоровье школьника. 

Здоровье и учеба

Только 6% родителей отметили, что их дети здоровые. Большая часть взрослых, то есть 94%, так или иначе указали, что ребенок болеет.

Социологи смогли выявить закономерность: чаще всего болеют ученики гимназий и лицеев. Как правило, каждый второй из их числа болеет не реже 2-3 раз в год. Их сверстники из средних школ и школ с УИОП болеют почти в два раза меньше. Хронических заболеваний у учеников гимназий и лицеев тоже больше - по 16 и 32% соответственно. В то время как в обычных общеобразовательных учреждениях это не больше 10%. 

Родители лицеистов и гимназистов в качестве причины ухудшения здоровья чаще всего называют «образовательные перегрузки и нарушение условий организации учебного процесса». На втором месте - наследственная предрасположенность к заболеваниям. На третьем - плохая экология. 

Кстати, первую причину зачастую указывали те родители, чьи дети учатся «хорошо». Родители «отличников» в одинаковой доле указывали все три причины. А вот каждый второй из родителей «троечников» в качестве ухудшения здоровья называл плохое питание.

Питание

По части питания социологи решили углубиться и задали ещё ряд уточняющих вопросов. В итоге больше половины родителей довольны, сколько калорий получает их ребёнок. На недостаток калорий у детей жалуются лишь 10%. Около 30% родителей не в курсе, какова калорийность пищи, потребляемой их детьми. 

Социологи приходят к выводу, что родители недостаточно проинформированы о том, как следует питаться и сколько калорий должен их ребёнок потреблять каждый день. Более того, было установлено, что дети, как правило, воспроизводят поведение своих родителей относительно режима питания (сколько раз в день питается ребенок). 

Исследователи отмечают, что качество питания детей, то есть их рацион, не зависит от размера дохода семьи. Но то, сколько семья тратит на еду, отражается на частоте приёма пищи. А наличие свободных денег у школьника увеличивает посещаемость им заведений фаст-фуда.   

Любопытны наблюдения исследователей касательно того, что понимание родителей, каких продуктов питания в рационе их детей в школах дефицит или избыток, коренным образом отличается от данных Роспотребнадзора Татарстана. 

Исследователи Центра семьи и демографии АН РТ отметили, что уровень потребления овощей и фруктов не зависит от того, сколько семья вообще тратит денег на питание. Сегодня родители не всегда в домашних условиях могут обеспечить школьников двух- и трехразовым горячим питанием. Как правило, это ложится на плечи образовательных учреждений. 

В 2018 году отмечалось, что одной из проблем в школах является отсутствие щадящего и диетического питания для детей, страдающих хроническими заболеваниями, недостаточная квалификация работников пищеблоков. Как следствие - нарушаются технологии приготовления и сроки реализации готовых блюд. 

Детям в пище не хватает мяса, рыбы, яиц, растительного масла. При этом в избытке хлеб и хлебопродукты. Школьники не получают такие полезные вещества, как кальций, железо, йод, фтор, селен, цинк, у них дефицит пищевых волокон. Отсюда такие заболевания, как задержка роста, анемия, кариес, остеопороз, болезни ЖКТ. Об этом говорится в «Государственном докладе о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации за 2018 год».   

Физкультура и спорт

Интересный штрих в пользу осознанного или не очень поведения родителей к своим детям социологи обнаружили, спросив их об отношении к урокам физкультуры. 70% родителей согласны, что физкультура детям нужна и полезна. А 28% считают, что их дети ходят на этот урок только потому, что так надо по школьной программе. 

Между прочим, если посмотреть, чем родители занимают детей после прихода из школы, то в интернете, за телефонами и планшетом зависает 54%. Подвижными играми и спортом после школы заняты только 17 и 23% детей соответственно.

Если спросить у родителей, как они оценивают психическое здоровье своего ребенка, то 77% ответят, как «благополучное». Но незамеченными не остаются такие трудности при взрослении ребенка, как «переходный возраст» (31,1%), «трудности в учебе» (24,6%), «личная жизнь» (18%), «атмосфера в семье» (13,1%) и «взаимоотношения со сверстниками» (11,5%). 

Что делают родители для учебы детей?

Самым тонким и чувствительным вопросом для родителей стало их общение и взаимопонимание с детьми. 49% опрошенных родителей не хватает времени на общение. 14% посетовали на недостаток опыта общения.

Любопытна тенденция, которую обнаружили социологи, по части включенности родителей в школьную жизнь своих детей. Основным фактором для большинства из них является то, насколько высока успеваемость детей в учебе (76,8%). То есть чем лучше ребенок учится в школе, тем чаще родители наведываются в школу. Так, среди детей «троечников» каждую неделю в школе бывает лишь каждый 10-й родитель. У «хорошистов» каждую неделю школу посещает 13,7%. А вот у «отличников» школу каждую неделю посещает 27,8% родителей.

Однако, отмечают исследователи, сами собрания родители «троечников», «хорошистов» и «отличников» посещают в равной степени (69,8, 69,6 и 63,5% соответственно). 

Электронные дневники школьников проверяют 73,1% родителей, в то время как 11,8% взрослых вовсе не используют этот инструмент отслеживания успеваемости детей в образовательном процессе. Если смотреть на этот показатель в разрезе родителей «троечников», «ударников» и «отличников», то контролем за успеваемостью пренебрегают больше всего именно родители «троечников»: 18,7% опрошенных родителей не заглядывают в дневники детей.

Социологи обращаются к одной интересной практике ухода родителей за детьми - это здоровьесберегающее поведение.

23% опрошенных родителей считают, что для сбережения здоровья детей нужно правильно питаться. 36% следят, чтобы их дети обязательно гуляли на свежем воздухе. А за режимом дня ребенка следят только 17%.

Выводы

В целом социологи Центра семьи и демографии АН РТ выявили, что родители, конечно, на словах произносят те меры, которые нужно исполнять, чтобы их дети были здоровы. Но на практике эти меры реализуют не так много родителей. 

- Полученный в ходе исследования вывод выдвигает серьезную проблему безответственного отношения как к собственному здоровью, так и к здоровью членов своей семьи. Данный аспект становится особо важным в современных условиях, когда разумное выполнение элементов ЗОЖ в условиях семьи часто может быть единственным и решающим способом сохранения здоровья, не требующим значительных материальных вложений, - рассуждают исследователи. 

Чаще всего родители такое свое поведение оправдывают занятостью и загруженностью на работе. 

Социологи также выявили, что примерно 12% взрослых упоминают такой важный навык, как умение релаксации, выхода из стресса. Родители сами нуждаются в подобных практиках и готовы этому обучить детей. 

Исходя из проведенного соцопроса, Центр семьи и демографии АН РТ предлагает ввести электронный паспорт здоровья школьника, где бы были указаны все параметры состояния его организма, чтобы фиксировать динамику состояния здоровья школьника за период обучения. Предлагается проведение дополнительного обследования здоровья детей школьного возраста в сельской местности и выезд в эти территории мобильных бригад врачей с медоборудованием. 

Результаты данного исследования представлены в «Демографическом докладе-2019. Реализация Национального проекта «Демография» в Республике Татарстан: ресурсы, вызовы, перспективы», подготовленном Центром семьи и демографии АН РТ.

Понравился материал? Поделись в соцсетях
5 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Батя
Для начала каждый родитель должен вести здоровый образ жизни
2
0
Ответить

Сергей
@Батя Трезвый образ жизни и без остальных крайностей естественно, а здоровый образ жизни, в принципе не реально вести, ибо живём в жутко загаженной атмосфере и не понятно чем питаемся
0
0
Ответить

Татьяна
Вы школьную программу видели? Это вопрос к министерству образования
0
0
Ответить

Ирина
Спокойная атмосфера в семье это залог здоровья
1
0
Ответить

Алексей
К воспитанию детей нужно подходить очень осторожно
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite